О беспорядках в Турции
|
Лев Вершинин |
Писатель, историк, политолог. Родился в Одессе в 1957 году.
|
В Турции, как известно интересующимся международной жизнью, проходят волнения. Толкования, как обычно, почти опережают видеохронику.
Прежде всего прошу внимательно прочитать статью армянского политолога Симона Караханяна, где всё перевернуто с ног на голову, а также материал, потрясающе красивый с точки зрения «высокой конспирологии», но и только. А прочитав — прошу забыть оба. К ним мы возвращаться не будем. Ничего общего с реальностью данные заметки не имеют, подтверждением чему является полное отсутствие обязательной (в рамках "цветных" сценариев) поддержки протестов в Стамбуле "цивилизованными" СМИ.
Они, правда, и не бранят митингующих, они просто молчат или отделываются краткими сухими сообщениями, но это само по себе крайне красноречиво свидетельствует: там, на верхах, определяющих, что говорить, четкого отношения к происходящему пока что не сформулировали.
В реальности же, — это я говорю на основании нескольких обстоятельных бесед с турецкими друзьями и коллегами — ни о каких «исламистах, расшатывающих Эрдогана», а значит, и ни о какой «турецкой весне» речи нет. Что бы ни писал политолог из Армении, основная цель которого всего лишь лишний раз пнуть АОД, его заявления не к месту. Реджеп-бей сам по себе «турецкая весна», только растянутая во времени и слегка отмакияженная под «европейские ценности». Он — символ и отражение побочных, но очень болезненных итогов запущенного на Востоке кемалистами (насеристами, баасистами, садатистами, а еще ранее шахом) процесса экспресс-втягивания традиционных обществ в «цивилизацию». Община рушится, толпы растерянных людей от земли идут в города за лучшей жизнью, оказываются там лишними, злятся и требуют своего, а их эмоции используют в своих интересах муллы, видящие возможность сохранить влияние только в приходе к рулю.
Именно эту тенденцию, будучи плоть от плоти этой самой массы «лишних людей», выражают гг. Эрдоган, Гюль и тэдэ. Правда, выражают в наиболее умеренном, окультуренном варианте, стремясь впрячь в телегу и коня, и трепетную лань. То есть, выполняя социальный запрос выдвинувшего их сектора, предотвратить уход этого сектора под контроль «диких мулл». Отсюда и доктрина нео-османизма, подразумевающая, что Турция — не «страна турок», а такой себе рrimus inter pares в рамках уммы, то есть, потенциальный политический лидер всех суннитов, вне зависимости от этнической принадлежности. А следовательно, весь негативный потенциал, накопившийся в социуме, следует направлять на достижение этой цели, после чего (во всяком случае, так полагает её автор, профессор Давутоглу) проблемы рассосутся сами собой.
Еще раз: основной конфликт турецкого общества, породивший г-на Эрдогана, заключался в недовольстве "низов" коррупцией и политиканством «прогрессивных» (светских) элит, десятилетиями правивших страной, и в условиях «европейской демократии» выдвиженцы «исламистов» не могли рано или поздно не прийти к власти. Такое, собственно, уже бывало. Но, поскольку такой вариант рано или поздно неизбежно чреват радикализацией и выходом на авансцену «диких мулл», в двух предыдущих случаях кемалисты (в лице армии) реагировали жестко, руководствуясь, как сформулировал в свое время мудрый генерал Мехмет Топчу, «не буквой демократии, но ее духом, суть которого в том, чтобы не позволить стране вернуться в дикость». В итоге «эрдоган № 1», некто Мендерес, был повешен, а «эрдоган № 2», некто Эрбакан, выброшен из политики навсегда. Однако времена изменились, СССР не стало, военные перевороты оказались «категорически недопустимыми», и в результате нео-османисты, уже с третьей попытки, армию согнули и поставили на колени, казалось бы, открыв дорогу в Дивный Новый Мир.
Но.
Как бы ни загнили «сами в себе» традиционные светские элиты, как бы коррумпированы они ни были и как бы ни погрязли в политиканстве, своё дело за многие десятилетия они сделали: в отличие от Ливии, Египта, даже Сирии (об Иране пока умолчу, это серьезная и отдельная тема), в Турции сформировался очень обширный и влиятельный социальный слой, ни с какой стороны не заинтересованный в ре-исламизации социума, а следовательно, и в «нео-османах», которые, помимо всего прочего, еще и стремятся навязывать свои идеи светской Турции, не особо стесняясь в методах. Удельный вес недовольной массы, не желающей следовать ни иранскому, ни египетскому, ни, тем паче, ливийскому или сирийскому примеру, слишком высок, а стоящие за нею силы слишком влиятельны, чтобы возвращение к истокам оказалось легко осуществимым, и сегодня образ Кемаля, — которого «нео-османы», официально превознося, по факту выхолащивают, — стал основой для «национального демократического консенсуса», то есть для объединения сил, казалось бы, к объединению в принципе не способных, от национал-консерваторов до марксистов. В результате чего режиму резко поплохело.
По сути дела, слово сейчас за армией. Она теперь не имеет законодательных оснований вмешиваться в события, и она очень сильно зачищена от потенциальных «буйных», но процесс зачистки еще далеко не завершен. И далеко не все люди со звёздами рады объективному соскальзыванию страны в сирийскую яму. Так что если количество жертв превысит некий (кто его знает какой, этого не просчитаешь) уровень, вояки могут и вмешаться. К этому их, собственно, призывают митингующие, распространяя листовки с текстом знаменитого обращения Ататюрка к военным (1938 год), где прямо сказано, что Армия есть единственный гарант успеха Турции на пути развития стабильности, прогресса и процветания. И если военные вмешаются, г-ну Эрдогану не позавидуешь.
И вот тут, ясно, очень многое зависит от позиции Запада. Кемалисты, нынче отрабатывающие ситуацию по полной программе, очень чутки к мнению «старших братьев», но, в отличие от г-на Эрдогана, сделавшего ставку на США, косятся в первую очередь на Евросоюз. И значит, итог определится консенсусом Брюсселя со Штатами, которым, видимо, придется чем-то делиться, допуская Европу к участию к проектам на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, которые ранее считало эксклюзивно своими. А поскольку резких движений, думается мне, не хочет никто, дело в конечном итоге, видимо, закончится компромиссом.
Иными словами, пост свой г-н Эрдоган сохранит, но пик его «блестящего века», скорее всего, позади. Реперессий не будет, а если и будут, приведут только к ухудшению, чего «нео-османы» не могут не понимать. Турецкое общество устало бояться, поддержки проекта «президентской республики» нет как нет, так что недавняя победа над армией, очевидно, была последней в ряду великих викторий нео-османизма. В связи с чем аппетиты Турции как самостоятельного регионального игрока в скором будущем поумерятся, внутриполитический климат станет гораздо мягче, а в перспективе, не исключено, вполне вероятно и возвращение к власти кемалистов.
И опять: но.
Всё сказанное выше не отменяет и не может отменить того факта, что социальная база «нео-османизма» никуда не делась, в связи с чем, если г-ну Эрдогану сотоварищи придется становится мягче, то кемалисты, хотят они того или нет, будут вынуждены, учитывая настроения предместий и глубинки, настраиваться на более жёсткий лад. А коль скоро так, то в области внешней политики предсказывать какие-либо резкие перемены сложно. Впрочем, это дело не завтрашнего дня. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|