Одна из новых тем мировых СМИ – трансатлантическая торгово-экономическая интеграция США и ЕС в виде создания зоны свободной (беспошлинной) торговли (ЗСТ). Этому проекту уже дали броское название – «экономическая НАТО». Впервые эта тема прозвучала в СМИ в 2011 году, а в последние полгода всё стало стремительно развиваться. В феврале с.г. президент США Барак Обама и председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу заявили о готовности начать переговоры по созданию ЗСТ. В июне на встрече «восьмерки» в Ирландии была названа дата начала переговоров – 8 июля 2013 года.
Отмена таможенных пошлин и снятие различных ограничений может дать серьезный импульс экономическому развитию Европы и Америки. Правда, таможенные пошлины между ЕС и США и сейчас уже весьма низкие: они составляют в среднем 5-7 процентов. Однако если учесть, что ежегодно через Атлантику перемещаются товары более чем на полтриллиона евро, то становится ясно: нагрузка на бизнес исчисляется миллиардами. Например, европейские химические компании за экспорт своей продукции в США перечислили в американскую казну в виде пошлин в 2010 году 700 миллионов евро. В свою очередь американские химические компании заплатили в Европе порядка 1 миллиарда евро.
Оценки влияния трансатлантической интеграции на экономику противоречивы. Официальные представители США и ЕС называют различные цифры ожидаемого прироста ВВП и экспорта обеих сторон, рост занятости, снижение бюджетных дефицитов. Часто приводят цифры, оглашенные премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном, который заявил, что соглашение о зоне свободной торговли даст Евросоюзу через несколько лет прирост ВВП в размере 100 млрд. фунтов стерлингов (около 157 млрд. долларов), Соединённым Штатам — в 80 млрд. фунтов, а остальному миру — в 85 млрд. По оценкам Торговой палаты США, упразднение трансатлантических тарифов в течение пяти лет обеспечит рост оборота между США и ЕС более чем на 120 млрд. долларов. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что заключение договора позволит увеличить ВВП Евросоюза на полпроцента. «Это означает многие миллиарды евро в год и создание десятков тысяч новых рабочих мест», - подчеркнул глава «европейского правительства».
Конечно, стороны имеют не только экономические цели. Соглашение о зоне свободной торговли должно в целом укрепить позиции дряхлеющей западной цивилизации перед натиском стран, находящихся за пределами зоны «золотого миллиарда». Речь идет, в первую очередь, о Китае, странах БРИКС, некоторых других государствах с развивающимися экономиками. Европейцев эти геополитические цели волнуют меньше, а вот для США это стоит на первом месте. Барак Обама уже несколько раз повторял, что соглашение между США и ЕС не только откроет более широкий доступ американским компаниям на европейский рынок, простимулирует экспорт, увеличит занятость населения и благоприятно повлияет на бюджетный дефицит, но и изменит стратегические отношения США с Азией. Впрочем, политические цели трансатлантической торговой интеграции Вашингтон предпочитает не выпячивать.
Скептики и противники ЗСТ
Отношение политиков, бизнесменов и экспертов к планируемому соглашению различно.
Во-первых, по обе стороны Атлантики имеются скептики. Они не отрицают некоторого позитивного эффекта интеграции на экономику США и ЕС, но считают оглашаемые цифры ожидаемого прироста торговли, ВВП, занятости завышенными. Даже если не брать под сомнение приведенные оценки, этих приростов явно недостаточно для того, чтобы вытянуть экономику «золотого миллиарда» из ямы затянувшегося кризиса.
Во-вторых, в Европе есть силы, которые опасаются соглашения о свободной торговле с Соединёнными Штатами. Речь идет о тех европейских политиках, которые не желают усиления позиций «старшего брата». После Второй мировой войны Вашингтон поставил под свой контроль военную политику и вооруженные силы Западной Европы, используя для этого механизмы НАТО. Трансатлантическое соглашение о свободной торговле потому и рассматривают как «экономическую» версию НАТО, что оно окончательно лишит Европу суверенитета. Для переговоров с Америкой, как считают многие европейские политики, выбран самый неудачный момент. Европейский союз переживает кризис (долговой, бюджетный, экономический), в этих условиях Вашингтону будет легче добиться односторонних преимуществ в ходе переговоров.
