Белый дом не сумел перезагрузить «старого аппаратчика»
Разговоры о «перезагрузке» между США и Россией возобновились с новой силой после того, как несколько латиноамериканских стран, одна за другой, предложили разоблачителю Эдварду Сноудену получить политическое убежище. Одним из продолжателей «перезагрузочной» темы явился мистер Маккейн, сенатор-республиканец из числа тех поборников демократии, которых называют «ястребами». Этот сенатор, как всем известно, деятельность президента Обамы не одобряет. Но куда меньше он одобряет деятельность В. В. Путина.
Как передал канал «ИноТВ», насчёт Сноудена у Маккейна спросили на американском канале CBS в программе «Face The Nation» (7 июля). Суть вопроса: могут ли США применить военную силу, чтобы остановить беглеца Сноудена, вернуть или поймать его, покидающего Россию и перемещающегося в ту страну, где ему готовы предоставить убежище?
Ответ Маккейна (цитата):
«Не думаю, что мы можем что-то сделать, здесь есть определённые нормы международного права. Но урок, который мы извлекли, следующий: посмотрите на наши отношения с Путиным. Нам стоит забыть об этой «кнопке перезагрузки». Совершенно ясно, кто он на самом деле — старый аппаратчик, полковник КГБ, и в улучшении отношений с США он не заинтересован. В противном случае он бы позаботился о том, чтобы господина Сноудена отправили к нам.
Мы должны гораздо более реалистично относиться к России и Путину, чтобы адекватно отвечать на их действия в отношении нас».
Несмотря на «перезагрузку», отношения между Россией и США продолжают ухудшаться, пишут в статье для газеты «Нью-Йорк Таймс» политологи Мэтью Роянски и Николас Гвоздев.
«Прошлогодние поиски козлов отпущения перед выборами в обеих странах, наложение взаимных санкций, всё ухудшающаяся опосредованная война в Сирии и потенциально бесконечный запас взаимных обвинений, связанных со шпионами и диссидентами», — цитирует материал «ИноТВ».
Подобные и другие «симптомы» свидетельствуют о том, что между Вашингтоном и Москвой наблюдается серьёзный разлад, считают политологи. Что касается «саги об Эдварде Сноудене», то она стала очередным кризисом, ударившим по отношениям между странами.
Между тем, играя «центральную роль» во многих вопросах, «касающихся безопасности, процветания и международного влияния США», Россия имеет для Вашингтона «даже большее значение, чем Китай».
Значение она (Россия) имеет и в Европе, и в Атлантике, и в АТР, и может бороться с такими глобальными проблемами, как «изменение климата, возникающие угрозы кибербезопасности» и др., вплоть до «эффекта глобальной пандемии какого-либо заболевания».
Всё, получается, может Россия, а уж если она возьмётся за руки с США, то равных им не будет.
«Представьте только, чего могли бы достичь американцы и русские, если бы они не тратили время, вставляя друг другу палки в колёса. Хорошим примером того, что могло бы быть, является совместная работа России и США по поддержанию международного присутствия в космосе, одна из тех областей, где их сотрудничество продолжается».
Аналитики советуют Москве и Вашингтону сосредоточиться на «фундаментальных аспектах их отношений» и решить так называемую проблему восприятия. Ведь
«…спустя два десятилетия после окончания холодной войны россияне считают США лицемерной державой, навязывающей другим свою волю, тогда как американцы свысока считают Россию не заслуживающей внимания карикатурой, составленной из авторитаризма и нелегитимности».
Мало «нелегитимности», так тут ещё и «преграды, постоянно создаваемые для свободного сообщения между странами и инвестиций».
Между строк читается: во всём виноваты русские. Мы, мол, идём им навстречу, а они сворачивают в тёмный переулок.
Может, дело решит личная дружба лидеров? Нет, не она. Она вообще необязательна.
«Путину и Обаме не нужно быть друзьями. Однако, они должны показать, что отношения между Россией и США имеют значение, положить конец деструктивному циклу «провокация — ответ» и предпринять меры по поддержанию основ совместных инвестиций, перемещения между странами и торговли».
Ну, а если Обама и Путин политологов не послушаются?
Тогда две страны скатятся к «постоянной конфронтации». И уже ничто не спасёт мир. Возможность «оперативно решать срочные глобальные проблемы испарится навсегда».
Не станем напоминать о том, что глобальная конфронтация (биполярный мир) длилась несколько десятилетий, начиная с окончания Второй мировой войны. В результате возможность «оперативно решать срочные глобальные проблемы» вовсе не испарилась «навсегда». Мало того, «апрельские тезисы» М. С. Горбачёва, а затем его регулярные поездки по странам Запада, отлично показали, во что может вылиться окончание «постоянной конфронтации».
