Эрдоган: один против всех
Три недели в Турции идут антиправительственные демонстрации и протесты. В прессе отмечают, что в них пострадало не менее 5 тысяч человек. Убитых — четверо. Аналитики гадают: отчего так долго продолжаются протесты? Одни считают, что виноват во всём Эрдоган, либо позабывший о демократических принципах, либо променявший их на исламистские. Другие пишут, что протесты — дело рук Вашингтона, то бишь связке Госдеп плюс ЦРУ, которым не понравилась та «мягкость», с которой турецкий премьер-министр действовал в отношении Сирии. Вот если бы Эрдоган обрушился на Асада всей турецкой военной мощью, а не просто обзывал его мясником и убийцей, то тогда и оранжевой революции бы не было. Забыл Эрдоган, забыл, что такой союзник, как США, при Обаме воюет исключительно чужими руками. Кстати, точку зрения о провокационных действиях иностранцев недальновидно поддержал сам Эрдоган. Скоро он попадёт в положение президента Венесуэлы: с США дружить и хочется, и колется.
Подавление протестов в Турции производится вполне автократично, в брежневском стиле. Если полиции покажется властям мало — на улицы будет брошена армия. Вице-премьер правительства Турции Бюлент Арынч 17 июня так и заявил: на разгон акций протеста может быть направлена армия. Об этом сообщила «Лента.ру», сославшись на газету «Hurriyet».
«Мы обязаны прекратить незаконные акции протеста. Если не хватает полиции, за дело возьмется жандармерия. Если же и этого будет недостаточно, мы задействуем армию. Все эти структуры совершенно легальны», — заявил господин Арынч.
Странное заявление, очень странное. Это что же, приготовлены и ждут своего часа ещё и нелегальные структуры? Бандиты-головорезы, что ли? Или вице-премьер хотел объяснить своему народу, что то, что делает правительство, сплошь законно, а вот то, что делает народ — и неправильно, и незаконно?
И действительно, далее чиновник пояснил, что полиция действует в рамках закона, а все жалобы, поступающие на действия правоохранительных органов, не имеют под собой никаких оснований. Протесты против действующих властей чиновник отказался считать законными. По его словам, митинги в защиту парка Гези переросли в «преступные сборища».
Риторика вполне эрдогановская. Ну, и соратник эрдогановский.
Если неделю тому назад Хюсейн Авни Мутлу, губернатор провинции Стамбул, извинился перед демонстрантами за неоправданную жестокость полицейских, разгоняющих акции протеста, то Эрдоган лишь подтвердил следование своей прежней линии.
Как сообщает «Лента.ру» со ссылкой на РИА «Новости», Хюсейн Авни Мутлу признал в «Твиттере», что полицейские часто действовали излишне жёстко, правда, тут же списал это на индивидуальные ошибки. Извинившись перед протестующими, г-н Мутлу отметил, что молодёжь имеет право отстаивать свои интересы, но призвал её делать это путём диалога с властями. Далее он добавил, что завидует демонстрантам, оккупировавшим один из последних парков в центре города и имеющим возможность слушать пение птиц и дышать свежим воздухом. Губернатор написал: «Я бы хотел быть среди вас».
Совсем другое дело — Эрдоган. Мягкость ему не свойственна. Как пишет «Интерфакс», премьер призвал своих сторонников «проучить» протестующих, поддержав его на муниципальных выборах, намеченных на март следующего года. Мало того, Эрдоган выступил с резкой критикой демонстрантов, обозвав их вандалами, анархистами и подлыми людьми: «Они настолько подлые люди, что оскорбляют премьера их страны».
Если в ночь на 14 июня губернатор Стамбула встретился с манифестантами в парке и попробовал их увещевать, то премьер-министр Турции однозначно распорядился свернуть палаточный лагерь в Гези и пообещал в противном случае штурм.
Митингующие отступать мирно и не собирались. Ночью к тем, кто консолидировался в парке, присоединились тысячи курдов. «Мы хотим, чтобы Эрдоган пересмотрел свои решения! — цитируют «Вести» слова Канан Калаган, участницы протестного движения площади Таксим. — Все проекты по перестройке парка Гези должны быть закрыты! Только тогда закончатся все эти беспорядки, которые длятся уже давно. И ещё мы требуем запрета на использование полицией слезоточивого газа».
Чем же ответил Эрдоган на это? А вот чем.
Как пишет Наталья Журавлёва (газета «Взгляд»), протесты перешли в новую фазу — после того, как полиция разогнала массовую акцию на площади Таксим и в парке Гези. Против демонстрантов как раз использовали слезоточивый газ и водомёты.
По сути, новую волну протеста спровоцировал своими бескомпромиссным заявлением сам Р. Т. Эрдоган. Именно после его заявления о «зачистке» парка Гези массовые беспорядки вновь охватили страну. Штурм палаточного лагеря в Гези начался поздно ночью 16 июня и продлился каких-то полчаса.
