В последнее время отношения между Россией и Белоруссией выглядят более чем позитивными. Это подтверждается не только наличием общих позиций по ряду геополитических вопросов, но ещё и экономическими показателями. По итогам 2012 года товарооборот между Белоруссией и Российской Федерацией достиг рекордного за всю постсоветскую историю уровня в 45 миллиардов долларов. Уровень грузовых и пассажирских перевозок между двумя странами поднялся за один лишь первый квартал текущего года почти 11%.
Помимо выросших показателей товарооборота и грузопассажирских перевозок можно констатировать и те позитивные изменения, произошедшие с белорусской экономикой с того момента, как она стала одной из трёх экономик Таможенного союза. В частности, специалисты Института экономики Белорусской Академии наук не так давно представили доклад о тех позитивных моментах, которые ощутила на себе белорусская экономика от вхождения в ТС.
В докладе, в частности, говорится о том, что при ВВП Республики Беларусь примерно в 63,2 миллиарда долларов по итогам 2012 года государство на одних только поставках российских энергоносителей сэкономило не менее 10 миллиардов долларов. Такие внушительные показатели экономии бюджетных средств Белоруссии говорят о том, что льготная цена позволила относительно спокойно пережить Белорусскому государству девальвацию национальной валюты по отношению к американскому доллару после того, как её на пике кризиса решили отпустить в свободное плавание. Несмотря на то, что сразу же после относительной либерализации валютной политики в РБ, кризисная волна ударила по рядовым белорусам, снизив уровень их реальных доходов, экономике Белоруссии понадобилось чуть больше года, чтобы не просто справиться с кризисными явлениями, но и пойти в рост.
На 2013 год МВФ даёт прогноз роста в 2,1%. Можно было бы заявлять, что 2,1% рост – это не впечатляющее значение, но не нужно забывать, что для абсолютного большинства европейских экономик такие показатели являлись бы более чем желаемыми. К примеру, прогноз на годовую болгарскую прибавку к экономике от того же МВФ составляет всего 0,9%, а экономика Греции который год подряд вообще уходит в крутое финансовое пике (минус 4,2% по прогнозам на текущий год). Рост белорусского ВВП сопоставим с ростом экономики соседних (евросоюзных) Польши и Литвы, причём объёмы белорусского производства сегодня по всем основным параметрам превосходят аналогичные объёмы, к примеру, литовского промышленного производства, которое готовится по уши угодить в еврозону…
Однако при всём позитиве, наметившемся от работы механизмов сближения России и Белоруссии, есть в отношении двух стран и те моменты, которые вызывают определённые вопросы. Один из таких моментов проявился совсем недавно, и касается он возможного размещения на территории Белоруссии российского авиационного полка. Сама информация о развёртывании российской лётной базы на территории Республика Беларусь пришла из российского оборонного министерства. Его глава – Сергей Шойгу – заявил о таких перспективах лично. Он, в частности, сообщил, что у Минобороны России есть планы по размещению в РБ истребительного авиаполка к 2015 году.
Такое заявление Сергея Шойгу стало явно неожиданным для белорусского руководства. Все тут же принялись гадать: российский министр обороны упомянул истребительный авиаполк с целью оказать своеобразное давление на Александра Лукашенко, чтобы тот, как говорится, не вильнул хвостом – другими словами, не искал возможности уйти от достигнутых ранее договорённостей. Или Шойгу просто сболтнул лишнего…
Но глава российского военного ведомства не производит впечатление человека, который может, извините за термин, выбалтывать то, о чём, возможно, идут разговоры в высших эшелонах российской власти, и что выносить за порог вовсе бы не следовало. И в это же время, если допустить, что таким образом в отношении Лукашенко было сделано предложение, от которого тот не сможет отказаться, то это вряд ли можно считать подходящим способом общения с белорусским руководством. Белорусский президент, он хотя и понимает все выгоды интеграции с Россией, но явно не привык к тому, чтобы его, что называется, ставили перед фактом.
