Сделав в свое время ставку на «Братьев-мусульман», США в итоге потеряли над ними контроль, но исламисты стали уже слишком сильными, чтобы просто так списывать их со счетов
От редакции «Евразии». Американский журнал Executive Intelligence Review (EIR) был основан в 1974 году Линдоном Ларушем - экономистом и левым политическим активистом. Ларуш является также основателем нескольких политических организаций, именуемых «Движением Ларуша». Сторонники характеризуют Ларуша как «величайшего живущего экономиста», политического лидера ранга Франклина Рузвельта и Мартина Лютера Кинга. Критики же либерального толка называют его не иначе как «экстремистом», «автором теорий заговора», «фашистом» и «антисемитом». Джеффри Штайнберг, ведущий редактор EIR, в своем интервью раскрывает изнанку политических событий на Ближнем Востоке, а также роль США в них.
- Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию в Египте, сложившуюся после смены правительства, в Сирии, где продолжается гражданская война, а также в Турции - касательно недавнего социально-политического кризиса, с которым столкнулось правительство Эрдогана.
- Все три ситуации должны рассматриваться как различные, однако очевидно, что они - части единой мозаики изменений в регионе. Что касается Египта, появляется все больше и больше доказательств, что правительство Мухаммеда Мурси было больше заинтересовано в укреплении абсолютного контроля «Братьев-мусульман» над государственным аппаратом, а не в управлении от имени всего египетского народа. Когда 30 июня на египетских улицах в мирной акции протеста с требованием отставки Мурси оказалось от 10 до 22 миллионов египтян, египетские генералы действовали от лица народного мандата. Это привычная история для Египта. Армия связана с традицией Гамаля Абделя Насера и видит себя в качестве хранителя нации.
Кризис в Сирии является трагедией почти во всех отношениях. Никто из участников сирийских событий на протяжении последних двух с половиной лет не застрахован от ответственности за кровопролитие и почти полное уничтожение нации.
У военных были доказательства того, что «Братья-мусульмане» планировали чистку высшего генералитета, аресты лидеров оппозиции и консолидацию «ихванизации» страны («ихванизм» - религиозно-политическое движение воинов-фанатиков, инициированное в начале ХХ века будущим королем Саудовской Аравии Абд аль-Азизом с целью образования единого государства). Взаимодействия между высшими руководителями Братства и армии была напряженными до, во время и после свержения Мурси. Это непрерывный процесс.
Если «Братья-мусульмане» не вздумают начать тотальную военную кампанию, чтобы вернуть власть, они будут включены в политический процесс, в том числе на предстоящих выборах. Мурси и Хайрат аль-Шатар - закулисный руководитель Братства - совершили ошибку, полагая, что администрация Барака Обамы гарантирует им власть посредством давления на армию, независимо от того, что произошло 30 июня. В конечном счете, «Братья-мусульмане» не смогли жить в соответствии с мандатом, который им дал египетский народ.
Генерал Мартин Демпси, председатель американского Объединенного комитета начальников штабов, недавно заметил, что современная история видела очень немного успешных революций. Он отметил, что практически во всех случаях, за исключением американской революции, первое поколение революционеров проводили ее неправильно, следующее поколение у власти было пресыщено и также не поняли этого, и только третьему поколению удавалось провести ее правильно. Мы находимся на очень ранней стадии египетской революции. Экономическое благосостояние для подавляющего большинства египтян является важнейшим критерием. Египет имеет воду, которая является самым ценным товаром в регионе, и имеет потенциал для производства огромного количества пищи. Проекты по развитию были в планах в течение длительного времени. Это будет мерилом успеха будущего правительства.
Кризис же в Сирии является трагедией почти во всех отношениях. Никто из участников сирийских событий на протяжении последних двух с половиной лет не застрахован от ответственности за кровопролитие и почти полное уничтожение нации. Стране, которая когда-то была моделью коммунальной интеграции (сунниты, шииты, алавиты, курды, друзы, христиане) и является родиной христианства, была тщательно раздроблена на враждующие фракции. Внешние державы играли в сирийской ситуации исходя из своих собственных интересов и преимуществ. Президент Обама заявил, что лидер Сирии Башар аль-Асад должен был уйти, почти два года назад, не дождавшись получения каких-либо разведданных или военной оценки ситуации. Саудовская Аравия, Катар и Турция включились в конфликт на ранней стадии, содействуя вооруженной сирийской оппозиции, которая, как ожидалось, свергнет президента Асада в короткие сроки. Теперь Сирия является эпицентром регионального религиозного конфликта между суннитами и шиитами / алавитами, распространившегося на Турцию, Ирак, Ливан и Иорданию.
