Уничтожение авиацией Израиля объектов на территории Сирии вызвало вполне обоснованные опасения, что еврейское государство сознательно втягивается в конфликт на стороне США, их европейских союзников и сирийских антиправительственных группировок. Однако при оценке перспектив такого развития событий нужно обратить внимание не только на сам факт ракетного удара по сирийской территории, но и на мотивы, которыми могло руководствоваться израильское правительство.
Глубоко ошибаются те, кто полагает, что Израиль считает себя союзником США. С точки зрения израильских евреев, это Штаты – союзник Израиля. А израильтяне будут считать их таковыми лишь до тех пор, пока американцы хотят и способны сдерживать антиеврейские порывы арабов. Ослабнет Америка – и Израиль тотчас начнет искать себе другого покровителя.
Поэтому израильское руководство старается избегать конфликтов с теми мировыми державами, которые играют на Ближнем Востоке более или менее существенную роль. Так, официальный Тель-Авив воздерживается от выражения своей поддержки той или иной стороне сирийского конфликта, а также, в частности, от жесткой критики позиции России по Сирии в целом. Он ограничивается в основном протестами против поставок российского оружия режиму Башара Асада, так как это оружие, по мнению израильтян, попадает затем в Ливан в руки шиитской группировки «Хезболла».
Если судить по комментариям израильской прессы, то и удары ВВС Израиля по сирийскому военно-исследовательскому центру «Джамрайя» в январе и мае 2013 года, а также по колонне грузовиков, следовавшей из Сирии в Ливан, якобы имели целью предотвратить усиление боевых возможностей «Хезболлы». Однако насколько реальной была такая угроза безопасности Израиля? Судя по тому, что израильское руководство отказывается официально признать свою причастность к этим акциям, Тель-Авив не способен представить мировому сообществу доказательства своей правоты. А вот это обстоятельство уже превращает еврейское государство в агрессора.
И если действия Израиля, которые привели к многочисленным жертвам, не будут осуждены в ООН, а также ведущими державами мира, прежде всего Соединёнными Штатами, то у израильтян окрепнет соблазн повторять такие акции в дальнейшем и не только в Сирии, не утруждая себя поиском предлога для нанесения авиаударов когда и по кому им заблагорассудится.
Оценивая влияние такого поведения Израиля на ситуацию в Сирии, следует признать, что израильское правительство в целом содействует реализации целей Вашингтона, даже если Тель-Авив и не ставил перед собой такой задачи. Во-первых, «Хезболла» представляет собой значительный ресурс Дамаска для борьбы с мятежниками и иностранными наемниками. Во-вторых, безнаказанные авианалеты израильтян деморализуют сирийскую армию и добавляют уверенности ее противникам. В-третьих, поддержка «Хезболлой» сирийского правительства является дополнительным фактором, удерживающим США и их союзников от вторжения в Сирию. Ну и, наконец, в-четвертых, действия израильской авиации могут представлять собой «разведку боем» на случай, если решение о таком вторжении (например, с территории Иордании) будет все-таки принято.
В связи с этим определенное беспокойство вызывает заявление члена комиссии ООН по расследованию возможных нарушений прав человека в САР Карлы дель Понте о том, что не правительственные войска Сирии, а повстанцы применили боевое отравляющее вещество, вызвавшее массовое поражение военнослужащих и мирного населения.
Казалось бы, надо с удовлетворением воспринять заявление члена такой комиссии, снимающей с Дамаска обвинения в использовании оружия массового поражения. Однако надо принять во внимание и то, из чьих уст это заявление прозвучало. В свое время главный прокурор Международного трибунала ООН по бывшей Югославии Карла дель Понте своими действиями ни разу не дала оснований усомниться в том, что ее позиция определяется интересами США и их европейских союзников. Поэтому можно предположить, что и в данном случае её заявление согласовано с Вашингтоном. А оно, хоть и снимает обвинения с Дамаска, дает американцам возможность утверждать, что правительство Сирии оказалось неспособным обезопасить склады химического оружия от попадания в руки повстанцев, среди которых немало боевиков исламистских террористических группировок.
Если сирийские мятежники используют боевой зарин еще раз или международному сообществу будут представлены доказательства того, что какая-то часть запасов этого оружия оказалась под их контролем, Запад сразу получит основание потребовать от ООН проведения операции по обеспечению охраны мест его складирования и производства с помощью международного вооруженного контингента. Реально это будет означать оккупацию Сирии и принуждение сражающихся сторон к миру, но уже на условиях, выгодных противникам Башара Асада. И при таком развитии событий России и Китаю, вероятно, будет сложнее заблокировать соответствующую резолюцию Совета Безопасности ООН, а у Сирии наверняка не хватит силы духа и возможностей сопротивляться решению «мирового сообщества».
Не исключено, что именно такой поворот дел планируется в Израиле… Ввод на территорию Сирии международного контингента и её «умиротворение» с помощью ООН лишит «Хезболлу» поддержки со стороны Сирии и изолирует боевые отряды этой организации от Ирана. Со временем появится возможность и для разоружения «Хезболлы» силами ливанской армии, что обезопасит север Израиля от ракетных обстрелов с территории Ливана.
Присутствие в Сирии международного контингента будет способствовать тому, что суннитские террористические организации под давлением США, Турции и стран ЕС также будут вынуждены сложить оружие и «переквалифицироваться» в пристойные политические партии. Вряд ли этому будут препятствовать Саудовская Аравия и страны Персидского залива. Своими финансовыми вливаниями они вполне смогут обеспечить приход к власти в Сирии своих подопечных «демократическим путем» в ходе «мирного процесса», как это произошло в Египте. Ну а без санкции США эти государства никогда не осмелятся на вооруженную агрессию против Израиля, как бы громко они ни выступали против «сионистских оккупантов».
Не смутило бы израильтян и образование на месте Сирии трех-четырех зависимых от Запада новых государств, что могло бы снять вопрос о возвращении арабам стратегически важных для безопасности Израиля Голанских высот ввиду исчезновения субъекта международного права, которому эта территория принадлежала ранее.
И даже если правительству Асада удастся избежать военного поражения, Дамаск все равно будет вынужден пойти на демократизацию режима. А это означает образование недееспособной власти, пораженной противоречиями и конкуренцией между группировками, склонными к поиску поддержки за рубежом.
Так что у Израиля нет причин для непосредственного вмешательства в сирийский конфликт. Пока что ситуация складывается для него и так вполне удачно.