Именно по этой причине и возникли противоречия в оценках того, будет ли авиаполк российских ВВС базироваться в Белоруссии или не будет. Лукашенко поспешил заявить, что речи о размещении авиабазы ВВС РФ в Республике Беларусь пока не идёт. По его словам, Белоруссия собирается закупать несколько современных российских истребителей. Как говорится, почувствуйте разницу: истребители российского производства в Белоруссии и российский истребительный авиаполк в Белоруссии. Разница, действительно, более чем существенная. Российские истребители есть во многих странах мира, но это вовсе не значит, что, к примеру, в той же Индии размещены российские авиаполки… В этой путанице терминов, как считает Александр Лукашенко, и заключается причина возникшего недопонимания между Москвой и Минском, которое, если верить самому президенту Белоруссии, быстро нивелировалось.
Если верить словам белорусского президента, то получается, что главным запутавшимся в терминологии был всё-таки российский министр обороны Сергей Шойгу. А чтобы не спускать на Шойгу всех собак, Лукашенко заявил, цитата: «Но в любом случае возможные договоренности с Россией в сфере обороны не угрожают независимости Республики Беларусь».
Между тем в ряде информационных источников и в России, и в Белоруссии опубликованы сведения о том, что белорусский президент несколько лукавит. Якобы на самом деле Минск и Москва достаточно давно договорились о том, что российская авиабаза будет размещена на территории Белоруссии, но только Александр Лукашенко не довёл это до сведения белорусских граждан. Причины тому действительно есть. Одной из таких причин можно назвать то, что белорусский президент просто не хотел именно сегодня распространяться об углублении военного сотрудничества с Россией, оставляя для себя шанс «не раздражать» западных «партнёров» и своих политических оппонентов внутри самой Белоруссии. Но теперь-то уже работает старая русская пословица о том, что слово не воробей. И это слово успел сказать Сергей Шойгу. После выпущенного «не воробья» президенту Белоруссии не остаётся ничего другого, как заявить о том, что в военном сотрудничестве между двумя странами нет ничего предосудительного.
А ведь, на самом деле, должно ли нас (Россию и Белоруссию) волновать то, как по поводу возможного размещения российской авиабазы (если такое размещение действительно планируется) на территории РБ будут реагировать западные «друзья». Даже если с того же Запада снова полетят брызги слюны и крики, что Россия и Белоруссия, дескать, нацелились на милитаризацию Востока Европы, мы всегда может использовать западный же приём – заявить, что создание базы вовсе никак не угрожает европейской безопасности, а даже наоборот, предохраняет Европу от ударов, скажем, радикальных исламистов или других пособников мирового экстремизма. Заявит можно и то, что боекомплекты направлены куда угодно, но только не против Европы. Дадим, как говорится, устные гарантии. Нам же, помнится, давали именно такие по поводу евроПРО…
Примечательно, что сразу же после появления в СМИ информации о гипотетическом появлении в Белоруссии российского авиаполка проявили себя украинские оппозиционные политики. Они тут же поспешили объявить, что Украину тоже ждёт «российская военная оккупация» после того, как Янукович поставит подпись под документом о вхождении в Таможенный союз. Кремль, мол, купил Минск, и Киев он тоже собирается купить за дешёвые энергоносители.
В общем, украинская оппозиция, изголодавшаяся по информационным поводам в плане «российских имперских амбиций», ухватилась за эту информацию как за спасительную соломинку. В одночасье проснулся антироссийский алармизм у тех, кто всеми силами пытается затащить Украину в НАТО. Заразится ли этим алармизмом украинский президент? Есть ли у него иммунитет против этой назойливой болезни, которую уже годами пытаются культивировать те, кому любое сближение братских государств и народов – как кость в горле…
Иммунитетом в этой ситуации с Виктором Януковичем, в принципе, мог бы поделиться казахстанский лидер, который, исходя из своего опыта, явно не видит повода делать из мухи слона по поводу сближения с Россией как в экономическом, так и в политическом вопросе.
А по большому счёту, планируется ли создание в Белоруссии российской авиабазы или не планируется – это тот вопрос, который должен волновать лишь Россию и Белоруссию. В конце концов, не нужно забывать, что Россия и Белоруссия – есть Союзное государство, и потому само вправе решать, в какой своей части держать те же военные самолёты. А уж если кто-то в возможном наличии такой авиабазы увидел некое проявление милитаризма, то пусть снимет розовые очки и посмотрит по сторонам. Ирак, Сирия, Ливия, Йемен, Афганистан, адаптивные этапы развертывания системы ПРО в Европе, подготовка к развёртыванию ПРО в азиатско-тихоокеанском регионе – что тогда сие? Детские игры в песочнице?..