Британцы продвигают именно такую сектантскую «Столетнюю войну» в мусульманском мире как часть классической мальтузианской кампании по сокращению населения. Саудовская ненависть к сирийским алавитам эксплуатируется в Лондоне, где их заверяют, что оружие и денежные средства попадают в руки глобального аппарата суннитских джихадистсов. Теперь администрация Обамы ведет более скрытую поддержку для более «умеренной» антиасадовской Свободной сирийской армии, сосредоточенной в Иордании. Оружие, которое было конфисковано после казни Муамара Каддафи в Ливии в конце 2011 года, с апреля 2012 года было незаконно передано в руки сирийских повстанцев, в том числе связанной с «Аль-Каида» группировке «Джабхат ан-Нусра». Программа была согласована с Белым домом и управлялась ЦРУ.
Так что президент Обама имеет свой собственный скандал «Иран-контрас», который он пытается скрыть из-за продолжающихся уже более года преступлений, способных привести его к импичменту. С одной стороны, опасность, что сирийский кризис запустит глобальную войну, побудила госсекретаря США Джона Керри и министра иностранных дел России Сергея Лаврова попытаться созвать II мирную конференцию в Женеве, чтобы избежать ситуации полного скольжения вне чьего-либо контроля. Этот вариант «Женевы-2» остается последней надеждой, что дальнейшее разрушение всего региона и возможная причина для войны могут быть предотвращены.
Есть некоторые примечательные параллели между правительством Тайипа Эрдогана в Турции и недавно свергнутым правительством «Братьев-мусульман» в Египте. С момента своего прихода к власти премьер-министр Эрдоган проводит политику экономического и политического сотрудничества со всеми соседями Турции. Эта политика хорошо служила Турции в течение нескольких лет, построив торговлю с Россией и Ираном, урегулировав курдский конфликт с участием Турции и Сирии, и построив экономический мост с курдским региональным правительством в Ираке, не ухудшая отношений Анкара-Багдад.
Когда сирийские протесты вспыхнули в начале 2011 года, Обама призвал Эрдогана (одного из немногих глав иностранных государств, имеющий какие-либо личные отношения с президентом США), чтобы «играть ведущую роль», добиваясь быстрого устранения Асада от власти. Эрдоган предполагал, что Вашингтон будет выполнять свою роль по удалению Асада от власти. С учетом роли США в свержении Каддафи в Ливии, принимая во внимание сильное продвижение администрацией Обамы доктрины гуманитарного интервенционизма и «R2P» («ответственность защищать»), а также уситывая тот факт, что пост-вестфальская догма позволяет применять полный спектр вмешательств во внутренние дела ранее суверенных государств, Эрдоган был не настолько наивен в своих ожиданиях, что Вашингтон запустит ливийский сценарий в восточном Средиземноморье и дни Асада сочтены.
Однако такая перспектива не материализовалась и, как следствие, турецкий народ разочаровался в подходе Эрдогана и ПСР. Турецкая армия, будучи целью чисток Эрдогана, переполняется волнениями. Ситуация в Турции стала важной частью региональной дезинтеграции. Экономические и политические соглашения с Ираном, Россией, Сирией и Ираком даже теперь под сомнением. Турция переживает период потенциальных потрясений. Европейский экономический кризис, далекий от разрешения, лишь добавляет масла в огонь в Турции.
- В чем заключается суть Арабской весны, и как вы видите ее развитие в будущем?
