Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » БРИКС: перспективы взаимодействия

БРИКС: перспективы взаимодействия


26-05-2013, 11:03 | Политика / Аналитика мировых событий | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 759)

БРИКС: перспективы взаимодействия

Юрий БАРАНЧИК
 

Со времени последнего, пятого по счёту, саммита группы БРИКС, состоявшегося в марте 2013 года в южноафриканском Дурбане, солидарное участие «пятёрки» (Бразилия, Россия, Индия, Катай, ЮАР) в международных делах стало ещё более заметным. При этом не будет преувеличением сказать, что Россия играет в БРИКС роль концептуального лидера. Об этом свидетельствует и подготовленная российской стороной к саммиту в Дурбане «Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС», в которой, в частности, отмечается: «Становление БРИКС отражает объективную тенденцию мирового развития к формированию полицентричной системы международных отношений и усилению экономической взаимозависимости государств. В такой системе все более широкое применение находят неинституциональные структуры глобального управления и сетевая дипломатия. Основу влиятельности БРИКС на международной арене составляют растущая экономическая мощь государств-участников, значимость их деятельности как одной из главных движущих сил развития глобальной экономики, значительная численность населения, наличие богатых природных ресурсов». 

Главным событием саммита БРИКС в ЮАР стало политическое решение о создании Банка развития БРИКС. Можно ожидать, что к следующей встрече стран-участниц БРИКС, которая пройдет в 2014 году в Бразилии, вопросы о том, где будет находиться штаб-квартира банка, какими будут принципы его управления, объем капитала и размер взносов стран-участников, будут решены уже в рабочем порядке. Как отмечал В.Путин перед саммитом в ЮАР, «БРИКС определяет свою работу на основе Планов действий, принимаемых ежегодными саммитами. Прошлогодний – Делийский план действий определил семнадцать направлений взаимодействия. В их числе – встречи министров иностранных дел «на полях» Генассамблеи ООН, совместные заседания министров финансов и управляющих центральными банками «на полях» совещаний «Группы двадцати», Всемирного банка, Международного валютного фонда, контакты по линии других ведомств». 

А самое важное – страны БРИКС подтвердили свою общую стратегическую линию на изменение мировой финансовой системы и приведение ее в соответствие с реальным весом крупнейших национальных экономик   в мировой табели о рангах.

Идея создания Банка развития БРИКС отталкивается от простого факта: Запад заблокировал перераспределение голосов (квот стран) в МВФ в соответствии с меняющимся экономическим удельным весом отдельных государств. Решение о перераспределении квот в рамках реформы МВФ к январю 2013 года было принято на саммите МВФ в Сеуле еще в 2010 году. В 2012 году в ходе консультаций должна была быть определена формула формирования квот, а в 2013 году - и сами квоты для тех стран, роль которых в мировой экономике выросла за последние годы. Однако этого не произошло. Если вопрос не сдвинется с места на саммитах G8 в июне и G20 в сентябре текущего года, это, надо полагать, лишь ускорит создание нового мирового финансового института силами объединения БРИКС. 

По сути дела, взаимодействие стран группы БРИКС на направлениях поиска решений глобальных финансово-экономических проблем представляет собой становление нового экономического полюса мира. Можно также предположить, что в случае попыток Запада противодействовать выработке более справедливых правил игры в международных экономических отношениях консолидация внутри БРИКС начнёт принимать какие-то новые формы. Вполне возможно расширение состава этого объединения. Как заметил 2 мая в интервью французской газете Le Mond президент Венесуэлы Николас Мадуро, БРИКС - «это блок, который в глобальном масштабе может изменить баланс политических сил в мире».

