Президенты стран Балтии и США обсудят экономическое сотрудничество и переговоры Европейского союза с США о трансатлантическом торговом соглашении. Как стало известно, во время сегодняшней встречи большое внимание также будет уделено "геополитическим изменениям и процессам, представляющим угрозу региональной безопасности". Президенты Литвы Даля Грибаускайте, Латвии Андрис Берзиньш, Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес и США Барак Обама обсудят экономическое сотрудничество и переговоры Европейского союза с США о трансатлантическом торговом соглашении. После встречи планируется обнародовать совместное заявление президентов Литвы, Латвии, Эстонии и США.
Крайне важно то, какое место в общей направленности внешнеполитических планов США по вопросам международной безопасности занимает сам факт этой встречи.
Еще в 1948 г., когда холодная война вступила в свою первую фазу, Агентство национальной безопасности США в директиве NSC 20/1 определило две основные задачи в отношении нашей страны: ослабление России до тех пределов, когда она станет безопасной для США, и изменение внешней политики Москвы в направлении, соответствующем интересам Белого дома. С развалом СССР в 1991 г. эти задачи были выполнены, но уже с начала 2000-х гг. стало ясно, что такое положение вещей временно. Сегодня Россия снова набирает военно-политическую мощь и, как показывает ситуация с Сирией, оказывает серьезное влияние на развитие международных отношений, во многом выступая противовесом США. Учитывая возросшее влияние неоконсерваторов в принятии внешнеполитических решений Белым домом, которые единственным способом существования Америки видят ее глобальное доминирование в мире, и события последних недель, мы можем уверенно заявить, что описанные в документе задачи снова стали для Вашингтона приоритетными.
Интересно и другое. В том же документе дается подробное описание методов достижения этих целей, среди которых Прибалтике (и Украине, но это отдельная история) отводилась особая роль. Процитируем: "…ясно, что их (трех прибалтийских республик) полная независимость повлекла бы фактическое сокращение территории, контролируемой Советским правительством. Таким образом, это напрямую затронуло бы достоинство и жизненные интересы Советского государства как такового". Как мы знаем из истории, на деле все оказалось значительно масштабнее: провозглашение суверенитета Литвой в марте 1990 г. запустило процесс, который привел к расчленению Советского Союза на 15 частей и уничтожению мощного социалистического государства.
Почему именно Прибалтика? Авторы директивы АНБ отвечают на этот вопрос следующим образом: "…прибалтийские народы – это единственные народы, чьи традиционные территории и население в настоящее время полностью включены в Советский Союз и которые продемонстрировали способность успешно нести ответственность за свою государственность". Американцы любят фразами о демократии и свободе вуалировать свои истинные мысли и намерения, краткий перевод на человеческий язык может быть следующим: "Прибалты недовольны включением их территории в состав СССР и готовы предпринять активные действия по выходу из него, тем самым осуществив наши (американские) интересы по ослаблению основного противника". Антироссийский национализм прибалтов, их ненависть ко всему русскому и советскому широко известны. Но отличие этого национализма от национализма других бывших республик СССР в том, что он был присущ литовцам, латышам и эстонцам все годы их существования в рамках Союза. И эта ненависть к России настолько затмевает глаза прибалтов, что они готовы исполнять роль вассалов в подчинении у США, как выразился гендиректор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев, лишь бы очередной раз навредить Москве. На этом Вашингтон сыграл однажды и теперь, когда российско-американские отношения возвращаются в состояние противостояния, собирается сыграть снова, использовав эти республики для оказания военно-политического давления на Россию.
Использование "прибалтийской карты" с военной точки зрения началось еще в 2009 г., когда НАТО провело в небе над странами Балтии учения Baltic Regional Training Event (BRTE III). Уже тогда Сергей Михеев отмечал, что эти учения вблизи России указывают на двойственный характер отношения организации к нашей стране, и делал соответствующие выводы о необходимости укрепления обороноспособности страны с целью заставить альянс пересмотреть свою политику в отношении России. И если тогда эксперты старались избегать формулировок, в которых звучало бы слово "Америка" или "США", чтобы не нарушать миролюбивого дискурса "перезагрузки", то сегодня цель военных учений НАТО в Прибалтике как деятельность Пентагона по оказанию давления на Москву никем не отрицается и не замалчивается. За последние годы натовские учения в Прибалтике с привлечением крупных людских и технических учений приобрели настолько традиционный характер, что ими уже никого не удивишь. А задуматься, тем не менее, есть над чем. Так, уже в 2010 г., в самый разгар "перезагрузки", Пентагон провел крупные военные учения на территории Литвы, Латвии и Эстонии, одной из целей которых было "проверить способность латвийской армии принять и разместить крупный иностранный контингент на своей территории". И с каждым годом такие учения приобретают все более угрожающие России формы.
Таким образом, Прибалтика со времен холодной войны является для США одним из основных инструментов проведения внешней политики в отношении России. Но если в советскую эпоху эти три республики использовались как катализатор развала страны, то сегодня возможности их "применения" направлены на принуждение России к повышению расходов на оборону, в частности, через разработку методов противодействия ПРО. И это повышение можно наблюдать с 2009 г., когда разово расходы правительства на оборону были увеличены на 23%. Сегодня эта цифра стала в два раза больше и составляет 2,098 трлн руб., занимая 15,7% в общей структуре расходов. Как сообщают "РИА-Новости", к 2016 г. расходы федерального бюджета РФ по разделу "национальная оборона" вырастут еще на 63% по сравнению с текущим годом и составят 3,418 трлн руб. Несмотря на то, что рост ВВП пока позволяет это делать, не стоит забывать о том, что триллионы уже истраченных рублей могли пойти на развитие социальной сферы.
В сентябре Путин и Обама, президенты государств, единственных на земном шаре обладающих таким запасом ядерного вооружения, который способен несколько раз уничтожить планету, должны обсуждать ключевые вопросы международной безопасности, включая ограничение распространения стратегических наступательных вооружений и проблему ПРО в Европе. Однако Вашингтон не раз доказывал во многих странах мира, включая Югославию, Ирак, Афганистан, Сирию, что готов пожертвовать международной безопасностью ради достижения своих национальных интересов. Последние события в российско-американских отношениях показывают, что американцы не готовы пересмотреть свою во многом устаревшую концепцию международных отношений. И поэтому особо рассчитывать на то, что Белый дом скоро пойдет на переговоры, не стоит. Вместо этого нужно приготовиться к новым испытаниям на прочность, в которых мы обязаны держать себя достойно и не поддаваться на провокации – ни дипломатические, ни военные, ни идеологические.
Вадим Рудаков Источник: nakanune.ru.
Рейтинг публикации:
|