- Есть два аспекта арабской весны, которые, как правило, игнорируются. Во-первых, сочетание экономических лишений и политических преследований создали «идеальный шторм» для перехода народного недовольства в массовые действия. В Тунисе, а также Египте, хорошо образованный сегмент молодежи был возмущен тем фактом, что у них не было никаких перспектив на будущее в своей собственной стране. Первоначальный импульс был в классической «массовой забастовке», когда большая часть населения пришла к выводу, что им нечего терять, и они ухватились за знаковое событие и создали общественный спрос на изменения.
Во-вторых, как только события на местах достигли критической точки, внешние политические силы вмешались по корыстным причинам. Лондон хочет постоянной войны «всех против всех», чтобы уменьшить численность населения в развивающемся мире. Саудовская Аравия и Катар, два соперника ваххабитских монархий, начали вкладывать деньги в противоборствующие фракции исламистской оппозиции и военных. Администрация Обамы пришла к выводу, что «Братья-мусульмане» были самыми безопасными представителями «политического ислама» и начала поддерживать их и в Египте, и в Сирии.
Тот факт, что США превратили Катар в передовой центр базирования и проецирования власти Вашингтона в регионе, вплоть до недавней смены власти в Катаре, не означал комбинированной поддержки Доха-Вашингтон для «Братьев-мусульман» как «прагматических» исламистов. Существует серьезная переоценка, которая проводится сейчас в Вашингтоне. Внешние факторы сделали невозможным для внутренней динамики Египта и Сирии прийти к пониманию пути вперед. Там никогда не было адекватной экономической помощи для обеспечения передышки, чтобы политический процесс развивался. Стандартные рецепты МВФ по экономическому голоду, «шоковой терапии», приватизации и субсидирования усугубили ситуацию.
- Какова роль «Братьев-мусульман» в событиях, происходящих Сирии и в Египте?
- Исторически «Братья-мусульмане» - это создание колониального процесса Сайкса-Пико и британской разведки. Организация развивается, распространяется, в итоге она породила гораздо более вирулентную сеть из более радикальных джихадистов, в том числе «Аль-Каиду». Длительное изгнание «братьев» в Саудовской Аравии после разгона от Насера в начале 1950-х породило новое нео-салафистское явление. Когда Хафез Асад запустил свой собственный жесткий разгон сирийских «Братьев-мусульман» в начале 1980-х годов, это привело к второй волне миграции и изгнанию в Саудовскую Аравию.
Под влиянием д-ра Бернарда Льюиса, британского разведчика-«арабиста», который также является и ведущим сионистом, последующие администрации США приняли «Исламскую карту» в качестве инструмента по ведению войны против Советского Союза. Афганская война 1980-х годов позволила британским и американским спецслужбам углубить союз с «Братьями-мусульманами». Это породило «Аль-Каиду» и большое количество групп, которые состояли из иностранных боевиков, посещающих Афганистан как моджахеды, обученные и вооруженные для борьбы с «безбожной» советской армией.
Подавляющее количество акций израильских высокотехнологичных компаний оборачиваются на бирже NASDAQ в Нью-Йорке. Большинству израильских евреев настолько надоело безумие своих политиков, что они предпочли бы жить в США.
Ливийская исламская боевая группа, филиал «Аль-Каиды», сформировала афганских боевиков, которые вернулись в Ливию после вывода советских войск из Афганистана, что является примером распространения нео-салафистской проблемы, возникшей из «плана Бернарда Льюиса» по натравливанию ислама против коммунизма.
Когда коммунизм рухнул в начале 1990-х, Запад в целом и США в частности стали «Новой Сатаной». Вера администрации Обамы, что «Братья-мусульмане» - это потенциальные союзники, привела к политике промахов и неудач, которые все еще разыгрываются. В последние недели роман Вашингтона с «Братьями-мусульманами» закончился. Отстранение от власти эмира и премьер-министра Катара ослабило финансовую поддержку Братства. Пока еще слишком рано говорить о том, как будет выглядеть следующий этап процесса, но наивно предполагать о том, что «Братья-мусульмане» в настоящее время испытывают большие трудности.
- Существует ли разница между политикой, которую поддерживают генерал Мартин Демпси и министр обороны США Чак Хейгел с одной стороны, и Государственный департамент и Белый дом - с другой? Если да, пожалуйста, объясните эти различия.
