Как не допустить холодной войны в Арктике. Ответ должны дать Обама и Путин. Богатства Арктики, на которые сейчас обратили внимание развитые страны мира, могут быть не только источником дохода, но и поводом для решения разного рода конфликтов между заинтересованными государствами. Пол Артур Беркман, биолог-океанограф в Университете Калифорнии в Санта-Барбаре, пишет в колонке для The New York Times, что мировые лидеры должны созвать международную встречу и договориться о том, как предотвратить конфликты в случае их появления.
Только четверть века назад Северный Ледовитый океан был покрыт льдом в течение всего года. Это была настоящая неприступная пустыня, которую люди редко решались покорять. Сегодня, когда последствия глобального потепления вдвое больше ощутимы на просторах Крайнего Севера, большая часть океана — это открытая вода летом. И только зимой океан покрывается льдом.
Эти неожиданные явления радикально изменили будущее Арктики, особенно восьми стран и некоторых коренных народов, проживающих вокруг нее. На сегодня есть договоренности относительно сотрудничества в области добычи нефти, газа и минеральных месторождений региона, а также по развитию рыболовства. А вот усилий по разработке механизмов для предотвращения или разрешения конфликтов в регионе было потрачено недостаточно. Потенциал для такого конфликта является высоким, хотя уровень напряженности в отношениях между заинтересованными сторонами в настоящее время находится на низком уровне.
Ряд стран вместе с корпорациями ExxonMobil и Royal Dutch Shell готовятся к разведке огромных месторождений нефти и природного газа в регионе. Новые морские транспортные маршруты смогут создать конкуренцию Панамскому и Суэцкому каналам. Огромные рыболовные угодья открываются для коммерческого использования без каких-либо мер регулирования. Прибрежные районы, на которых проживают коренные общины, «сползают» в море. Китай и Европейский Союз не относятся к арктическим стран, однако и они спешат заявить о своих интересах в регионе. Некоторые страны увеличили количество своего военного персонала и оборудования в Арктике.
Наиболее фундаментальной проблемой для арктических государств является развитие сотрудничества и предотвращение конфликтов. И то, и другое необходимо, но пока не было начато работу широкого форума для достижения этих целей.
!В 1996 году восемь стран — США, Россия, Канада, Норвегия, Финляндия, Швеция, Исландия и Дания — и группы, представляющие коренные народы, создали Арктический совет, имеющий целью определить будущее для региона. С тех пор этот форум высокого уровня определил, что устойчивое развитие и защита окружающей среды являются «общими проблемами для всех правительств стран Арктики».
Еще один важный вопрос — поддержание мира — не получило своего освещения на переговорах, которые привели к созданию совета. Как и сейчас, опасения в то время сводились к тому, что мир между арктическими странами означает демилитаризацию. Это не так. Но если эти страны пока опасаются обсуждать вопросы мира в регионе, в то время как напряженность находится на достаточно низком уровне, удастся ли им наладить сотрудничество для того, чтобы разрешать конфликты, когда они начнут возникать?
С 2006 года каждая из арктических стран ввела свою собственную политику безопасности для защиты своих суверенных прав. Сейчас они должны сравнить свою государственную политику безопасности, определить моменты, в которых их суверенная политика совпадает или конфликтует между собой, а затем добиться сбалансирования интересов с общими интересами.
Как, например, каждая страна будет размещать свои военные силы и обеспечивать охрану своей территории? Как им решать дела с Китаем и другими странами, которые не имеют формальных юрисдикций в регионе, но имеют большие интересы в вопросах использования ресурсов Арктики? Как будут сотрудничать арктические и неарктические государства в вопросе использования ресурсов, расположенных за пределами национальных юрисдикций, в открытом море и на морских глубинах? Как Соединенным Штатам сотрудничать с другими странами в решении вопросов территориальных споров в океане, если они не ратифицировали Конвенцию по морскому праву (договор подписан еще в далеком 1982 году и регулирует использование мирового океана)?
Военный командир НАТО адмирал Джеймс Ставридис, представляющий военно-морской флот США, в 2010 году предупредил о «ледяном переходе в зону конкуренции, или еще хуже — зону конфликта», мировые лидеры не смогут обеспечить мир в арктическом регионе.
Неважно, будет ли это создано на базе Арктического совета или любой другой организации, нам обязательно необходим форум для обсуждения вопроса мира и стабильности, а не только экологических и экономических вопросов. Нам нужны «правила нашего движения вперед», движения, которое должно закончиться благополучным прибытием в будущее Арктики.
Владимир Путин, президент России, экономика которой зависит от богатых месторождений нефти и природного газа, четко понимает преимущества Северного морского пути и месторождений на континентальном шельфе своей страны. Он также подчеркивает важность мира и сотрудничества в Арктике. Такого мнения придерживаются и лидеры других стран Арктики. Но мы практически ничего не слышим от президента Обамы, несмотря на то, что вопрос глобального потепления определен приоритетом его второго президентского срока.
На заседании Арктического совета в Тромсе, Норвегия, в прошлом году тогда еще государственный секретарь США Хиллари Клинтон сказала, что «мир все больше смотрит на север». Она призвала к «ответственному использованию ресурсов», и обеспечению усилий «для предотвращения и смягчения последствий изменения климата».
Руководитель арктической сверхдержавы и лауреат Нобелевской премии президент Обама должен созвать международную встречу вместе с президентом Путиным и другими лидерами стран Арктики для того, чтобы окончательно определить, что экономическое развитие на вершине мира является не только устойчивым, но и мирным.