Иран и Россия: приоритеты сотрудничества
В последние дни в прессе появилось немало сообщений по поводу развития сотрудничества Ирана и России. Политические деятели, аналитики и журналисты отмечают, что существует целый ряд направлений, по которому Тегеран мог бы и дальше укреплять стабильные отношения с Москвой, считая углубление сотрудничества не только стратегически важным, но и приоритетным.
Мария Кочетова («Парламентская газета») цитирует слова первого секретаря посольства ИРИ Сайеда Гасема Закери: «Россия зависит от Запада в экономическом плане. Когда ещё не было эмбарго, мы с Россией договорились о строительстве атомной электростанции в Бушере. Сегодня, если санкции будут сняты, мы с Россией снова начнём активно сотрудничать во многих сферах». По мнению дипломата, наиболее перспективное сотрудничество между двумя государствами заключается в развитии инфраструктуры.
«Россия и Иран могут дополнять друг друга в энергетической сфере. Примером тому является саммит газовой ОПЕК, который пройдёт на следующей неделе в Москве», — говорит Закери. Сказал он и о развитии туризма: «К примеру, персидский остров Киш гораздо красивее египетского Шарм-эль-Шейха».
Сайед Гасем Закери особо подчеркнул, что Иран хочет присоединиться к ШОС, но никогда не хотел бы вступить в НАТО.
В другой заметке на иранско-российскую тему М. Кочетова («Парламентская газета») пишет, что Закери рассказал журналистам и об общих духовных ценностях Ирана и России. «Любой наш посол, работающий в Москве, по возвращении в Иран говорит, что исламские и православные ценности близки», — считает дипломат.
По его мнению, в отношениях двух стран сейчас необходимо исключить «роль третьего фактора».
«Россия имеет стратегическое значение во внешней политике нового президента. Приоритет Хассана Роухани — создание доверительных отношений между Россией и Ираном и нашими ближайшими соседями», — подчеркнул товарищ Закери.
Далее он напомнил, что Россия — «самый стабильный» партнёр Ирана, а вот ситуация в других соседних странах — Ираке, Афганистане, Пакистане — от стабильности далека.
«Новый президент готов работать и с МАГАТЭ, и с группой «Пять плюс один». Кроме того, стабилизация отношений с Западом поможет и нашим отношениям с Россией», — сказал первый секретарь посольства ИРИ.
Как отмечает Алексей Балиев («Файл-РФ»), поздравляя Хасана Роухани с победой на президентских выборах, Владимир Путин подчеркнул готовность к поступательному развитию взаимовыгодного сотрудничества в различных областях. Углубление отношений с Россией, скорее всего, станет одним из приоритетных направлений внешней политики главы ИРИ, полагает генеральный директор Центра по изучению современного Ирана Раджаб Сафаров.
Россия важна Ирану «в качестве серьёзного игрока по решению проблем Каспия, а также для быстрейшего входа в ШОС, — сообщил Раджаб Сафаров газете «Файл-РФ». — Я общался с Роухани и знаю: он хорошо относится к России».
Позитивный прогноз развития отношений находит выражение в различных проектах. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов и представители экономических ведомств ИРИ договорились развивать кооперационные связи в машиностроении с прицелом на экспорт совместной продукции на рынки соседних стран. Общий экономический эффект от проектов может превысить 10 миллиардов долларов в год, половина суммы — прибыток России.
Что касается импорта из России, то ИРИ, по словам товарища Каламанова, выразила заинтересованность в увеличении ввоза российского горнодобывающего и металлургического оборудования. Кроме того, иранцы хотели бы создать у себя совместное производство электротехнической продукции. Отмечается и обоюдное желание открыть совместные научно-исследовательские центры на базе Исфаханского металлургического комбината, построенного с помощью СССР в 1970-х гг.
В настоящий момент для доработки проектов, отмечает Алексей Балиев, создаётся двусторонняя рабочая группа.
«Речь идёт, в первую очередь, о совместном производстве сельхозтехники, общественного транспорта и газодизельных двигателей (включая комплектующие и запчасти). В кооперацию будет вовлечено как минимум 20 российских предприятий, что позволит создать не меньше 25 тысяч рабочих мест. Стоит отметить, что до 60% стоимости иранского импорта из нашей страны приходится именно на высокотехнологичную продукцию, а по мере реализации новых проектов эта доля, по имеющимся оценкам, вырастет до 70 процентов. Спрос на сельхозмашины и транспорт быстро растёт в соседних государствах Содружества, Пакистане, Ираке. Рынок для российско-иранской машиностроительной продукции весьма обширен, говорят эксперты».
