Евразийская политология: Конфликт национального и евразийского мышления
|
Семён Уралов |
Шеф-редактор проекта «Однако. Евразия». Родился в 1979 году в Новосибирске. Учился во Львовском университете на русском отделении филологического факультета, который закончил в 2001 году. С 1998 года участвует в политических, предвыборных и корпоративных проектах. Работал в Западной и Восточной Сибири, Южной Осетии, Киеве, Удмуртии, Одессе, Республике Коми, Санкт-Петербурге, Харькове, Приднестровье и остальной Евразии. Сфера интересов: Евразийская интеграция; реальная политика; шоу-политика; цветные революции; политические технологии.
«Никакой иной интеграции, кроме евразийской, для нас не существует. Это уже понимают в Москве, Минске и Астане. Значит, ядро нового Союза сформировано»
|
В дни русской словесности, которые приходятся на день рождения Пушкина, Верховный совет Крыма проводит ежегодный международный фестиваль русской культуры в Крыму «Великое русское слово». Целевая аудитория фестиваля — все, кто связан с русской культурой, литературой и языком. Интересно, что организаторы включают в фестиваль весь Крым, и в совместную деятельность подключаются даже небольшие периферийные города и поселки вроде Бахчисарая, Сак и Гурзуфа.
Второй полезный аспект фестиваля — география приглашенных: практически весь Юго-Восток Украины, регионы Кубани и центральной полосы России. Учитывая, что акцент сделан именно на визит провинциальных делегаций, то на «Великом русском слове» собираются как раз представители настоящей Украины и России — с минимальным присутствием Москвы и Киева.
Взаимодействие-2013: основные тезисы
В рамках фестиваля, который, в первую очередь, является культурным мероприятием, проходит центральное политологическое событие — Общественный украино-российский форум «Взаимодействие».
У меня интерес к форуму «Взаимодействие» прагматический. Не так много площадок, где широко представлены региональные чиновники, политики, политологи и журналисты. И на практике оказывается, что частная и честная беседа с депутатом курской областной думы или верховного совета Крыма лучше проясняет политическую ситуацию, чем официальные мероприятия и визиты.
Благодаря этому главный эффект, которого добились организаторы «Взаимодействия» — межрегиональная коммуникация, потому что в Крым с удовольствием приезжают из любой области или края России. К примеру, в Киеве на подобных форумах встретить представителей российских регионов практически невозможно. Также как в Москве редко встретишь кого-нибудь с украинского Юго-Востока.
Поэтому вижу смысл остановиться на некоторых ключевых докладах, которые помогли расширить горизонт понимания политических процессов между Украиной и Россией.
Во-первых, радует понимание неизбежности евразийской интеграции организаторами «Взаимодействия»: украино-российские отношения рассматриваются именно в контексте Евразии. В этом смысле Крым опережает остальные украинские регионы, в которых политический класс продолжает по привычке рассматривать Украину и Россию отдельно, не понимая, что украино-российских отношений в привычной нам формулировке уже нет, а есть украино-евразийские отношения с будущим Союзом.
Во-вторых, стоит отметить подробный доклад социолога Евгения Копатько, который рассмотрел проблему русского языка на Украине в контексте вымирания и деградации городов Юго-Востока. Так, Днепропетровск, Харьков, Одесса, Донецк сегодня являются городами, наиболее стремительно теряющими население. Наравне с Юго-Востоком Украины мы имеем дело с аналогичными тенденциями в Саратове, Самаре и других городах центральной России и Поволжья. То есть проблема русского языка — это не только проблема равноправия и недофинансирования, но и проблема демографическая и деградационная. Носители русского языка на Юго-Востоке Украины вымирают, уезжают и деклассируются в связи с индустриальной и промышленной деградацией регионов. И рассматривать русский язык и культуру в отрыве от новой индустриализации, евразийской интеграции и курса на Союз просто бессмысленно. Этого, конечно, социолог Евгений Копатько прямо не сказал — понятно, что статус главного «донецкого» социолога сужает поле для маневра — но ровно эти выводы следовали из его доклада.
В-третьих, на форуме произошел показательный политический конфликт и дискуссия между национальным и евразийским подходом к украино-российским отношениям. Точкой конфликта стал мой доклад о Евразийской интеграции, который подверг критике руководитель «Института Стран СНГ» Константин Затулин. Вкратце его мысль сводилась к тому, что интеграция в Евразии, особенно с Казахстаном — это путь в никуда, и России необходимо сосредоточится на создании «славянского союза» России, Белоруссии и Украины. Правда, что это за организационная сущность, кто обладает волей для создания такого рода Союза и почему он не может быть реализован в рамках Евразийского Союза — я так и не понял. Впрочем, в Москве, а особенно среди бояр Садового кольца, мне часто доводится сталкиваться с носителями национального мышления, из которых на «Взаимодействии» самым ярким был Константин Затулин.
Национальная позиция Затулина — это достаточно типичное явление, с которым нам придется сталкиваться многократно в ходе построения нового Союза. Такие же носители национального мышления есть и в Астане, и в Минске, и в Бишкеке, и в Киеве.
В-четвертых, в своем докладе я постарался донести основные идеи и разработки относительно будущего Союза и евразийской интеграции, к которым мы пришли в рамках спецпроекта «Однако.Евразия».
Пересказывать лишний раз не вижу особого смысла — потому что читатели «Однако» намного более погружены в контекст по сравнению с участниками «Взаимодействия». Могу лишь сказать, что модераторы форума услышали и восприняли мои доводы. По крайней мере, российский политолог Сергей Марков достаточно точно отразил основные тезисы доклада в онлайн-трансляции форума, которую он вел. Так же лучшим подтверждением правоты прогнозов «Однако.Евразия» стал комментарий депутата украинского парламента Олега Царева из Днепропетровска.
Отдельной темой кулуарного общения с региональными политиками и экспертами стали перспективы и возможности евразийской интеграции для республики Крым, которая оказалась в заложниках центральной власти в Киеве. При этом статус автономии Крыма дает дополнительные возможности для запуска интеграционных процессов. Но об этом речь пойдет в следующей статье.
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|