Министерство обороны Саудовской Аравии разместило в США заказ на поставки высокотехнологичных крылатых ракет и авиационных бомб на общую сумму в 6,8 миллиарда долларов. Ожидается, что контракт будет подписан в течение месяца после одобрения заявки конгрессом. По мнению Управления военного сотрудничества (DSCA) Пентагона, поставка вооружений не изменит военного баланса в регионе и не создает угрозы соседним государствам. Так ли это? Сейчас, когда Израиль и Саудовская Аравия обсуждают возможность военного союза против Ирана, эта сделка выглядит как военное усиление арабо-израильского альянса, вероятность создания которого приобретает реальные очертания…
Тель-Авив и Эр-Рияд восприняли отказ США нанести военный удар по Сирии и первые шаги президента Обамы по нормализации отношений с Тегераном как начало Белым домом нового этапа трансформации геополитической структуры Ближнего Востока. Саудовская королевская семья, недовольная курсом Обамы, ответила Вашингтону асимметрично, бросив вызов Организации Объединённых Наций. Королевство Саудовская Аравия (КСА) стало первым государством, отказавшимся от членства в Совете Безопасности ООН, предъявив претензии к деятельности Совбеза. Эр-Рияд не устраивает то, что Башар Асад до сих пор остаётся у власти, нет успехов в разрешении палестино-израильского конфликта, а кроме того, по мнению саудовских дипломатов, ООН не предприняла достаточных усилий для того, чтобы Ближний Восток стал зоной, свободной от оружия массового уничтожения (имеется в виду иранская ядерная программа).
В МИД России демарш саудитов назвали «странным». Вполне очевидно, что упреки в адрес Совбеза в контексте сирийского кризиса имеют антироссийскую направленность. Ранее Россия и Китай трижды блокировали резолюции Совета, ужесточавшие санкции против Сирии. Арабские страны-члены ООН также не скрывают своего недоумения отказом Саудовской Аравии от почетного статуса и призывают Эр-Рияд одуматься, по крайней мере, для того, чтобы обеспечить представительство арабского мира в Совете Безопасности. Саудовское руководство, однако, утверждает, что «рабочие методы Совбеза не позволяют ему осуществлять функции по поддержанию международного мира и безопасности». Так монархия реагирует на неприятие Организацией Объединённых Наций саудовских призывов к вооруженному вмешательству в сирийский конфликт и решению иранской ядерной проблемы с помощью военной силы.
Эр-Рияд не первый раз заявляет о своих притязаниях на доминирование в регионе Ближнего Востока. Дело дошло уже до того, что саудовское руководство предлагало Бараку Обаме в дни сирийского противостояния оплатить военную операцию против Сирии, словно речь шла об услугах наёмного убийцы. Отказ Белого дома от принятия военных карательных мер против сирийского правительства вызвал глубокое разочарование арабских шейхов. Вашингтон был подвергнут критике за неспособность привести в исполнение свои собственные угрозы.
Недовольство политикой Обамы еще более отчетливо проявилось в саудовских оценках первых признаков оттепели в ирано-американских отношениях. В Эр-Рияде сделали вывод, что США и Иран втайне планируют стратегический союз, направленный на ослабление саудовского влияния. В том, что сближение с Ираном может отвечать региональным интересам Америки, ничего неожиданного нет. Как считают сами американцы, для США выгоден вариант контроля над Ближним Востоком, который не позволил бы ни одной из стран стать безусловным военным лидером с претензиями на роль региональной сверхдержавы. Классический путь к достижению этой цели – поддержание баланса сил и сохранение при этом постоянной напряженности в отношениях соперничающих государств, в данном случае Саудовской Аравии и Ирана.
Многолетняя однобокая ориентация в исламском мире на Саудовскую Аравию привела США к потере влияния среди шиитов, а находящийся под саудовским влиянием суннитский ислам взял на вооружение антиамериканский курс. Эр-Рияд не только финансирует иностранную военную интервенцию в Сирию, саудовские спецслужбы поддерживают террористические боевые группы суннитов во всех странах от Алжира до Пакистана, включая воюющее сейчас с американцами движение «Талибан» в Афганистане. Дальнейшая безоговорочная дружба с Эр-Риядом стала для США опасной, и предположение о том, что в скором времени внешняя политика Вашингтона прекратит обслуживать интересы Саудовской Аравии, выглядит вполне обоснованным.
