Гость программы - Федор Лукьянов, председатель Совета по внешней и оборонной политике России (СВОП), главный редактор журнала "Россия в глобальной политике".


 Ведущий - Петр Журавлев. 


 Журавлев: Здравствуйте! Я приветствую главного редактора журнала "Россия в глобальной политике" Федора Лукьянова. Здравствуйте, Федор!

 Лукьянов: Здравствуйте!

 Журавлев: Я думаю, что не открою большого секрета, совсем недавно вы прилетели из Марокко, где проходила достаточно представительная конференция, посвященная ближневосточной проблематике.

 Учитывая, что в последнее время сирийская тематика снова вышла на передний информационный план, я думаю, этому мы и посвятим наш разговор. Расскажите сначала про Марракеш. Кто там был? О чем говорили?

 Лукьянов: В Марракеше прошла двухдневная конференция в рамках ближневосточной секции клуба "Валдай". Это уже, по-моему, четвертая встреча. Было очень интересно. Там под эгидой "РИА "Новости", Института востоковедения и Совета по внешней и оборонной политике собрались люди из разных стран, в том числе из многих арабских государств, совершенно различных взглядов, ориентаций и представлений о том, что надо делать.

 В прошлом году в Сочи была просто потрясающая по содержательности конференция, я до сих пор ее вспоминаю. В этом году тоже. Просто в прошлом году был более интересный момент с точки зрения внешнего контекста. А сейчас то, что на меня произвело наибольшее впечатление (не знаю, правда, негативное, позитивное - тут амбивалентно) - в арабском мире царит совершеннейший разнобой.

 Одна из сессий превратилась в публичное выяснение отношений между египетскими участниками. Были представители разных египетских партий - от исламистов до так называемых либералов. Это было довольно интересно наблюдать, но в какой-то момент стало понятно, что степень этого концептуального заблуждения, в смысле - блуждания, в Египте невероятно высокая, нападают друг на друга. То, что там политическая борьба, понятно. Но не это главное.

 Самое главное, что ни у кого нет понимания по самым базовым вопросам: какую государственность надо строить, каково соотношение между понятиями "ислам", "государство", "демократия", "власть". Это деление на левых, правых, либералов, консерваторов в данном случае совершенно никак не отражает реальность. Это в каждой конкретной стране, пережившей перемены, свое. А другие страны, не пережившие перемены, ожидают их - кто с ужасом, кто с надеждой. И все это накладывается на общий геополитический контекст.

 Было несколько участников из Ирана, надо сказать, очень хорошо подготовленных. Они были, можно сказать, в довольно-таки враждебном окружении, если считать арабскую часть, но они очень лихо им отвечали. Это добавляет еще совершенно другой компонент. В общем, честно говоря, у меня создалось впечатление, что то, что происходит в арабском мире, - это только самое начало того, что мы еще увидим.

 Журавлев: Там наверняка говорилось о Сирии?

 Лукьянов: Естественно, хотя дискуссии о Сирии немножко идут по кругу. В общем, ничего нового явно никто не скажет. Одни говорят о том, что необходимо положить конец кровопролитию, сколько можно, по вине этого "мясника" уже погибло 70, 80, 100 тысяч человек.

 Другие обращают внимание на то, что "мясника" поддерживают, по некоторым данным, до 70 процентов населения. Это, кстати, говорил участник из Великобритании, который по своему типу, скажем так, похож на человека, который хорошо знает ситуацию на месте.

 Журавлев: Кстати, даже российские информационные агентства процитировали этого британского специалиста, который сказал буквально, что если бы все замирилось вдруг и в следующем году были бы настоящие выборы президента Сирии, то Асад бы их выиграл.

 Лукьянов: Да. Скажем, очень интересную, сложную и тоже абсолютно нелинейную позицию излагал представитель Ирака (я там вел сессию, на которой было много разных арабов, в том числе представителей Ирака), депутат парламента, шиит, естественно, от большинства.

 Ирак, с одной стороны, поддерживает обновление. С другой стороны, он не то чтобы совсем на стороне Ирана, но все время обращает внимание, что проблема не в Иране, а в Сирии. Хорошо, что приходят плюрализм и демократия, но нельзя допустить…

 Полная версия программы доступна в аудио- и видеоформатах.

 Аудиоверсия программы:

 

 

Скачать аудио файл