Визит Хиллари Клинтон в Москву должен был прояснить, в чем именно будет состоять «перезагрузка» отношений между Россией и Соединенными Штатами, и какое будет продолжение у отказа Барака Обамы разместить системы американской ПРО в Польше и Чехии. Честно говоря, ощущения какого-то прояснения не наступило. Такое впечатление, что стороны решили взять паузу.
Визит Хиллари Клинтон в Москву должен был прояснить, в чем именно будет состоять «перезагрузка» отношений между Россией и Соединенными Штатами, и какое будет продолжение у отказа Барака Обамы разместить системы американской ПРО в Польше и Чехии. Честно говоря, ощущения какого-то прояснения не наступило. Такое впечатление, что стороны решили взять паузу.
С американской стороны поступают сигналы насчет того, что отказ от ранее планировавшейся системы ПРО не является отказом вообще от создания системы ПРО, которая не будет согласована с Россией. И даже были заявления о том, что, возможно, радары появятся на территории Украины, и о том, что вместо той системы ПРО, которая бы в любом случае не работала, будет создана гораздо более эффективная и насыщенная система ПРО (и на морских платформах, и с участием других восточноевропейских государств). И вот этот момент, как мне кажется, сейчас навис дамокловым мечом над «перезагрузкой».
Единственное, что сказала Клинтон, – это то, что система ПРО не будет размещена в Грузии
Даже Лавров говорил о том, что те планы, которые сейчас обсуждаются в Соединенных Штатах о новой системе ПРО, которая заменит прежнюю, неосуществимую, не являются результатом согласования с Россией. Они являются новыми планами, по поводу которых мы и хотели бы знать больше.
Единственное, что сказала Хиллари Клинтон, – это то, что система ПРО не будет размещена в Грузии. Я думаю, что это можно приветствовать. Это – правильное решение администрации, потому что, конечно, если бы она приняла решение разместить систему своей ПРО в стране, которая убивала российских граждан, которая еще год назад находилась с Россией в состоянии войны, руководство которой отдавало приказы об убийстве российских граждан, то, естественно, это не было бы оценено в Москве. Это не было бы оценено российским обществом, и тогда о «перезагрузке», я думаю, можно было бы забыть. Так что это – разумный шаг Обамы: отказаться (по крайней мере, на настоящем этапе) включать Грузию в возможную систему противоракетной обороны.
Но никаких других разъяснений мы не получили, и насколько мы будем сотрудничать с американцами, и насколько, опять же, будут учитываться наши интересы безопасности, остается неясным. Но создается впечатление, что в Соединенных Штатах многие политические и военные фигуры стали говорить: «Ах, раз мы отказались от той системы ПРО, то мы должны создать еще что-то более серьезное и жесткое, и еще менее, может быть, устраивающее Россию».
Т. е. идет разговор о какой-то компенсации, и это меня очень настораживает, потому что это в значительной степени обесценивает заявление Обамы. Ведь если он говорит: «От этого мы откажемся, но будет создано еще нечто, что может оказаться для России еще хуже», то в чем тогда позитивное содержание решения Обамы отказаться от размещения этой системы в Польше и Чехии?
Бжезинский надеется на то, что Польша и восточные европейцы получат еще большую компенсацию
Обращаю ваше внимание на то, что Збигнев Бжезинский поддержал решение Обамы. Это, казалось бы, странно на первый взгляд, потому что Бжезинский всегда поддерживал антироссийские решения. Но это только на первый взгляд. На самом деле Бжезинский как раз надеется на то, что Польша и восточные европейцы, которые настроены против России, получат еще большую компенсацию. И не только в виде ракет «Пэтриот», которые американцы собираются поставить полякам.
Они надеются на то, что будут созданы американские военные базы на территории Польши, что будут разработаны т. н. планы возможной реакции на российское вторжение по отношению к Восточной Европе. Они рассчитывают на то, что американцы дадут им больше денег на вооружение, и что на территории восточноевропейских стран появятся американские военнослужащие. И Бжезинский примерно так и рассуждает. Он говорит: ну хорошо, отказались от неработающей системы, но, может быть, вместо этого в порядке компенсации полякам мы дадим им наше военное присутствие…
Вот если сценарий пойдет по этому пути, то, мне кажется, о перезагрузке тоже можно будет забыть. Но визит Хиллари, к сожалению, этих вопросов не прояснил. Я бы сказал, что он был маргинально-позитивным визитом. Почему «маргинально»? Потому что не были даны ответы на все эти вопросы. Почему все же позитивным? Потому что Хиллари подтвердила, что Соединенные Штаты не будут читать нам лекции по поводу внутреннего устройства, что они не будут вмешиваться в наши внутренние дела, что они не будут размещать ПРО на территории Грузии. Т. е. все те моменты, которые окончательно отравили отношения между Москвой и Вашингтоном при Буше, администрация Обамы снимает. Она сохраняет позитивную динамику отношений, но те знаки вопроса, которые сохраняются, очень существенны, и, к сожалению, приезд Хиллари Клинтон не дал на них даже приблизительных ответов.
Алексей Пушков
Директор Института актуальных международных проблем Дипакадемии МИД РФ
Источник: КМ.ру.
Рейтинг публикации:
|