В последнее время несколько спал накал обсуждения темы, посвящённой так называемому «закону Димы Яковлева», который вступил в силу 1 января 2013 года. Напомним, что это Федеральный закон за номером 272, согласно которому запрещается въезд на территорию Российской Федерации тем лицам с американским паспортом, которые были причастны к нарушению прав человека или преступлениям в отношении граждан России. В законе говорится и об аресте банковских активов граждан США с упомянутым статусом. Однако ни запрет на въезд, ни арест активов в российских банках вовсе не напугал власти и «прогрессивную» общественность Соединённых Штатов и России, взывав даже определённые насмешки в стиле: хотелось бы посмотреть на американских чиновников, хранящих деньги в Сбербанке или ВТБ… Зато другое положение 272-ФЗ от 28.12.12 – положение о запрете на усыновление российских детей американскими гражданами – заставило США и гиперлибералов в России брызгать слюной.
Сегодня эта тема в отечественной прессе практически перестала обсуждаться, ибо большинство российских изданий в освещении отношений между США и Россией теперь переключились на другие тренды: Эдвард Сноуден – раз, закон о запрете ЛГБТ-пропаганды – два. Однако тема с запретом на усыновление на самом деле в воздухе не растворилась. По крайней мере, наши американские «партнёры» стараются сделать всё, чтобы российские власти, которые принимали и подписывали тот самый «закон Димы Яковлева» отыграли обратно. И упускать из виду этого не нужно.
В частности, около двух месяцев назад от американского Государственного департамента в Правительство РФ была направлена, ни много ни мало, нота – высшая дипломатическая форма претензий одного государства к другому. В этой ноте американская сторона представила список из 259 российских детей-сирот, которые не смогли оказаться усыновлёнными американскими гражданами после вступления в силу «закона Димы Яковлева», хотя американские граждане уже, вроде бы, имели все шансы на их усыновление. Кроме того, в ноте содержится претензия в адрес российских властей следующего характера: приняв «закон Димы Яковлева» вы (российские власти) тем самым заставляете упомянутые 259 детей-сирот испытывать моральные страдания. Мол, дети так ждали этого чуда в виде американского усыновления, но президент Путин своей рукой разрушил все радужные детские мечты о безоблачной жизни на территории США.
Официальные власти России могли ответить на эту американскую ноту и в письменном виде, но делать этого не стали. Вместо письма в звёздно-полосатую страну был направлен уполномоченный по правам ребёнка Павел Астахов, который и должен был разъяснить американским «друзьям» российское видение этой проблемы. И, судя по всему, разъяснил.
На встрече с российским представителем присутствовала по-настоящему внушительная американская делегация. В её состав вошли представители департаментов образования, здравоохранения, миграции, заместитель американского госсекретаря Дэн Рассел, посол по особым поручениям Сьюзен Джейкобс. Именно госпожа Джейкобс и возглавила группу от США на переговорах с Павлом Астаховым. Сама Джейкобс имеет в США статус, аналогичный тому, который сопряжён с деятельностью Астахова в России, то есть курирует вопросы защиты прав ребёнка.
Сьюзен Джейкобс и попросила уполномоченного по правам ребёнка в России дать разъяснения по поводу того, как же быть с 259 российскими детьми, которые так и не смогли отправиться на усыновление в Соединённые Штаты, в результате чего якобы и получили тяжёлые моральные травмы.
В качестве вступления к своему ответу Павел Астахов продемонстрировал список упомянутых детей-сирот. Из этого списка значится то, что свыше 240 российских детей, которые должны были отправится в США, находятся в совсем уж нежном возрасте. Самые старшие из 240 родились в 2010 году, подавляющее большинство 2011-го и 2012-го годов рождения. Если учесть, что эти дети могли видеть своих потенциальных усыновителей только до наступления января 2013 года, да и то не более пары раз, то становится непонятным, о каких же моральных травмах идёт речь. Может ли вообще полугодовалый или годовалый ребёнок получить моральную травму от того, что его не отдали в руки постороннего джентльмена, которого он видел, находясь в своей кроватке, не более двух раз в жизни. Ответ очевиден.
Павел Астахов отметил, что в списке есть несколько детей старше 5 лет, которые чисто гипотетически могли испытать какое-то негативное чувство от того, что их не отправили на усыновление в США, но вряд ли испытать его успели, так как этих детей несколько месяцев назад усыновили внутри самой России. По информации от уполномоченного по правам ребёнка, общее число усыновлённых детей российскими гражданами (из тех 259, имена которых содержатся в американском списке) составило 116 – на начало августа 2013 года. При этом Астахов даёт понять, что усыновление, как некоторые господа и дамы считают, не проходило под диктовку Кремля – мол, усыновить немедленно, лишь бы американцам не достались...
