20 мая Ливия готовится отметить 1,5-летний рубеж «обретения демократии». Именно столько времени минуло с тех самых пор, как на улице родного города полковника Каддафи (города Сирт) беснующаяся толпа буквально растерзала главу Ливии, а сразу же после этого госсекретарь США госпожа Клинтон произнесла своё историческое «wow!», узнав о смерти Каддафи от своих помощников по телефону. Окровавленный труп многолетнего лидера одного из самых успешных африканских государств ещё долго «выставлялся» на всеобщее обозрение в холодильнике для хранения сельхозпродукции торгового центра Мисураты с той целью, чтобы главные адепты «демократической» революции в Ливии использовали возможность доказать своим заокеанским спонсорам то, как же они ненавидели живого Муаммара Каддафи и как продолжают ненавидеть его мёртвого. После такого «прощания» с полковником, его тело, как сообщили новые ливийские власти, вместе с телами сына и одного из бригадных генералов было захоронено где-то на бескрайних просторах Ливийской пустыни. При этом слово «захоронено», видимо, здесь подходит не лучшим образом…
Что же изменилось в неожиданно для самой себя вставшей на путь западного варианта демократии Ливии за время, которое прошло с момента гибели Муаммара Каддафи. Главный итог «демократизации» заключается сегодня в том, что такой страны как Ливия, по сути, не существует, как не существует и централизованных властей в этом раздробленном государстве. Если Каддафи в своё время приложил максимум усилий, для того чтобы отдельные ливийские кланы и племена отказались от взаимных претензий и настроились на относительно мирное сосуществования в рамках единого государства с одновременным признанием централизованных властей, то теперь ничего подобного никто не может повторить. Председатель и премьер-министр Всеобщего национального конгресса Ливии аль Макриф и Зендан могут худо-бедно контролировать процентов 30 ливийской территории, да и то в светлое время суток. Как только на Ливию опускается ночь, то и эти проценты территории превращаются в арену непрекращающегося в последние 1,5-2 года противостояния между отдельными ливийскими племенами и военизированными группировками.
Ситуация усугубляется ещё и тем, что всё больше ливийцев сегодня осознают, что в 2011 году с их некогда успешным государством произошла трагедия, которую привнесли сюда извне. И большинство отдают себе отчёт в том, кто именно превратил Ливию в разрозненные территориальные куски, лидеры которых находятся в постоянной конфронтации друг с другом. На этом фоне всё чаще здесь появляются призывы последовать за Каддафи-младшим (речь идёт о сыне Каддафи - Саади), который якобы вот-вот должен собрать необходимые силы, чтобы попытаться восстановить тот порядок в Ливии, который был здесь до начала кровавой революции, подпитанной Западом.
Нужно напомнить, что за месяц с небольшим до смерти своего отца Саади Каддафи удалось бежать из охваченной боями Ливии вместе с несколькими другими членами большой семьи полковника. В это же самое время Саади Каддафи, который успел к тому времени покомандовать определёнными частями правительственных войск Ливии, был объявлен в международный розыск. Пристанище в 2011 году Саади нашёл в Нигере, откуда и старался распространять информацию о том, что через некоторое время в Ливии может начаться контрреволюция. Примечательно, что у многих ливийских граждан такая информация вызывала определённый позитив. Это подтверждает тем энтузиазмом, с которым в различных ливийских городах расклеивались и продолжают расклеиваться листовки с текстами речи Саади о необходимости бороться со ставленниками Запада, которые успели всерьёз обосноваться в Ливии.