Не намекай американцы, что они готовы дружить первыми, начиная, скажем, с ЕвроПРО и дружеской помощи братским народам Югославии, Ирака и Ливии, их словам можно было процентов на пять с половиной и поверить. А то ведь результат геополитической дружбы известен наперёд: один друг станет сильнее, а второй — слабее. В прочности американской дружбы сомневаются нынче все: начиная от русских и немцев (последние сравнивают АНБ с гестапо) и оканчивая сирийскими исламистами. Белому дому пора бы задуматься: а чего это все они наших политологов не слушают? Госдеп вон и «лайков» на 630 тысяч долларов в «Фейсбуке» накупил, чтобы создать видимость любви и популярности, а дружбой и не пахнет.
Александр Латса, французский журналист, с 2008 года живущий в России, в своём блоге «Диссонанс» характеризует отношения между Россией и США как деградирующие.
Сирийский конфликт, по мнению Латсы, трансформируется в непрямую войну Россия — Америка. Джон Керри сделал жёсткое заявление по отношению к России, назвав её главным виновником продолжения конфликта в Сирии, а Москва призвала Вашингтон прояснить свою позицию, выбрать между политическим решением («Женева-2») или решением о военной поддержке сирийской оппозиции.
Что касается вопроса со Сноуденом, то таковой служит дополнительным фактором дипломатической напряжённости.
Журналист отыскал и третий фактор: Россия и Китай (CNPC и «Роснефть») подписали 25-летний нефтяной контракт на 270 миллиардов долларов. Нефтяное партнёрство с Китаем — дополнительный признак того, что Россия открывает «окно в Азию».
Не так давно помехи «перезагрузки» обрисовал и Владимир Путин — на встрече с сотрудниками «Russia Today». Об этом рассказала Кира Латухина («Российская газета»).
Осмотрев новый студийный комплекс «RT», товарищ Путин поговорил с сотрудниками телеканала на геополитическую тематику. Разговор концентрировался в основном вокруг США. Противоречия между странами — культурологические, заметил В. Путин. Русское сознание строится на коллективизме, американское — на индивидуализме. «Понять друг друга довольно сложно, но можно», — заметил президент. А затем выделил некоторые вехи исторического пути американцев.
«Освоение американского континента началось с крупномасштабной этнической чистки, которая не имела равных в истории человечества», — отметил глава российского государства, остановившись на уничтожении коренного населения и рабстве. Затем он припомнил Штатам применение атомной бомбы против Японии.
Однако понимать друг друга нужно, другого выбора нет, заключил товарищ Путин. Ведь в критические периоды, во время мировых войн, Россия и США объединялись.
Тут президента спросили: «Почему не состоялась перезагрузка?»
Дело в том, что Соединённые Штаты после развала СССР начали чувствовать себя империей, и это — «засада»: они не могут позволить себе проявить слабость, объяснил президент. Должно пройти время, чтобы в Белом доме поняли, что «договариваться и искать компромиссы выгоднее, чем навязывать свою точку зрения всем».
Разумеется, разговор зашёл и о Сноудене. Контроль за гражданами (для борьбы с терроризмом) должен находиться в рамках закона, как в России — прослушка с санкции суда, объяснил президент.
Далее Владимир Путин защитил иранскую ядерную программу, заявив, что верит в её мирный характер.
Говоря о Сирии, глава российского государства подчеркнул, что Москва — не адвокат Асада и не собирается вмешиваться в конфликт исламских направлений. Россию беспокоит происходящее в целом: «Весь регион погрузился как минимум в состояние неопределённости и конфликтов. И ещё Сирия туда же». А всё потому, что «некоторым людям со стороны думается, что если весь этот регион как бы причесать под ту гребёнку, которая кому-то нравится, которая кем-то называется демократией, то там будет мир и порядок». Всех выгнать и погрузить страну в хаос — не вариант, считает президент.
Наконец, отношение к оппозиции — ещё один момент, где странным, казалось бы, образом, расходятся США и Россия.
Глава государства сказал: «Любая оппозиция хороша, полезна и правильна, если действует в рамках закона». В иных случаях власти обязаны в интересах большинства вывести всех в законодательное поле.
«Это есть и в Штатах, и у нас, — сказал президент. — Правда, нас за это критикуют, а когда в Штатах это происходит, то считается нормой. Это двойные стандарты».
«Наша дипломатическая служба не сотрудничает с «Оккупай Уолл-Стрит», — заметил он.
Итак, индивидуалистические традиции американской культуры создали почти непреодолимые барьеры для понимания русского коллективизма (тоже, кстати, достаточно пошатнувшегося с советских времён — под влиянием тех же Соединённых Штатов и дружественной им политики М. Горбачёва). И если Белый дом вещает о «перезагрузке», то становится ясно: перезагрузить он мечтает не отношения и не себя, любимого, а… Россию.
В этом-то и состоит индивидуалистический подход в геополитике. И не обязательно «перезагружается» именно Россия: тот же внешнеполитический принцип, в иных случаях в более явном формате, применяется к Сирии, Ирану, Китаю, Венесуэле и т. д.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
Источник: topwar.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 427
Рейтинг поста:
Тем более, что США делают со своей стороны все,чтобы Россияне
не изменили свое мнение о них.
Тут как в известной русской поговорке-"Горбатого могила исправит".