Тем не менее, демонстранты закрепились в прилегающих переулках. На востоке города несколько сотен человек прошли маршем по мосту через Босфорский пролив по направлению к площади Таксим. Протестующие выкрикивали: «Тайип, уходи!»
Демонстранты продолжают строить баррикады, жгут костры. Против полицейских у них заготовлены камни и бутылки с зажигательной смесью. Тактика полиции последних дней такова: специальные машины с водомётами смывают с улиц активистов, а затем стражи порядка бросают в район сосредоточения протестующих газовые шашки. Завалы и баррикады расчищаются силами техники. Появляются сообщения о задержаниях активистов. Губернатор Стамбула уже заявил, что некие провокаторы совершают вооружённые нападения на полицейских.
Сформированная недавно коалиция протестующих «Солидарность Таксима» призывает продолжать акции протеста.
Как передаёт «Би-би-си», забастовку в знак протеста против действий полиции при разгоне демонстрантов объявили профсоюзы Турции.
Две крупнейшие организации — Конфедерация профсоюзов государственных служащих и Конфедерация прогрессивных профсоюзов — совместно с тремя отраслевыми профсоюзами объявили об однодневной забастовке с требованием положить конец «полицейскому насилию» в стране. Профсоюзы призвали к проведению марша и митинга в Стамбуле.
«Би-би-си» сообщает и о новых вопиющих подробностях противодействия властей народу. Президент турецкой медицинской ассоциации доктор Озембил Актан рассказал телерадиокомпании, что пять врачей и три медсестры пропали без вести — после того как оказали помощь протестующим.
Ранее турецкое министерство здравоохранения начало расследовать действия медицинских работников, добровольно оказывавших первую помощь пострадавшим в импровизированных медицинских пунктах. За что гнев правительства обратился на врачей? А дело в том, что эти люди «действовали без разрешения министерства».
В их защиту выступила правозащитная организация «Amnesty International». Она назвала совершенно неприемлемым то, «что врачам могут угрожать уголовным преследованием за предоставление медицинской помощи нуждающимся».
В другом репортаже «Би-би-си» рассказывается об индивидуальном протесте Эрдема Гюндуза. Этот человек, художник, в течение восьми часов простоял в Стамбуле молча, глядя на портрет Мустафы Кемаля Ататюрка.
Эрдема Гюндуза назвали «Стоящим мужчиной». Его перформанс, продолжавшийся с 18:00 часов по местному времени в понедельник до двух часов ночи во вторник, собрал сотни человек, присоединившихся к нему на площади Таксим и простоявших там, пока полиция их не разогнала. Позднее Гюндуз сказал в интервью «Би-би-си», что таким образом хотел символически выразить своё отношение к происходящему.
Десять человек, отказавшиеся уйти с площади, были задержаны. «На улицах много, много молодых людей», — сказал товарищ Гюндуз «Би-би-си».
«Я ничто… Важна идея… Почему люди сопротивляются правительству. Правительство не хочет понять, не пытается понять, почему люди вышли на улицы. Это настоящее молчаливое сопротивление. Надеюсь, что люди остановятся и подумают: что произошло?»
Многие люди из самых разных политических «лагерей» думают так же, как этот художник.
Григорий Миленин («Голос России») справедливо указывает, что турецкое общество не приемлет исламистской политики правительства Эрдогана. Автор приводит мнение эксперта Центра аналитических исследований Семёна Багдасарова, который уверен, что жителей сегодняшней Турции сегодня можно разделить на два лагеря, и оба — против эрдогановской исламизации. Из них 15-20 миллионов — это алавиты, не воспринимающие исламизацию. Другая, значительная, часть населения вообще против Эрдогана. Аналитик напоминает, что за него на выборах голосовало 50% населения. Но есть ещё и другие пятьдесят процентов — эти люди тоже против исламизации страны.
Есть и мнение, что в деле участвуют внешнеполитические акторы.
Как полагает исполнительный президент Общества делового сотрудничества с арабскими странами Вячеслав Матузов, нынешняя волна беспорядков в Турции — своего рода предупреждение для Эрдогана от его западных партнёров:
«Здесь сопряжены моменты внутренней борьбы, но также скрываются какие-то внешние факторы, которые привели в действие этот исторический механизм с какими-то иными политическими целями. Эрдоган не пошёл до конца на поводу у США и НАТО в отношении Сирии. От него требовалось более активное участие турецкой армии в сирийских событиях, объявление севера Турции бесполётной зоной до пятидесяти километров вглубь территории Сирии и более активное использование турецких ВС в поддержке оппозиционных военизированных группировок, которые с территории Турции активно засылались в Сирию».
Используя Турцию как свой ближневосточный форпост глобального «насаждения демократии», отмечает товарищ Матузов, американцы используют возможность, чтобы лишний раз «пристрелять» своё политическое оружие на турецком обществе. В Турции, говорит аналитик, работают и военные специалисты, и политтехнологи. Последние взаимодействуют с сирийской оппозицией, которая нашла прибежище в Стамбуле. Пребывание американцев в Турции позволяет им использовать тактику «оранжевых революций» и «арабской весны». Таким образом они воздействуют на процессы внутри Турции.
