Египетский военный переворот способен с новой силой запустить цепь «второй» Арабской весны по Ближнему Востоку. И первый в этом отношении на очереди здесь снова рискует оказаться Тунис. Так, прозвонит ли «египетский колокол» по Тунису?
Очевидно, что египетский министр обороны Абдульфаттах Сиси, огласивший 3 июля «дорожную карту», не пошел бы на столь рисковый шаг без предварительных консультаций с ведущими региональными игроками, а главное – без санкции Белого Дома. Однако, на практике влияние внешних сил, как правило, возможно только при слабости внутриполитического консенсуса в стране. Такой статус-кво изначально сложился в Египте, но в Тунисе – другая ситуация. Тунисская исламистская партия «Ан-Нахда» («Возрождение»), в отличие от своих египетских братьев, все-таки сумела найти консенсус с остальными политическим силами, сформировав, как известно, правящую коалицию в парламенте. Собственно говоря, во многом, именно этот политический консенсус и поясняет нынешнюю относительную стабильность тунисского режима. Хотя и не обходится без постоянного натиска извне, чтоб попытаться спровоцировать в обществе контрреволюционные настроения. Напомним, что еще с самых первых дней революции 2011 года правительство Франции предлагало свергнутому президенту Зин аль-Абидину бен Али военную помощь по усмирению беспорядков. В общем, с тех пор Тунис, как и Египет, находится на «пороховой бочке», в условиях непрекращающейся борьбы: социально-экономическая ситуация в стране тяжелая, усиливается поляризация общества, набирают ход экстремистские течения (салафиты наперекор ихванам) и т.д. В Египте социальный взрыв уже прогремел. Посмотрим, как будет в Тунисе. Фактически нынешний египетский прецедент можно считать предупреждением постреволюционному правительству Туниса. Как минимум, чтоб подтолкнуть правительство к решительности в реформах, а также активнее сотрудничать с другими политическими силами, демократизировать общество, открыть социальные «лифты» и т.д. В конце концов, учтем и тот факт, что и Египет, и Тунис находятся в сходном политическом, экономическом и социальном тупике, породивших, в свою очередь, в обществе разочарование и дискомфорт. Бывший египетский президент Мурси за год пребывания во власти так и ничего не сделал для страны. Зато с одной стороны, монополизировал под себя практически всю политическую власть, обеспечив неконкурентные преимущества «братьям-мусульманам». Но при этом с другой стороны, задраил все социальные лифты и так и не смог предложить египтянам курс, альтернативный прежнему правлению Мубарака. Отсюда можно сделать вывод – очевидно, что построение в стране демократии, развитие гражданского общества на практике никоим образом не совместимы с мелочными политическими играми, меркантильными мотивами, идеологическими расчетами и примитивными предвыборными лозунгами. Необходимо соблюдение базового условия – политики должны служить интересам своей страны, способствовать конструктивному равноправному диалогу в обществе. По сути, эскалация военно-политической напряженности в Египте обусловлена, прежде всего, тем, что главным побудительным мотивом здесь выступает религия, где у «братьев-мусульман» изначально имеется наибольшее преимущество. В то время как в Тунисе несколько иная общественно-политическая модель, где религиозный фактор не столь решающий. С учетом того, что тунисские элиты учились во Французской политологической школе. В то время как в Египте сказывается британский колониальный след. Кроме того, учтем также фактор демографической инерции. Восьмидесятимиллионный Египет подобен «маховику», который хоть и медленно набирает свой ход, но зато максимально охватывает весь ближневосточный регион и способен причинить наибольший ущерб. В то время как Тунис, в основном, подконтролен своим внешним «спонсорам» (как экономически, так и общественно-политически). Таким образом, подводя общий вывод, подчеркнем: для того, чтоб «египетский сценарий» не сдетонировал по Тунису, очень важно, если все тунисские силы будут работать друг с другом слаженно, с взаимной отдачей и, стремясь сохранить свою национальную специфику. Что, в свою очередь, может быть достигнуто только путем диалога и консенсуса. То есть необходимы всего два основных условия для того, чтобы избавить страну от разброда-шатаний и крайностей, угрожающих вывести ситуацию из равновесия. Источник: dipcomment.com.
Рейтинг публикации:
|