Со времени последнего, пятого по счёту, саммита группы БРИКС, состоявшегося в марте 2013 года в южноафриканском Дурбане, солидарное участие «пятёрки» (Бразилия, Россия, Индия, Катай, ЮАР) в международных делах стало ещё более заметным. При этом не будет преувеличением сказать, что Россия играет в БРИКС роль концептуального лидера. Об этом свидетельствует и подготовленная российской стороной к саммиту в Дурбане «Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС», в которой, в частности, отмечается: «Становление БРИКС отражает объективную тенденцию мирового развития к формированию полицентричной системы международных отношений и усилению экономической взаимозависимости государств. В такой системе все более широкое применение находят неинституциональные структуры глобального управления и сетевая дипломатия. Основу влиятельности БРИКС на международной арене составляют растущая экономическая мощь государств-участников, значимость их деятельности как одной из главных движущих сил развития глобальной экономики, значительная численность населения, наличие богатых природных ресурсов».
Главным событием саммита БРИКС в ЮАР стало политическое решение о создании Банка развития БРИКС. Можно ожидать, что к следующей встрече стран-участниц БРИКС, которая пройдет в 2014 году в Бразилии, вопросы о том, где будет находиться штаб-квартира банка, какими будут принципы его управления, объем капитала и размер взносов стран-участников, будут решены уже в рабочем порядке. Как отмечал В.Путин перед саммитом в ЮАР, «БРИКС определяет свою работу на основе Планов действий, принимаемых ежегодными саммитами. Прошлогодний – Делийский план действий определил семнадцать направлений взаимодействия. В их числе – встречи министров иностранных дел «на полях» Генассамблеи ООН, совместные заседания министров финансов и управляющих центральными банками «на полях» совещаний «Группы двадцати», Всемирного банка, Международного валютного фонда, контакты по линии других ведомств».
А самое важное – страны БРИКС подтвердили свою общую стратегическую линию на изменение мировой финансовой системы и приведение ее в соответствие с реальным весом крупнейших национальных экономик в мировой табели о рангах.
Идея создания Банка развития БРИКС отталкивается от простого факта: Запад заблокировал перераспределение голосов (квот стран) в МВФ в соответствии с меняющимся экономическим удельным весом отдельных государств. Решение о перераспределении квот в рамках реформы МВФ к январю 2013 года было принято на саммите МВФ в Сеуле еще в 2010 году. В 2012 году в ходе консультаций должна была быть определена формула формирования квот, а в 2013 году - и сами квоты для тех стран, роль которых в мировой экономике выросла за последние годы. Однако этого не произошло. Если вопрос не сдвинется с места на саммитах G8 в июне и G20 в сентябре текущего года, это, надо полагать, лишь ускорит создание нового мирового финансового института силами объединения БРИКС.
По сути дела, взаимодействие стран группы БРИКС на направлениях поиска решений глобальных финансово-экономических проблем представляет собой становление нового экономического полюса мира. Можно также предположить, что в случае попыток Запада противодействовать выработке более справедливых правил игры в международных экономических отношениях консолидация внутри БРИКС начнёт принимать какие-то новые формы. Вполне возможно расширение состава этого объединения. Как заметил 2 мая в интервью французской газете Le Mond президент Венесуэлы Николас Мадуро, БРИКС - «это блок, который в глобальном масштабе может изменить баланс политических сил в мире».
Интересная статья о «новом банке развития Нового мира» как инициативе БРИКС появилась 3 мая на сайте Проект «Синдикат». Авторы статьи - Николас Стерн (президент Британской академии, профессор экономики и руководитель Центра азиатских исследований в Лондонской школе экономики и политических наук), Джозеф Стиглиц (лауреат Нобелевский премии и профессор экономики в Колумбийском университете), Амар Бхаттачария (директор G-24 (1)) и Маттиа Романи (заместитель генерального директора Института глобального зеленого роста - Global Green Growth Institute). Отмечая, что важность идеи создания Банка развития БРИКС «невозможно переоценить», они пишут: «Новый банк развития, безусловно, необходим. Требования к развитию инфраструктуры только в странах с формирующейся рыночной экономикой и странах с низким уровнем дохода огромны… В то же время, по некоторым оценкам, два миллиарда человек переедут в города в ближайшую четверть века…. Для решения этих и других проблем, стоящих перед развивающимся миром, затраты на инфраструктуру придется поднять примерно с 800 млрд. долларов до как минимум 2 трлн. долларов в год в ближайшие десять лет…. Новый банк может сделать существенный вклад в здоровье мировой экономики, облегчая переход к новым полюсам роста и спроса, помогая восстановить равновесие между мировыми сбережениями и инвестициями и направляя избыточную ликвидность на продуктивное использование. Он станет не только двигателем устойчивого экономического роста в развивающихся странах, но и окажет содействие реформам в существующих многосторонних финансовых институтах – изменения, от которых все мы, и развитые, и развивающиеся страны, только выиграем».
И эти оценки видных специалистов, и встреча в Дурбане, и последовавшие за ней переговоры В.Путина с президентом ЮАР Дж.Зумой в Москве в середине мая ещё раз подтверждают: у группы БРИКС есть на сегодняшний день всё, чтобы трансформироваться в полномасштабный механизм стратегического взаимодействия. Время для такого шага пришло, и время не ждёт.