Разумеется, сближение Вашингтона с Тегераном отнюдь не гарантирует существенное укрепление позиций США в мире шиитского ислама, но шанс на снижение антиамериканских настроений в ряде стран «Большого Ближнего Востока» возникает. Речь идет об Ираке, Ливане, Сирии, Бахрейне и Афганистане. Кроме того, «перезагрузка» отношений с Ираном позволила бы Соединенным Штатам избежать угрозы быть втянутым союзническими обязательствами в войну для защиты Саудовской Аравии. Тем не менее Вашингтон и сейчас ещё допускает силовое «закрытие» иранского ядерного досье путём нанесения ударов по объектам атомной инфраструктуры Ирана. На этом сценарии категорически настаивает Израиль. Свою заинтересованность в военном сокрушении ядерных объектов ИРИ не скрывает и Саудовская Аравия.
Тель-Авив объявил о своей готовности к самостоятельной операции против ИРИ. Направление ударов по Ирану через территорию КСА рассматривается израильскими военными в числе основных. Кроме вражды к Ирану, у Израиля и Саудовской Аравии есть общая цель свержения режима в Сирии, Тель-Авив и Эр-Рияд солидарны в поддержке военного правительства в Египте, они также нашли общий язык в отношении недопустимости повышения геополитической роли их общего соперника Турции. Сведения о тайных переговорах Израиля и Саудовской Аравии уже несколько лет не относятся к числу сенсационных. Даже вопреки планам США мир может стать свидетелем появления кажущегося маловероятным арабо-израильского союза, претендующего на роль «коллективной сверхдержавы» региона.
Эта осень вообще внесла хаос в ряды американских союзников. Планы военной акции США в Сирии не поддержала самая преданная союзница Великобритания, от участия в этой авантюре отказалось подавляющее большинство стран НАТО, уклонились от солидарности с президентом Обамой лидеры многих других союзных государств, а теперь и многолетние ближневосточные партнеры претендуют на самостоятельность в решении вопроса о войне с Ираном.
Примеров израильской самодеятельности набирается уже немало. Более четверти века назад, в 1981 году, Израиль уничтожил иракский ядерный реактор «Озирак» незадолго до его ввода в эксплуатацию. Администрация Рейгана тогда официально осудила это нападение, но израильтяне считают его одной из своих наиболее успешных военных операций. В 2007 году Израиль нанес авиационные удары по якобы недостроенному сирийцами в пустынной местности на востоке страны реактору «Аль-Кибар», о котором будто бы МАГАТЭ не знала, чтобы продемонстрировать свою решимость уничтожать ядерные проекты соседних стран в зачаточном состоянии. Тогда администрация Буша разделилась в оценке этого нападения, а многие высокопоставленные политики в США до сих пор считают, что налёт был преждевременным. В мае сего года Израиль нанес удар по аэропорту Дамаска, а также по нескольким ракетным базам в Сирии. Действительной целью израильских авиационных ударов по сирийским военным объектам была проверка возможности пролета над этой арабской страной с целью удара по ядерным объектам Ирана. Такие репетиции начала войны проводятся Тель-Авивом без оглядки на реакцию мирового сообщества. ООН ни на одну последнею израильскую вооруженную акцию в Сирии должным образом не отреагировала.
Саудовская Аравия, в отличие от Израиля, публично дебютирует в эти дни в роли ниспровергателя авторитета ООН впервые, но к выходу на эту опасную тропу королевская семья готовилась долгие годы, тесно связав свою внешнеполитическую деятельность с поддержкой международных террористических организаций. Говорить о моральных принципах саудовской дипломатии уже давно не принято, а поэтому согласие Саудовской Аравии предоставить израильтянам военный коридор можно рассматривать как участие в ударах по Ирану.
Речь идет также о временном базировании авиации на саудовских авиабазах. Транспортные самолеты ВВС Израиля уже были замечены в Саудовской Аравии за разгрузкой боеприпасов, которые в случае войны с Ираном удобнее иметь именно здесь, под рукой. А еще лучше для Израиля, если крылатые ракеты и авиационные бомбы для этих целей оплатят саудовские военные и сами завезут их из США. В этом и заключается главный смысл нового заказа Минобороны КСА стоимостью почти в 7 млрд. долларов. В номенклатуре поставки более 90% составляют именно боеприпасы для истребителей-бомбардировщиков американского производства, состоящих на вооружении ВВС и Израиля, и Саудовской Аравии. Одобрив этот контракт, конгресс США даст зеленый свет опасным замыслам Тель-Авива и Эр-Рияда, а американский военный контингент в Персидском заливе окажется втянутым в опасную авантюру двух вышедших из повиновения союзников.