Многие СМИ упрощенно изображают будущее соглашение. Мол, сторонам надо будет лишь договориться о полной отмене всех импортных пошлин, обеспечив абсолютно свободную циркуляцию товаров и услуг в трансатлантическом экономическом пространстве. Однако при этом остаются многочисленные нетарифные инструменты защиты рынков и средства поддержки экспортеров. Это экологические и социальные стандарты, бюджетные субсидии, налоги (налоговые льготы и налоги, выполняющие функции импортных пошлин), условия доступа к кредитным ресурсам и т.п.
В мировой экономике позиции отдельных стран на международных рынках в первую очередь определяются возможностями их «печатных станков», т.е. центральных банков, выполняющих функции эмиссионных центров. В рамках «экономической НАТО» у Вашингтона будет такое оружие, как Федеральная резервная система. При всех ее слабостях и недостатках она имеет больший потенциал, чем Европейский центральный банк.
В европейских СМИ часто упоминается такая угроза, как окончательный захват европейского рынка киноиндустрии американским Голливудом. Весьма скептически в Европе к готовящемуся соглашению относятся защитники прав потребителей, а также экологи. Депутат европарламента от французской партии «зеленых» Янник Жадо предупреждает о тех товарах, которые могут хлынуть из США в Европу: «Мы не желаем генетически модифицированных продуктов питания, выращенной на гормонах говядины, дезинфицированного хлором мяса». В вопросе о критериях безопасности, которым должны отвечать продукты питания, представления европейцев и американцев существенно расходятся.
В-третьих, крайне настороженно к планам Вашингтона и Брюсселя по созданию трансатлантической зоны свободной торговли относятся страны, которые окажутся за ее пределами. В случае реализации планов на указанную зону будет приходиться примерно 50% мирового ВВП (помимо США и стран ЕС в нее также войдут Канада и Мексика, которые сейчас являются членами Североамериканской зоны свободной торговли). Скорее всего, к новой интеграционной группировке присоединятся Австралия и Новая Зеландия. Таким образом, произойдет торгово-экономическая консолидация «золотого миллиарда», которая неизбежно осложнит возможности экономического развития всех «внешних» стран – Китая, других стран БРИКС, Японии.
Шпионский скандал
Лишь только было принято решение о начале 8 июля переговоров по созданию зоны свободной торговли между США и ЕС, как начался скандал, связанный с именем Эдварда Сноудена и сбором американскими спецслужбами информации о гражданах других стран. В первую очередь, о гражданах стран-членов ЕС.
Поначалу Вашингтон утверждал, что прослушивание телефонных разговоров и слежка за онлайн-перепиской велась в отношении лишь рядовых иностранцев и только с целью предупреждения террористических актов. Однако оказалось, что американцы лукавят - под «антитеррористическую проверку» подпадали и высокие чиновники Евросоюза, и отдельных стран, входящих в ЕС.
Слежка велась всего за 38 объектами — в том числе штаб-квартирой Евросовета в Брюсселе, дипмиссиями ЕС и посольствами ряда европейских стран в США. Больше всего американские разведчики интересовались французами и немцами: ежедневно они отслеживали около 2 млн. французских и 15 млн. немецких звонков.
Берлин и Париж уже потребовали объяснений от Вашингтона. А глава Европарламента Мартин Шульц заявил, что если информация подтвердится, это «нанесет серьезный ущерб отношениям Европейского союза и США»… Главная же угроза, по заявлению представителя ЕС по вопросам юстиции Вивиан Рединг, нависла над переговорами по заключению договора о создании ЗСТ. По её словам, «партнеры друг за другом не шпионят».