Интересная статья о «новом банке развития Нового мира» как инициативе БРИКС появилась 3 мая на сайте Проект «Синдикат». Авторы статьи - Николас Стерн (президент Британской академии, профессор экономики и руководитель Центра азиатских исследований в Лондонской школе экономики и политических наук), Джозеф Стиглиц (лауреат Нобелевский премии и профессор экономики в Колумбийском университете), Амар Бхаттачария (директор G-24 (1)) и Маттиа Романи (заместитель генерального директора Института глобального зеленого роста - Global Green Growth Institute). Отмечая, что важность идеи создания Банка развития БРИКС «невозможно переоценить», они пишут: «Новый банк развития, безусловно, необходим. Требования к развитию инфраструктуры только в странах с формирующейся рыночной экономикой и странах с низким уровнем дохода огромны… В то же время, по некоторым оценкам, два миллиарда человек переедут в города в ближайшую четверть века…. Для решения этих и других проблем, стоящих перед развивающимся миром, затраты на инфраструктуру придется поднять примерно с 800 млрд. долларов до как минимум 2 трлн. долларов в год в ближайшие десять лет…. Новый банк может сделать существенный вклад в здоровье мировой экономики, облегчая переход к новым полюсам роста и спроса, помогая восстановить равновесие между мировыми сбережениями и инвестициями и направляя избыточную ликвидность на продуктивное использование. Он станет не только двигателем устойчивого экономического роста в развивающихся странах, но и окажет содействие реформам в существующих многосторонних финансовых институтах – изменения, от которых все мы, и развитые, и развивающиеся страны, только выиграем».

И эти оценки видных специалистов, и встреча в Дурбане, и последовавшие за ней переговоры В.Путина с президентом ЮАР Дж.Зумой в Москве в середине мая ещё раз подтверждают: у группы БРИКС есть на сегодняшний день всё, чтобы трансформироваться в полномасштабный механизм стратегического взаимодействия. Время для такого шага пришло, и время не ждёт.

(1) G24 (Группа 24) создана в 1971 г. для координации позиций развивающихся стран по вопросам международных финансов и развития 

 

«Кирпичи» в фундамент международной безопасности

Юрий АНДРЕЕВ
 

Аббревиатура БРИКС (BRICS), обозначающая группу пяти стран  – Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-Африканской республики – прочно закрепилась в современном политическом словаре. Когда задумываешься о значении этого уникального по многим параметрам объединения, приходит на ум, что по-английски BRICS звучит как bricks  - «кирпичи». Кирпичи в фундамент международной безопасности…

Впервые эти страны (вернее, первые четыре) были объединены в группу быстроразвивающихся в аналитическом докладе одного американского банка в 2001 году. Группа существовала виртуальное вплоть до 2005 года, когда заместители министров иностранных дел Китая, Индии, России и Бразилии впервые собрались вместе для консультаций, а в следующем 2006 году вопросы  практического сотрудничества уже обсуждали министры иностранных дел. Затем  частыми стали встречи представителей четырёх стран в Нью-Йорке, Женеве, Вене, Найроби - в городах, где работают учреждения ООН.

Первая короткая (всего 20 минут) неформальная встреча в верхах руководителей четырёх государств произошла в 2008 г. в рамках заседаний группы G-8.  После этого к работе подключились  министры финансов и эксперты.

Первая  полноформатная, уже официальная встреча глав государств и правительств «четвёрки» состоялась в 2009 г. в Екатеринбурге, а уже в 2011 г. к группе присоединилась Южно-Африканская республика и БРИК превратилась в БРИКС.

Основным критерием членства в группе является быстрое экономическое развитие входящих в неё стран и ещё, пожалуй, то, что это – крупные державы. Есть и политические измерение: государства-участники тяготеют к философии и практике многополярного мира, выступают за соблюдение принципов Вестфальской системы международных отношений, что подразумевает приверженность принципам государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности государств.

Страны БРИКС придерживаются  внеблоковой политики, их объединение не направлено против других стран. В основу их совместной работы положены экономические проблемы, включая торговую политику, финансовые вопросы, проблемы энергетической  и экологической безопасности, сотрудничество в освоении космоса. 