(1) G24 (Группа 24) создана в 1971 г. для координации позиций развивающихся стран по вопросам международных финансов и развития
«Кирпичи» в фундамент международной безопасности
Юрий АНДРЕЕВ
Аббревиатура БРИКС (BRICS), обозначающая группу пяти стран – Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-Африканской республики – прочно закрепилась в современном политическом словаре. Когда задумываешься о значении этого уникального по многим параметрам объединения, приходит на ум, что по-английски BRICS звучит как bricks - «кирпичи». Кирпичи в фундамент международной безопасности…
Впервые эти страны (вернее, первые четыре) были объединены в группу быстроразвивающихся в аналитическом докладе одного американского банка в 2001 году. Группа существовала виртуальное вплоть до 2005 года, когда заместители министров иностранных дел Китая, Индии, России и Бразилии впервые собрались вместе для консультаций, а в следующем 2006 году вопросы практического сотрудничества уже обсуждали министры иностранных дел. Затем частыми стали встречи представителей четырёх стран в Нью-Йорке, Женеве, Вене, Найроби - в городах, где работают учреждения ООН.
Первая короткая (всего 20 минут) неформальная встреча в верхах руководителей четырёх государств произошла в 2008 г. в рамках заседаний группы G-8. После этого к работе подключились министры финансов и эксперты.
Первая полноформатная, уже официальная встреча глав государств и правительств «четвёрки» состоялась в 2009 г. в Екатеринбурге, а уже в 2011 г. к группе присоединилась Южно-Африканская республика и БРИК превратилась в БРИКС.
Основным критерием членства в группе является быстрое экономическое развитие входящих в неё стран и ещё, пожалуй, то, что это – крупные державы. Есть и политические измерение: государства-участники тяготеют к философии и практике многополярного мира, выступают за соблюдение принципов Вестфальской системы международных отношений, что подразумевает приверженность принципам государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности государств.
Страны БРИКС придерживаются внеблоковой политики, их объединение не направлено против других стран. В основу их совместной работы положены экономические проблемы, включая торговую политику, финансовые вопросы, проблемы энергетической и экологической безопасности, сотрудничество в освоении космоса.
Уникальность группы заключается в том, что у входящих в её состав стран нет культурно-исторической общности – у них была очень разная история. У них разные экономические и политические системы, разную направленность имеет их внешняя политика. Есть и другие факторы, затрудняющие более тесное сплочение: территориальные споры между КНР и Индией; зависимость всех стран БРИКС от существующей глобальной финансовой системы, базирующейся на американском долларе; технологический разрыв между странами БРИКС и развитыми странами Запада; общее ощущение подавляющего военного преимущества НАТО и прежде всего США в современном мире.
Однако тот факт, что эти страны, представляющие Евразию, Латинскую Америку, Африку, объединились в одну группу, что, несмотря на существующие между ними разделения, они начали совместную работу, для истории международных отношений XXI века является уникальным. Можно утверждать, что страны БРИКС открывают новое измерение в развитии современной цивилизации.
По разным подсчетам, на группу БРИКС приходится 26-30% территории земной суши, 42-45% населения планеты, 14,6% мирового ВВП (и даже 25%, если считать по паритету покупательной способности национальных валют). Эти страны обладают колоссальными природными ресурсами. По многим расчётам, к 2050 г. они покажут очень серьезный рост по всем экономическим показателям.
В марте 2013 года в Дурбане (ЮАР) прошла очередная, пятая встреча руководителей стран БРИКС. Прошла успешно, несмотря на некоторые организационные шероховатости и трудности в решении ряда финансовых вопросов. В каком-то смысле эти значительные результаты вызвали даже нечто похожее на эйфорию (возникло предположение, что БРИКС может стать новой глобальной моделью мира, некоторыми экспертами была высказана мысль о первоочередной приоритетности этой группы во внешней политике России). Были выдвинуты предложения расширить группу за счет приема в неё других государств, например, Турцию, хотя её членство в НАТО не может не настораживать: американские спецслужбы вырабатывают рецепты по расколу БРИКС, и участие в ее работе страны-члена НАТО в определенной мере помогло бы им в решении этой задачи (правда, наличие двух кипрских государств свидетельствует о том, что и НАТО не всегда может «дисциплинировать» своих членов.)
Особое значение имеет активное участие в работе БРИКС Китайской Народной Республики, одного из самых мощных в экономическом отношении государств мира. Развитие сотрудничества РФ с КНР в рамках БРИКС вносит неоценимый вклад в укрепление геостратегической стабильности России. К этому надо добавить совместную работу России и Китая в такой организации, как ШОС. Выход за пределы экономического сотрудничества в ШОС и в БРИКС, углубление политического и военно-политического взаимодействия также создают позитивную международную динамику.
В то же время главным направлением российско-китайского сотрудничества остаётся двустороннее. Конечно, ныне сложно достичь уровня отношений между Москвой и Пекином, скажем, февраля 1950 года, когда между нашими странами был заключен союзный договор, но стремиться к этому можно и нужно, геостратегическим же приоритетом сегодняшнего дня полагать укрепление двустороннего стратегического партнерства.
При этом особое, я бы сказал, важнейшее место в расстановке приоритетов российской внешней политики принадлежит созданию Евразийского экономического, а затем и полноценного Евразийского союза. Объединение в союз экономически, а затем и политически крупнейших государств, ранее бывших частями СССР, создаст в мире новый центр силы, уравновешивающий и стабилизирующий международные отношения. Именно этого больше всего боится Запад. А в деле евразийской интеграции на первом плане остаётся проблема российско-украинских отношений. Я бы вообще поставил российско-украинские отношения на первое среди приоритетов российской геостратегии. Без союза Российской Федерации и Украины и положение будущего Евразийского союза, и положение РФ в мире не может иметь той устойчивости, которая необходима нашим странам для решения важнейших проблем современности.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+