Шпионаж против союзников как норма
Ничто не ново под луной. И нынешний «шпионский скандал» - лишь одна из иллюстраций того, что в «цивилизованном мире» давно уже стало нормой. Достаточно вспомнить утечки информации о функционировании технической разведывательной системы «Эшелон». Она была создана на основе секретного пакта, заключенного между разведслужбами США, Великобритании, Австралии, Канады и Новой Зеландии. «Эшелон» - самая крупная в мире система прослушивания и перехвата телефонных разговоров, факсов и электронной почты, способная улавливать до 100 миллионов переговоров в месяц. Инициатором подписания пакта и создания этой системы выступило Агентство национальной безопасности США. Станции перехвата расположены по всему миру — на американских военных базах в Германии, в Тихом океане и в Гонконге. На территории Англии расположены перехватывающие и транзитные станции.
Обработка перехваченной информации осуществляется по принципу ключевых слов. При необходимости подпрограмме, которая называется «Словарь», задается необходимое ключевое слово, например «микропроцессор», и начинается поиск по всему банку данных перехваченных телефонных переговоров, факсов и сообщений электронной почты. После останется только прослушать, кто, кому и по какому поводу говорил это слово. По оценке независимых западных экспертов, более чем в 80 процентах случаев результаты прослушки используются для промышленного шпионажа. «Эшелон» - система информационного слежения за всем миром в интересах даже не всего «золотого миллиарда», а лишь англосаксонского сообщества. Для этого сообщества все европейцы (кроме англичан) – объекты наблюдения и конкуренты. Вот лишь один пример. В 1995 году в прессу просочилась информация о том, что АНБ с помощью системы «Эшелон» перехватывало все факсы и телефонные звонки между европейским консорциумом «Airbus» и Саудовской национальной авиакомпанией. В результате были получены сведения о том, что сотрудники «Airbus» предлагали саудитам за заключение 6-миллиардного контракта значительные суммы в качестве взятки. АНБ передало эту информацию правительству США, которое сумели убедить своих коллег в Саудовской Аравии отдать 6-миллиардный контракт «Боингу» и компании «Макдоннел-Дуглас».
Известный немецкий специалист в области разведки Кай Хиршман опубликовал в 2004 году в Германии книгу «Секретные службы» (i), ключевые положения которой сводятся к следующему.
Во-первых, после окончания холодной войны приоритетным направлением деятельности западных спецслужб стало экономическое направление. Направление борьбы с терроризмом по значимости и масштабам операций значительно уступает экономической разведке. Так, еще в 90-е годы ХХ века Роберт М. Гейтс (бывший директор ЦРУ США) говорил, что запросы на экономические материалы из ЦРУ превышают по количеству все остальные. И почти половина всех заданий разведке, поступающих из 20 главных государственных учреждений США, - «экономические по своему характеру».
Во-вторых, экономическая разведка на Западе дополняет промышленный шпионаж частных корпораций. Между государственными и корпоративными службами разведки существует определенное «разделение труда». Государственные спецслужбы ведут наблюдение за такими объектами, как министерства, ведомства, международные организации, посольства и торговые представительства. Цель такого наблюдения – добывание информации о планируемых изменениях экономической, финансовой, торговой и промышленной политики соответствующих государств. Их интересует также информация о подготовленных позициях государственных делегаций на международных переговорах по торгово-экономическим и финансовым вопросам, о противоречиях стран, входящих в различные экономические блоки и союзы, о тайных соглашениях и т.п. Конечно, государственные спецслужбы занимаются и промышленным шпионажем, но в основном он ограничивается технологиями военного характера. Государственные разведорганы работают также по заказам крупных корпораций. Особенно, когда речь идет о необходимости добиться победы в различных зарубежных тендерах, при получении крупных заказов в других странах.
В-третьих, многие западные разведслужбы работают и против тех государств, которые считаются союзниками. Иначе говоря, в зоне «золотого миллиарда» идет «перекрестное» слежение союзников друг за другом. И это неизбежно, учитывая, что конкурентную борьбу никто не отменял.