Уникальность группы заключается в том, что у входящих в её состав стран нет культурно-исторической общности – у них была очень разная история. У них разные экономические и политические системы, разную направленность имеет их внешняя политика.  Есть и другие факторы, затрудняющие более тесное сплочение: территориальные споры между КНР и  Индией; зависимость всех  стран БРИКС  от существующей глобальной финансовой системы, базирующейся на  американском долларе;  технологический разрыв между странами БРИКС и развитыми странами Запада; общее ощущение подавляющего  военного преимущества НАТО и прежде всего США в современном мире.

Однако тот факт, что эти страны, представляющие Евразию, Латинскую Америку, Африку, объединились в одну группу, что, несмотря на существующие между ними разделения, они начали совместную работу, для истории международных отношений  XXI века является уникальным. Можно утверждать, что страны БРИКС открывают новое измерение в развитии современной цивилизации. 

По разным подсчетам, на группу БРИКС приходится 26-30% территории земной суши, 42-45% населения планеты, 14,6% мирового ВВП (и даже 25%, если считать по паритету покупательной способности национальных валют). Эти страны обладают колоссальными природными ресурсами. По многим расчётам, к 2050 г. они покажут очень серьезный рост по всем  экономическим показателям.

 В марте 2013 года в Дурбане (ЮАР) прошла очередная, пятая встреча руководителей стран БРИКС. Прошла успешно, несмотря на некоторые организационные шероховатости и трудности в решении ряда финансовых вопросов.  В каком-то смысле эти значительные результаты вызвали даже нечто похожее на эйфорию (возникло предположение, что БРИКС может стать новой глобальной моделью мира, некоторыми экспертами  была высказана мысль о первоочередной приоритетности этой группы во внешней политике России).  Были выдвинуты предложения  расширить группу за счет приема в неё других государств, например, Турцию, хотя её членство в НАТО не может не настораживать: американские спецслужбы вырабатывают рецепты по расколу БРИКС, и участие в ее работе страны-члена НАТО в определенной мере помогло бы им в решении этой задачи (правда, наличие двух кипрских государств свидетельствует о том, что и НАТО  не всегда может  «дисциплинировать» своих членов.)

Особое значение имеет активное участие в работе БРИКС Китайской Народной Республики, одного из самых мощных в экономическом отношении государств мира. Развитие сотрудничества РФ с КНР в рамках БРИКС вносит неоценимый вклад в укрепление геостратегической стабильности России. К этому надо добавить совместную работу России и Китая в такой организации, как ШОС. Выход за пределы экономического сотрудничества в ШОС и в БРИКС, углубление политического и военно-политического взаимодействия  также создают позитивную международную динамику.

В то же время главным направлением российско-китайского сотрудничества остаётся двустороннее. Конечно, ныне сложно достичь уровня отношений между Москвой и Пекином, скажем, февраля 1950 года, когда между нашими странами был заключен союзный договор, но стремиться к этому можно и нужно, геостратегическим же приоритетом сегодняшнего дня полагать укрепление двустороннего стратегического партнерства. 

При этом особое, я бы сказал, важнейшее место в расстановке приоритетов российской внешней политики принадлежит созданию Евразийского экономического, а затем и полноценного Евразийского союза.  Объединение в союз экономически, а затем  и политически крупнейших государств, ранее бывших частями СССР, создаст в мире новый центр силы, уравновешивающий и стабилизирующий международные отношения. Именно этого больше всего боится  Запад. А в деле евразийской интеграции на первом плане остаётся проблема российско-украинских отношений. Я бы вообще поставил российско-украинские отношения на первое среди приоритетов российской геостратегии. Без союза Российской Федерации и Украины и положение будущего Евразийского союза, и положение РФ в мире не может иметь той устойчивости, которая необходима нашим странам для решения важнейших проблем современности. 



Источник: по материалам fondsk.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map