На двадцать третьем году существование Приднестровской Молдавской Республики (с сентября 1990 года) глава ПМР (в данном случае Евгений Шевчук) решил окончательно отмежеваться от Молдовы. Президент Приднестровской Молдавской Республики решил подписать закон о государственной границе, однозначно давая молдавской стороне понять, что у ПМР нет будущего в составе Молдавского государства, которое единственной своей целью попадание на любых условиях в состав единого «братского» Евросоюза. Причём попадание это некоторыми молдавскими политиками видится даже не в качестве равноправного субъекта европейского союзного права, а в качестве одной из провинций Румынии, которая (Румыния) на данный момент членом Евросоюза является.
По понятным причинам, вливаться в состав ЕС, да ещё и через румынские задворки, абсолютное большинство жителей Приднестровья, среди которых немало граждан России и Украины, не собираются. Подтверждение тому – результаты референдумов, которые в ПМР за последние два с лишним десятка лет проводились не раз. Большинство жителей республики высказываются за независимость от Молдовы, и независимость эта де-факто проявляется в самых разных сферах: от экономики до медийной среды.
Так вот, 12 июня Евгений Шевчук поставил свою подпись под документом, который проводит государственную межу. Закон о госгранице ПМР, принятый в мае Верховным Советом Приднестровья, опирается на Декларацию о суверенитете ПМР от 1990 года, Конституцию республики и Декларацию независимости от 1991 года и определяет за республикой следующие территории: Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий и Слободзейский районы, города Бендеры, Днестровск, Дубоссары, Рыбница, Тирасполь (столица). Помимо этого приднестровским руководством в состав ПМР включены спорные территории. К ним относятся несколько достаточно крупных сёл: в частности, правобережная Варница, сёла Дубоссарского района, которые Кишинёв вообще считает своими.
Государственную границу с Украиной Тирасполь проводит по той же линии, которая отделяла эти территории от УССР в советские годы.
24 июня 2013 года Закон о госгранице между Приднестровской Молдавской Республикой и сопредельными государствами (Молдовой и Украиной) должен окончательно вступить в силу, и по всему периметру ПМР появятся полноценные пункты пограничного контроля со всеми сопутствующими атрибутами. Этот закон окончательно ставит точки над «i» в вопросах того, собираются ли приднестровские жители продолжать находиться в подвешенном состоянии, всякий раз обращая внимания на молдавское политическое давление и прочие демарши Кишинёва, пляшущего под румынскую дудку.
А в том, что европейская дуда магическим образом влияет на молдавские политические элиты, можно было убеждаться всё последнее время. Одно из новых подтверждений – требование Госканцелярии Молдовы к властям ещё одной территории, которая пока ещё входит в РМ, Гагаузии, отменить несколько положений закона, который, по мнению, молдавской политэлиты ущемляет права сексуальных меньшинств. Как говорится, кто о чём, а грязный – о бане... Как только власти одного из государств, мечтающих слиться в политическом экстазе с Евросоюзом, начинают лепетать про ущемление прав ЛГБТ, так на поверхность сразу же выплывает то, по какому именно демократическому коридору эти самые власти готовые вести свой народ. Меткая народная шутка последних месяцев: «в Европу через ...у».
И если в Гагаузии пока ещё не знают, что на это ответить Кишинёву, то Тирасполь, по всей видимости, свой выбор сделал. Интегрироваться с теми, кто носится с правами геев как курица с яйцом, кто ищет повода подмять под себя интересы более чем полумиллиона жителей республики и за счёт этого въехать на птичьих права в ЕС – Тирасполь не собирается.
Естественно, информация о том, что Шевчук подписал столь однозначный закон, повергла молдавские власти в настоящий шок. На 20 июня намечено срочное заседание в молдавском парламенте. Законодатели в Кишинёве, похоже, собираются принять меры против «взбунтовавшегося» Приднестровья. В этой связи возникает вопрос: Шевчук подписал закон 12 июня, а почему же «срочное» заседание молдавские законотворцы наметили только лишь на 20-е число? 8 суток раскачки для такого дела – как-то уж слишком многовато. Причина, очевидно, заключается в том, что молдавским властям понадобилось время для того, чтобы получить «дельный» европейски совет. За все последние годы Кишинёв целенаправленно учился отвыкать от самой возможности принятия самостоятельных решений, что красноречиво демонстрируется и сегодня. В течение восьми суток европейцы нашептывали молдавским политическим элитам возможные решения, и вот теперь – дело за малым: молдавские законодатели должны нажать на правильные для своего демократического будущего кнопки. Пока остаётся неясным, какое же именно решение было в качестве окончательного предложено молдавским властям, но со временем оно естественно проявится.
Пока те же молдавские власти решили наказать приднестровцев за их несговорчивость штрафами. Это решение было принято 14 июня (через пару дней после подписания Закона о госгранице Евгением Шевчуком). Заключается оно в том, что Кишинёв будет выписывать 400 леев (около 1030 российских рублей) штрафа каждому иностранцу, который с территории ПМР въезжает на территорию Молдовы без регистрации в молдавских компетентных структурах. Десятки тысяч приднестровцев имеют российские и украинские паспорта и вынуждены пользоваться молдавскими транспортными узлами (вокзалами, аэропортами). Если этот закон направлен против них, то непонятно, как можно таким образом прийти к восстановлению территориальной целостности, о которой говорит официальный Кишинёв? Скорее, это лишний подарок президенту Шевчуку, который получает дополнительный козырь для окончательного отмежевания Приднестровья от Молдовы. Видимо, европейские партнёры Молдовы уже намекнули лицам, которые принимали такое решение, что те явно поторопились…
Но решение о принятии штрафных санкций в отношении ПМР – это ещё не весь ответ Молдовы. На днях член молдавской делегации при Объединённой контрольной комиссии (ОКК), занимающейся контролем ситуации на берегах Днестра, господин Ляху, вообще заявил, что в решении Евгения Шевчука провести линию госграницы виновата Россия. Мало того, Ляху объявил о том, что на Российскую Федерацию пора подавать иск в Гаагский трибунал. Прямо так и сказал: «в трибунал». Видимо, Ион Ляху плохо знаком с теми судами, которые располагаются в голландском городе Гаага, а потому при подаче иска может точно напутать. Дело в том, что судов в Гааге много, а вот трибунал один, да и тот по бывшей Югославии. В «югославском» трибунале будут долго соображать, как быть с иском от молдавского гражданина Ляху, который требует наказать Россию за то, что ПМР собралась окончательно отмежеваться от Республики Молдова. Будут долго вымерять линейками расстояние от Тирасполя до Белграда или Приштины и искать в исторических источниках то, каким боком ПМР связана с бывшей Югославией… В общем, Ляху дал маху…
Когда в Кишинёве переговорный процесс с Тирасполем под дирижёрскую палочку Евросоюза окончательно похерили, то глупо в России искать виноватых в том, что ПМР собирается создать полноценную госграницу. Все виноватые сидят в румынской канцелярии и в брюссельских кожаных креслах.