В-четвертых, значительная часть информации по линии разведки, в том числе экономической, стала в современных условиях добываться без применения агентурных методов. Возрастает роль технических средств: прослушивание телефонных разговоров, установка «жучков» в помещениях, автомобилях, на факсовых аппаратах, перехват сигналов на кабельных линиях, хищение информации из компьютеров и серверов, обработка с помощью компьютеров больших массивов информации из Интернета, подключение к сетям электронной почты, связи по скайпу и т.п.
Процитирую Кая Хиршмана: «Все государства уже давно с целью получения экономических преимуществ поручают своим спецслужбам ведение экономического шпионажа. В этом наши «друзья» с Запада ни в чем не отличаются от наших бывших «врагов» с Востока. США исходят из того, что против американской экономики регулярный шпионаж ведут разведки 23 стран, в том числе - все важные европейские державы. Но в международном масштабе ведущую роль в экономическом шпионаже играют сами США… Бывший директор ЦРУ Вулси в своей речи в Центре стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) в июле 1994 года сказал: «Я иногда улыбаюсь, читая в газете, как некоторые предприятия заявляют, будто им не нужна никакая помощь со стороны разведок. Для некоторых из них мы уже спасали по-настоящему большие контракты». Это верно, если присмотреться к таким делам повнимательнее. И поскольку национальные разведки по поручению своих правительств копаются в экономических секретах на иностранной территории, то, само собой разумеется, они вполне справедливо исходят из того, что и на их собственной земле тем же самым занимаются спецслужбы дружественных и недружественных государств.
Перспективы переговоров по ЗСТ в свете шпионского скандала
Начавшийся летом 2013 года скандал по поводу разведывательной деятельности спецслужб США против их европейских союзников специалистам ничего нового не открыл. Просто раньше все разборки, происходившие в связи с обнаружением случаев незаконного сбора информации, проводились за закрытыми дверями. Сегодня факты шпионажа в «благородном семействе» стали достоянием мировой общественности.
Несмотря на многочисленные проявления благородного гнева европейских чиновников из Брюсселя и политиков в странах ЕС, коренных изменений в отношениях между США и Европой ожидать не стоит. Вряд ли запланированные в Вашингтоне на 8 июля с.г. переговоры о создании трансатлантической зоны свободной торговли будут отменены. В лучшем случае их могут отложить на неделю-другую, чтобы дать европейцам немного «остыть». Такую отсрочку, в частности, предложили первые лица Франции (их высказывания по поводу шпионского скандала отличаются особой жёсткостью). Во всей этой истории особенно унижена англосаксами Германия: большая часть прослушиваний и перехватов электронной почты и факсов Агентством национальной безопасности США приходится именно на неё. С одной стороны, это подтверждение того, что Германия представляет для США наибольшую экономическую угрозу. С другой стороны, это свидетельствует, что Германия воспринимается Вашингтоном не как союзник, а как вассал. Ангелу Меркель, впрочем, это особенно не волнует: она дала понять, что не собирается отказываться от переговоров или даже переносить их дату. Вообще, в некоторых публикациях делается намек на то, что обнародование Сноуденом данных об американском шпионаже против европейцев было специально задумано противниками создания «экономической НАТО» с целью не допустить создания трансатлантической зоны свободной торговли или, по крайне мере, затормозить процесс переговоров. Надо сказать, после этой истории европейцы действительно получили на руки неплохие козыри, что, возможно, позволит им выиграть время и как-то укрепить изначально более слабые переговорные позиции. Круг вопросов на переговорах очень широк, и никто не ждёт, что соглашение будет подписано даже через год. Скорее всего, для этого потребуется не меньше двух лет. А за это время произойдёт немало других событий. Например, вторая «волна» мирового финансового кризиса, которая повлияет на соотношение сил договаривающихся сторон. Не будем гадать, как это скажется на переговорах США – ЕС.
(1) Kai Hirschmann «Geheimdienste», Reihe «Wissen 3000», Europaeische Verlagsanstalt/ Sabine Groenewold Verlage, Hamburg 2004