Знаете, если б был такой приказ, в справке Минобра не 116, а 259 детских имён было бы. Или вы не верите в "вертикаль"?
– с долей иронии говорит Астахов в своём интервью.
Понимая, что с «моральными терзаниями» российских детей сели в лужу, представители принимающей американской стороны на встрече с Астаховым вручили ему список всех усыновлённых США за последние годы российских детей-сирот. В списке значилось 61625 фамилий. Этим списком американцы ставили перед собой задачу убить сразу двух зайцев: во-первых, показать российской стороне то, что они готовы к полноценному обмену информацией по усыновлённым детям, во-вторых, продемонстрировать, что США усыновляли российских детей в по-настоящему массовом порядке, а все случаи со смертями и истязаниями усыновлённых единичны, и потому вряд ли стоит на них обращать внимание.
Однако двойного удара по России и в этом случае не получилось. Дело в том, что американская сторона сподобилась на предоставление подобного списка почему-то ровно после того, как российская сторона перекрыла ей доступ к сиротам. Не поздновато ли?.. Это раз. А ещё (и на это указал лично Павел Астахов) представленный список из 61625 российских усыновлённых американцами детей – это лишь верхушка айсберга, и что американская сторона скрывает данные о тысячах маленьких россиян, которые отправлялись в своё время в США на отдых или обучение и просто оставались в этой стране, внимая словам «добреньких дядь и тёть» о том, что возвращаться в Россию совсем не обязательно. Это два.
В качестве доказательства того, что на территории США незаконно удерживались и удерживаются несовершеннолетние граждане России и других стран СНГ Павел Астахов привёл пример не так давно состоявшейся личной беседы с представителем Верховного суда США. Тот, разоткровенничавшись, заявил, что сам воспитывал в своей семье девочку из Украины, которая находилась в США без каких-либо документов.
Астахов говорит, что если уж представитель судебной власти (слуга закона) идёт по пути нарушения международного права, то стоит ли судить о рядовых американцах. Мало того, в таких случаях с нелегально «усыновлёнными» детьми совершенно невозможно проследить их дальнейшую судьбу, и потому не факт, что такие дети не попадут в американскую асоциальную среду, вырвавшись из асоциальной среды российской. Шило на мыло… Только за последний месяц, по словам уполномоченного по правам ребёнка, выявлено 5 случаев незаконного нахождения российских детей на территории США.
Отвлечёмся от беседы Астазхова с представителями Госдепартамента, озабоченного запретом российских властей на усыновление детей американскими гражданами, и перейдём к статистическим данным, характеризующим американскую систему усыновления. В частности, в России на конец 2012 года действовали аж 33 представительства американских организаций коммерческого характера, которые оказывали услуги по прямой продаже российских детей американским гражданам. Другими словами, 33 конторы брали деньги за то, чтобы решить проблему усыновления того или иного российского ребёнка в США. Вот несколько примеров:
Представительство корпорации «Эдопшен Опшенс» во главе со Светланой Бучмановой (Москва), саму корпорацию возглавляет гражданка США российского происхождения Наталия Мишина;
Представительство корпорации «Чилдренс Хоум Сесаити энд Фэмили Сэрвисез» во главе с Олегом Климковским (Москва), саму корпорацию возглавляет некая дама с выдающимися именем и фамилией - Мадонна Кинг;
Представительство организации «Хэппи Фэмилиз Интернэшнл Центр Инк.» во главе с Людмилой Бабич (Москва), саму организацию возглавляет Наталия Шагинян (гражданка США, перебравшая в Штаты из СНГ).
Если продолжить этот список, то в нём наберётся немало контор, которые возглавляют выходцы из бывшего СССР, решившие открыть на территории США прибыльный бизнес по усыновлению российских детей-сирот.
А если учесть, что в среднем коммерческое усыновление в США российского ребёнка обходится в 15000 долларов, то, умножая эту сумму на 61625 упомянутых Госдепом усыновлённых маленьких россиян, получаем колоссальную сумму почти в миллиард долларов. И это только от усыновителей, и это только полученных на легально усыновлённых детях, а не тех, которых фактически обманом вывезли в США, да там и оставили (вспоминаем претензии Астахова).
Становится понятна заинтересованность американских властных структур в российском усыновлении американскими гражданами, ведь одни только налоговые поступления от 33-х конторских филиалов, обосновавшихся в своё время в России, более чем внушительны. Бизнес! То есть Государственный департамент печётся вовсе не о детях-сиротах из России, а о выгоде – о резком снижении поступлений после принятия в Российской Федерации «закона Димы Яковлева».