Автор материала особо отмечает, что Тегеран отнюдь не случайно выбрал Россию в качестве основного партнёра в совместных машиностроительных проектах. Иранская сторона полагает, что российская продукция «проверена временем», отличаясь не только высоким качеством, но и приемлемыми ценами.
Что касается других проектов, то при российском научном и технологическом содействии планируется строительство судоходного канала Каспий — Персидский залив. Выгода России здесь состоит в том, замечает журналист, что почти вдвое сократится путь из европейской части, с Урала в бассейн Индийского океана (в сравнении с традиционным маршрутом через Босфор – Дарданеллы – Суэц). Ни одних лишь перевозках грузов Россия сможет экономить не менее 100 миллионов долларов в год.
В редакционной статье «ИноСМИ», озаглавленной «СМИ Ирана: История — основа связей Ирана и России», даётся обзор материалов иранской прессы 22-25 июня 2013 года.
Газеты «Farda» и «Hamshahri» процитировали ответное послание нового иранского президента Владимиру Путину, в котором говорится о том, что «Россия занимает особое место во внешнеполитическом курсе Ирана» и что новый президент надеется на «дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества», опыт которого имеет «историческое значение».
«Farda» обращает внимание на деликатный вопрос российско-иранских отношений — отказ России от поставок С-300 в соответствии с резолюцией ООН 2010 года. В газете пишут о российском предложении заменить С-300 на новый экспортный вариант — С-300ВМ «Антей-2500». В номере подчёркивается, что такое предложение, «несомненно, объясняется стремлением России побудить Иран отозвать свой иск против России из международного суда в Женеве».
В иранской прессе затрагивается и сирийская тематика. «Javan», цитируя товарища Лаврова, констатирует, что с «приближением международного саммита «Женева-2» по Сирии наблюдается рост российско-американских разногласий»; по мнению издания, он связан с тем, что позиция России заключается в «политическом подходе» к решению проблемы и использованием «рычагов региональной дипломатии», а вот Запад предпочитает «путь вмешательства во внутренние дела суверенной страны».
Выпуски «Farda» от 23.06 и 24.06 уделили значительное внимание сотрудничеству Ирана и России в области спорта. Речь идёт о деталях соглашения между российским футбольным клубом «Рубин» (Казань) и ведущим клубом Ирана «Персеполис» (Тегеран).
В другом обзоре иранских СМИ (17-21 июня) редакция «ИноСМИ» приводит материал из «Donya-e-Eqtesad», в котором отмечается возросший интерес России к закупке иранской нефти (в условиях эмбарго со стороны 27 стран Евросоюза). Издание пишет о переговорах по данному вопросу и констатирует, что это сулит российскому чёрному золоту, более «выигрышному» как с точки зрения качества, так и цены, по сравнению с нефтью стран Каспийского бассейна, «беспрецедентное» господство на европейском нефтяном рынке. Однако «вызывают беспокойство» комментарии аналитиков, прогнозирующих в случае подобного сценария событий невозможность возвращения иранской нефти на «стратегически важный средиземноморский рынок».
В сообщении «Iran News» от 19 июня, правда, отмечается, что Иран не ведёт переговоров с Россией по вопросу продажи нефти. Об этом пишет информационное агентство ISNA со ссылкой на представителя министерства нефти Ирана Алирезу Никзад-Рахбара.
По словам товарища Никзад-Рахбара, для доставки нефти из Южного Ирана до побережья Каспийского моря отсутствует необходимая инфраструктура.
Также в заметке указывается, что иранское информационное агентство «Mehr» сообщало о том, что Россия выразила заинтересованность в импорте иранской нефти и о переговорах Тегерана и Москвы. Официальные лица России, согласно этой информации, предложили проложить трубопровод для поставок нефти из южных месторождений Ирана к побережью Каспийского моря, а далее танкерами доставлять её на российские нефтяные терминалы. В связи с этим, говорится в заметке, Национальная иранская нефтяная компания начала углублять дно вокруг нефтяного терминала «Нека» для обеспечения возможности швартовки гигантских танкеров.
Таким образом, сотрудничество между Россией и Ираном обещает развиваться в самых разных направлениях: сфера технологий, поставка оборонительных вооружений, внешняя политика, туризм, кооперационные связи в машиностроении, совместное производство электротехнической продукции, строительство судоходного канала Каспий — Персидский залив и др.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
Источник: topwar.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 31
Рейтинг поста:
--------------------