На прошлой неделе Европейский парламент посетила делегация Конгресса неграждан Латвии. На встрече с евродепутатами представители неграждан рассказали о ситуации с правами человека в Латвии и обсудили возможные формы сотрудничества с Европарламентом. Об итогах поездки в Брюссель и роли международного сообщества в решении проблемы негражданства рассказал член Конгресса неграждан, спикер парламента непредставленных Валерий КОМАРОВ.
— Г-н Комаров, как Вы по итогам вашей поездки в Брюссель оцениваете осведомленность ЕС, Европарламента о проблеме неграждан в Латвии?
— Достаточно слабая осведомленность. Об этой проблеме не знают, в сути не разбираются, не понимают, что это — граждане, пораженные в правах, или что-то другое. То есть активного понимания, что происходит, где происходит, почему происходит — нет.
— А как в Европе реагируют, когда Вы им рассказываете о такой ситуации: в Латвии, стране ЕС, существует институт неграждан, в соответствии с которым значительная часть населения страны лишена гражданских прав?
— Первая реакция у них обычно удивление, затем следует шок, потому что они не предполагали, что в Евросоюзе такое возможно. Они где-то еще по миру борются за права человека, против поражения в правах, а тут у них же в Европе оказывается, что такое существует. Они, конечно, этим шокированы.
— Евродепутаты от Латвии Сандра Калниете и Инессе Вайдере высылали своим коллегам электронные письма, в которых возмущались приездом в Брюссель вашей делегации. По Вашим ощущениям, эти письма повлияли на ваше общение с европарламентариями?
— Трудно сказать. В открытую европарламентарии ничего об этих письмах не говорили. Что касается моих ощущений — если бы я постоянно общался с депутатами Европарламента, то мог бы сравнивать и сказать: "Да, в этот раз градус был иным". Но для меня это была первая поездка, поэтому ничего сказать не могу. На уровне фраз все обстояло очень хорошо: они выразили свою озабоченность, желание исправить эту ситуацию, помочь распространению информации о существовании института неграждан. Задавали вопросы о том, что в связи с этим делается, какие намечаются планы.
Общий вывод был такой: так дальше продолжаться не может, проблему нужно решить.
К сожалению, одна из встреч и большая конференция были отменены. Некоторые думают, что это из-за того, что были эти письма. Нам это было объяснено тем, что депутат, который должен был нас представить на этой конференции и вести мероприятие, вынужден был вечером перед конференцией уехать из Брюсселя из-за каких-то очень уважительных личных обстоятельств, а другого депутата за оставшееся время найти не удалось.
— Какие формы сотрудничества с Европарламентом Вы рассматриваете? Какую помощь вы хотели бы получить из Брюсселя?
— В первую очередь необходимо, чтобы информация о негражданах дошла до этих людей — это наша задача.
Мы бы хотели, чтобы они выступили медиаторами в переговорном процессе. На сегодняшний день референдум о втором государственном языке и последующие события показали, что русская и латышская община друг другу не доверяют. Это стопроцентно.
Для того, чтобы прийти к столу переговоров, нужно убрать эмоции в сторону. Этому обычно помогают медиаторы, в судебных заседаниях есть даже такая практика — медиация судебных тяжб.
По большому счету нам нужен некто авторитетный в глазах обеих общин, но при этом ни с одной из общин не связанный какими-то общими интересами, близкими отношениями.
В данном случае Европарламент, группа европарламентариев, вполне смогла бы сыграть такую роль. С одной стороны, они являются авторитетными представителями европейской власти для нашего руководства, а с другой — не связаны тесными узами с русской общиной.
По этой понятной причине Россия роль медиатора сыграть не может, а вот Евросоюз — вполне.
Я думаю, что сейчас нам необходим совместный с ЕС мониторинг ситуации с негражданами и более активное «спрашивание» латвийских властей — что они хотят с этой ситуацией делать.
Латвийские власти статус неграждан провозглашали как временный. Они говорили, что он рассосется сам собой по ходу натурализации.
Но на сегодняшний момент видно, что он не рассасывается — за последние 5 лет натурализовывалось по одному проценту неграждан в год. Такими темпами мы еще лет сто будем натурализовываться.
Обратите внимание, что этот юридический статус не существует больше нигде в мире. Это наша балтийская аномалия. Это тот случай, когда нет ничего более постоянного, чем временное. Мы надеемся, что если Евросоюз приступит к активному изучению этого вопроса, то ситуацию удастся вывести из того тупика, в который она зашла.
— То есть сейчас главная тактическая задача Конгресса неграждан — получить международную поддержку своей деятельности?
— Это один из важнейших факторов, безусловно. Можно и напрямую договариваться: искать поддержку и создавать группы активистов в латышской общине, чтобы договариваться напрямую. Но путь это неблизкий, поэтому поддержка международного сообщества будет очень кстати.
Источник: politikus.ru.
Рейтинг публикации:
|