Блоггер Эль Мюрид в заметке на ИТАР-ТАСС пишет, что Эрдоган слишком долго медлил, и поэтому-то контроль за ситуацией во многом был утрачен.
Эрдоган колебался как с разгоном демонстрантов, так и с «антимитингом». Лишь почти три недели спустя с начала протестов он собрал внушительный митинг своих сторонников, отмечает блоггер. Однако появление на арене борьбы сторонников премьера может привести даже к сползанию к гражданской войне. Тогда вмешательство армии станет неизбежным.
А тут ещё и профсоюзы подключились.
Так в чём же корень?
Простое объяснение — что в Турции против исламизации протестуют прокемалистские силы, — автор называет совершенно неверным.
Эрдогана блоггер объявляет демократом. Более демократичного премьера за всю историю Турции, чем он, найти сложно, считает Эль Мюрид.
«…Продолжив путь своих предшественников на евроинтеграцию, Эрдоган максимально совместил турецкое законодательство с евростандартами. Среди флагов протестующих на фотографиях и видеосюжетах очень часто фигурируют радужные флаги нетрадиционных меньшинств. Пожалуй, ни в одной исламской стране эту публику в открытую встретить невозможно — а в Турции нет их преследования, хотя нет и европейского подчинённого положения к их требованиям».
Что ж, вот мы и узнали, что такое демократия.
От радужного пассажа Эль Мюрид переходит к тому, что европейский выбор для Турции оказался фикцией. Почему? А Европа не готова принять Турцию в свой состав. Правда, в Турции за последнее время уже успел сформироваться срез населения, ориентированного на европейские ценности.
Развалившийся проект «евроинтегризма» вызвал к жизни планы неоосманизма, пишет аналитик, опирающиеся на традиционализм и идеологию создания Великого Турана в её модернизированном виде. И вот вам две Турции: условно светская европеизированная и условно исламская традиционалистская.
«Парадокс в том, что терпимее выглядят именно традиционалисты. Светская молодёжь одним из основных требованием выдвигает прекращение «ползучей исламизации» страны, хотя гиперсвободные нравы той же самой европеизированной молодежи она фактически навязывает «другой» стороне. Неумение и нежелание слышать других — вот, пожалуй, одна из причин, которая и вывела людей на улицу. И то, что традиционалисты, которые вышли в воскресенье на стамбульскую Поклонную поддержать премьера, не выходят на улицу бить протестующих — как раз свидетельство их значительно большей терпимости и житейской мудрости. Гражданскую войну они не хотят».
Однако события развиваются всё более стремительно, предупреждает аналитик. Похоже, что нити управления премьер постепенно теряет. Личные черты Эрдогана не очень способствуют дипломатии. Он довольно жёсткий человек, считает Эль Мюрид, и «его человеческие качества могут сыграть с ним злую шутку».
О стратегии, которую избрал Эрдоган, рассказывает канал «Euronews». Изгнанные из Гези и Таксима манифестанты теперь просто стоят на улицах и площадях в молчаливом протесте (уподобляясь Эрдему Гюндузу, добавим от себя). Но аресты грозят и им. Правительство по-прежнему называет выступления «инспирированными из-за рубежа беспорядками».
«Они называют протестующих провокаторами, но я считаю, что провокаторы — это правительство и премьер-министр. Они не смотрят на этих людей, они не понимают, они не хотят видеть того, что нужно этим людям», — говорит неназванный человек.
«Провокаторов» полиция ищет по всем крупным городам. Отделы по борьбе с терроризмом проверяют один адрес за другим.
Таким образом, турецкий народ вместе со своим премьер-министром, оказавшимся где-то посреди демократии и авторитаризма, застрял между неоосманизмом и евроинтеграцией, между народовластием и скатыванием к диктату. В западных СМИ очень популярна тема сравнивания Эрдогана с товарищем Путиным, который на Западе демократом тоже не считается. В предыдущих обозрениях на турецкую тему мы уже отмечали, что жёсткие действия по подавлению народных протестов были откровенно и прямо осуждены США. Недовольные голоса донеслись и из ЕС (Кэтрин Эштон). Однако, как представляется, Запад начал учить демократии Эрдогана слишком поздно: время Европы ушло.
Но ушло и время Эрдогана: теперь он один против всех, и все против него. При таком положении дел и не мечтать ему о президентском кресле, ради которого он собрался перекроить конституцию. Президентские выборы в Турции должны пройти в 2014 году.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
Источник: topwar.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 44
Рейтинг поста:
А на мой взгляд это очень хорошая позиция. "Мол я бы и рад повоевать с Сирией, но мой народ весь против меня". Возможно он действует неосознанно.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 44
Рейтинг поста: