Это волну называют "джихадом третьего поколения". О ней, в частности, пишет на страницах Le Monde известный политолог Жиль Кепель. Он констатирует, что за минувшее десятилетие западные спецслужбы наверстали отставание в борьбе с традиционным джихадом, "организованным сверху", самым масштабным достижением которого стали теракты 11 сентября 2001 года.

 

 В качестве альтернативы идеологи террористического подполья предложили стратегию "джихада снизу". Под этим термином подразумеваются практически спонтанные акции, осуществляемые джихадистами, которые пришли к радикальным взглядам посредством обмена видеороликами, самостоятельно выбирающими цели вблизи своего местожительства.

 

 Практически не идентифицируемые для разведки, вооруженные взрывчаткой или первым попавшимся оружием, финансирующие сами себя за счет мелких краж такие джихадисты не смогут убить тысячи неверных, как 11 сентября. Но повторение эффектных акций, рост их числа и их прославление в Интернете, а также их непредсказуемость надолго посеют страх в рядах деморализованного врага, который активизирует свою "исламофобскую" деятельность.

 

 Собственно, на такой результат идейные вдохновители исламистского радикализма и рассчитывают. По их мнению, в результате возникнет сообщество из верующих иммигрантов, все чаще пополняющих ряды приверженцев обороняющегося джихада, который уничтожит западную цивилизацию на её же территории.

 

 Бостонские теракты показали, что их авторы "дезинтегрировались" из западного общества, отвергнув западные ценности во имя фундаментальных исламистских норм. Причины их экзистенциального выбора следует искать в кризисе глобализации и травматизме иммиграции, которыми воспользовалась в собственных целях радикальная исламистская идеология, заключает политолог Жиль Кепель.

 

 С такой постановкой вопроса согласны многие эксперты. Правда, они ещё не пришли к согласию относительно того, что считать первым, что – третьим джихадом. Но большинство сходится на том, что в основе трансформации священной войны лежат системные проблемы евро-атлантической цивилизации. Говорит российский политолог Станислав Тарасов:

 

 "Первый джихад – это период Афганистана. Второй – на Северном Кавказе, и в частности в Чечне. И третий джихад мы видим сейчас на Ближнем Востоке. Это новое поколение имеет антизападное направление. Опасность заключается в том, что сами США (впервые после 11 сентября 2001 года) становятся объектом атаки. Сейчас наступает момент для нового витка сотрудничества между спецслужбами всего мира. Если этого не произойдёт, мы будем иметь четвёртый джихад".

 

 

Скачать аудио файл

 

 Доморощенные террористы, рождённые на Западе, прекрасно интегрированы в местное общество. Поэтому их невероятно трудно вычислить.

 

Идеологическую подготовку эти ребята получают в Интернете. Для них вообще вся эта история весьма романтична (насколько окутаны флёром тайны заговор, сопротивление власти и процесс манипулирования людьми). А дальше молодые джихадисты делают то, на что у них хватает сил, средств и мозгов.

 

Пример Царнаевых здесь очень показателен.

 

 Говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский:

 

 "Карьера, которая была впереди у бостонских братьев, в Америке есть далеко не у всех. Мы знаем практически наверняка, что они выезжали в районы джихада, и возвращались совершенно свободно в США. Произошла инфильтрация исламистских идей в их сознание до такого состояния, что они сами стали террористами, используя все те возможности, которые им предоставляла правоохранительная система, соответственно, Франции и США.


 Это действительно новое поколение джихада. Это не те люди, которые ненавидели Америку, Францию, Россию и все те страны, против которых они воюют, сидя где-то в горах и пустынях. Это не те люди, которые являются членами джихадийского "зелёного" интернационала, проходя непрерывную боевую подготовку. Это люди, живущие на Западе. Это гораздо опаснее, чем всё предыдущее. Потому что вычислить их весьма и весьма трудно. Теория о том, что исламистов можно купить карьерой, не работает".

 

 

Скачать аудио файл

 

 По мнению экспертов, ни одна западная страна не может чувствовать себя в безопасности. В особенности если исламистские экстремисты различных мастей рассматривают эту страну как своеобразный санаторий. Двойные стандарты при определении статуса человека, обращающегося к властям такой страны за поддержкой и защитой, позволяют им продолжать свою подрывную деятельность почти на легальных основаниях.

 

 Вообще, эксперты полагают, что Запад проигрывает этот раунд борьбы с терроризмом. Его идейные враги обращают ценности западной цивилизации против неё самой. Следовательно, чтобы защитить себя, Западу необходимо назвать вещи своими именами и как-то измениться самому. О методах противостояния "джихаду третьей волны" рассуждает Евгений Сатановский:

 

 "Методы примерно ясны и категорически несимпатичны ни мне самому, ни тем, кто будет решать, приводить ли их в действие. Америке (а может быть и Европе) следует заняться сегодня – только с большим основанием,– новым маккартизмом. Да, нужна "охота на ведьм". Да, нужны серьёзные ограничения. Нужно понять, что Запад ведёт сегодня смертельную войну на уничтожение, в том числе гражданского населения. Нужно понять, что в этой войне армии и спецслужбы просто проигрывают - они скованы теми ограничениями, которые гражданское общество на них накладывает; что без абсолютно повального уничтожения всего того, что исламизм размещает в Интернете: рецепты изготовления взрывчатых веществ, способы изготовления бомб, методы вербовки, методы поведения на допросе, способы организации засад, – без всего этого невозможно остановить джихад.


 Невозможно остановить джихад, халатно относясь к перемещению финансовых средств через границы. Невозможно остановить джихад, не поняв, что двойные стандарты недопустимы: нет "хороших" и "плохих" террористов. Нельзя поддерживать и тренировать террористов против Каддафи, против Асада, против России на Северном Кавказе и полагать, что они не вернутся во Францию, Великобританию или в США. Эти новшества мало кого порадуют".

 

 

Скачать аудио файл

 

 Как бы ни старались спецслужбы, абсолютной безопасности при нынешних обстоятельствах обеспечить нам они не могут. Одна из немногих возможностей снизить уровень угрозы – перехватывать террористов прежде, чем они смогут что-то сделать. Однако временной промежуток между "идейным созреванием" террориста и его "наведением на цель" становится все короче. Более того, в силу отсутствия связей с организованным террористическим подпольем его своевременное обнаружение становится практически невыполнимой задачей.

 

 Что же, покорно дожидаться новых взрывов? Конечно, к ним надо быть готовыми. Но параллельно следует искать новые механизмы. В частности, заканчивать с явно непопулярными, сомнительными в морально-этическом отношении войнами и локальными конфликтами. А также с поддержкой одиозных политических сил, исторически вряд ли готовых к конструктивному диалогу с Западом, ценности которого этим силам, как говорится, до лампочки.

 

 Евгений Сатановский уже сказал о проблеме информационной поддержки "джихада третьего поколения". Эксперты напоминают о словах, содержащихся в послании, которое один из руководителей "Аль-Каиды" - Айман аз-Завахири - адресовал Абу Мусабу аз-Заркави ещё летом 2005 года. Там было дословно сказано: "Мы ведем войну средствами массовой информации, чтобы отстоять сердца и умы нашей Исламской Уммы". Таким образом, сегодня Интернет стал эффективным средством идеологической борьбы.

 

 В последнее десятилетие идеологи радикального исламизма научились весьма эффективно использовать неподцензурные средства массовых коммуникаций. При этом они обращаются к совершенно конкретной прослойке: второму и третьему поколениям мусульман в благополучных западных странах.

 С другой стороны, к западной общественности приходит понимание того, что ислам и экстремизм на самом деле никак не связаны между собой. Об этом в интервью "Голосу России" заявил один из известных исследователей ислама, консультант Конгресса США по конфессиональным проблемам арабского мира доктор Валид Фарез.

 

 По его мнению, сейчас все больше американцев понимают, что ислам - это религия, что мусульмане-американцы принадлежат к американскому обществу. А сторонники джихада, салафиты и экстремисты - это идеологическое политическое движение, ответственное за терроризм. И оно может не иметь никакого отношения к религии.

 

 Арабист и исламовед, доктор исторических наук, профессор Ефим Резван напоминает, что слово "джихад" происходит от корневого слова в арабском языке, означающего "стремиться, прилагать усилие". По его мнению, то, что называют джихадом в наше время, представляет собой лишь агрессию, порожденную стремлением к власти, ненавистью ко всему миру и стремлением уничтожить ислам, дискредитировав его как учение и сведя с ума его последователей.

 Слепые исполнители злой воли считают великим делом убийство мирных жителей. Но это вовсе не джихад в том смысле, как его понимал Пророк, считавший, что духовное совершенствование намного важнее вооруженной борьбы.

 

Сергей Дузь