- Существуют значительные различия. Генерал Демпси является ведущей фигурой во фракции внутри правящих институтов Соединенных Штатов, которая уклоняется от войны. Он принял мужественную позицию, выступая против прямого военного вмешательства США в Сирии. Он хочет вернуть домой американские войска, которые находятся уже более десяти лет в Афганистане, и он хочет убедиться, что там больше никогда не будет долгой войны, которая истощает вооруженные силы и ресурсы США. Он пользуется поддержкой министра обороны Чака Хейгела в этом стремлении. Генерал Демпси считает, что одним из приоритетов является углубление сотрудничества с Россией и Китаем, двумя другими ведущими военными державами мира. Он осуждает все военные варианты с глобальной точки зрения.
Противоположные мнения устоялись внутри администрации Обамы, их апологетами являются, например, Сьюзан Райс и бывший специальный помощник президента Саманта Пауэр. Обе - радикальные сторонники гуманитарного интервенционизма. В этом отношении «либеральные» гуманитарные интервенты являются родственными душами с неоконсерваторами эпохи Буша-Чейни. Как это ни парадоксально, однако в то же время не удивительно, что ведущими силами в Соединенных Штатах по уклонению от войны являются действующие военнослужащие и отставные офицеры, которые прошли через ад длительных войн после 9/11 и больше не хотят повторения этого. Они болезненно осознают, что конфликт, который Соединенные Штаты могут затеять против России и / или Китая, способен привести к термоядерной войне и вымиранию человечества. Они понимают войну, а Райс и Пауэр (и президент Обама) этого не понимают.
- Какова роль Израиля и израильского лобби в США в современных потрясениях на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье в целом?
- Ревизионистское сионистское движение Израиля, основанное Жаботинским, ныне представленное Беньямином Нетаньяху, является созданием британской колониальной администрации - «разделяй и властвуй», что британцы и французы делали на Ближнем Востоке с конца Первой мировой войны, - и израильские лобби как таковое являются расходной пешкой в большой британской игре. Та степень, с которой Израиль предъявляет какие-либо претензии, будучи суверенным государством, привела к актам трагической саморазрушительной политики со времени убийства премьер-министра Ицхака Рабина в 1995 году - после своего исторического соглашения в Осло с Ясиром Арафатом и ООП.
Без радикальных изменений в политике, Израиль, скорее всего, обречен. Израильское лобби является мощной силой в политике Вашингтона, - но не всемогущей. Прямо сейчас их внимание сосредоточено на Иране. Их основной целью является оказание давления на президента Обаму, чтобы он, в конце концов, предпринял военные действия для смены режима в Иране. Это может оказаться триггером для тотальной войны, а это именно то, что генерал Демпси и остальные военные хотят избежать любой ценой.
Израиль, по иронии судьбы, оказался в стороне, оставаясь незначительным игроком в разворачивающихся событиях в Египте и Сирии. С точки зрения Израиля не найти положительных результатов от сирийского беспорядка. У них было перемирие с правительством Асада в Сирии, и они были близки несколько раз, чтобы оформить его в стиле соглашений Кэмп-Дэвид с Дамаском. Израилю может быть выгодно ослабление сирийской армии, но он ни в коем случае не приветствует государства джихадистов на своей северной границе. Между тем, британцы не раздумывая продадут Израиль, чтобы продолжать свою игру постоянной жестокой религиозной войны в исламе.
- Какая стратегия Нетаньяху и сионистских политических сил в целом в области геополитики и геоэкономики?
- Сионисты Нетаньяху хотят сохранить статус-кво постепенного втягивания всего Западного берега в еврейское государство. Они будут использовать задержку так называемых мирных переговоров с палестинцами, тогда как новые расширения поселений ускоряются с каждым днем. В качестве пешек больших сил, включая британские, они действительно не имеют стратегического видения. Они интегрировали свои высокотехнологичные аэрокосмический и электронный сектора в экономику Соединенных Штатов до такой степени, что они де-факто являются 51-м штатом. Подавляющее количество акций израильских высокотехнологичных компаний оборачиваются на бирже NASDAQ в Нью-Йорке. Большинству израильских евреев настолько надоело безумие своих политиков, что они предпочли бы жить в США.