Муссирование информации о готовящейся военной акции, которую якобы должен возглавить Каддафи-младший, в Ливии усилилось после того, как из Нигера пришли известия, что Саади покинул это государство. Если угрозы, которые посылал в адрес новых властей, Саади Каддафи, начнут воплощаться в жизнь, то этим самым новым властям, которые с большой натяжкой можно называть властями Ливии, придётся несладко. Понимая это, лидеры ВНК (Всеобщего национального конгресса) – органа власти, позиционирующегося себя как централизованный орган власти Ливии – решили в срочном порядке заручиться поддержкой тех военнослужащих, которые в своё время воевали на стороне полковника Муаммара Каддафи. Для этого был предпринят самый прозаический ход, о котором только можно говорить в данной ситуации. Бывшим военнослужащим армии Ливии, которые теперь служат в новой армии страны, просто подняли уровень денежного довольствия и даже выплатили единовременные премиальные за поддержку ВНК в размере от 2 до 3 тысяч долларов. Всё это, очевидно, нацелено на то, чтобы военные пропустили мимо ушей те призывы, с которыми всё последнее время выступает Саади, и не встали на его сторону.
Только новым ливийским «властям» нужно учесть, что существенный негатив в их отношении могут питать не только бывшие военнослужащие армии Каддафи, но и крупные племена, которых стараются оттеснить от возможности управления страной и получения существенной прибыли. Они это, естественно, учитывают, но распространять преференции на все крупные ливийские кланы не могут себе позволить по определению. Ведь лидеры этих самых племён явно не собираются довольствоваться 2-мя тысячами американских долларов, а питают интерес к тому, чтобы «порулить» страной и её ресурсами своими руками. Если Саади Каддафи использует именно «племенную» карту в Ливии и даст обещание в случае победы контрреволюции дать места во власти лидерам различных племён со всеми вытекающими, то действующая власть в Ливии явно зашатается. Но пока, по всей видимости, все призывы Саади к восстанию так и остаются призывами. Или же это затишье перед новой ливийской бурей?..
В то время пока Саади Каддафи пытается найти силы и средства для свержения прозападных ставленников в Ливии, второй сын полковника – Сеиф аль-Ислам, который был захвачен в плен войсками, поддерживаемыми иностранной коалицией, в ноябре 2011-го, несколько дней назад престал перед судом города Зинтан (северо-запад Ливии). Примечательно, что те люди, в руках которых 1,5 года находится Сеиф аль-Ислам, не собираются выдавать его «центральным» властям страны, как и не собираются отдавать его в руки Международного трибунала. Это лишний раз доказывает уровень властных полномочий, который сегодня есть у ВНК…
Центральным правительством Каддафи-младший обвиняется в коррупции и военных преступлениях. Если он каким-то образом вдруг окажется в Гааге, то там его ждёт ещё и суд по обвинению в преступления против человечности. Однако в Гаагу Сеифа аль-Ислама не собираются выдавать уже ливийские власти, а самим властям из ВНК (в Триполи) сына полковника Каддафи не передают лидеры повстанческой группировки, в руках которых он находится. Очевидно, что Каддафи-младший в Зинтане стал заложником, за право осудить которого те же повстанческие лидеры ожидают существенного вознаграждения от Триполи, а Триполи ждёт вознаграждения от своих главных спонсоров – ЕС. В общем, большая демократическая игра «кто больше даст за право очередной экзекуции».
На этом фоне очередные волнения охватили революционную столицу Ливии город Бенгази. Видимо, на то город и революционный, чтобы революция в нём не прекращалась никогда. На сей раз ряд правительственных зданий был блокирован сторонниками революции 2011 года, которые выражают своё недовольство по поводу того, что ряд чиновников правительства времён полковника Каддафи снова оказался у власти. Два министерства блокированы, их работа парализована.
После этой блокады министерств власти Ливии (по крайней мере, так они себя сами называют) были вынуждены быстро состряпать закон, который ставил бы барьер для так называемых каддафистов, которые хотят оказаться во власти. Как же это, однако, демократично: хочешь стать ливийским чиновником, не вздумай сказать, что ты поддерживал, а тем более, поддерживаешь тот курс, которым государство шло при полковнике. Это ж прямо-таки Россия образца начала 90-х: хочешь в высшие эшелоны власти, хочешь получать дружеские похлопывания по плечу от Запада – скажи, что ты коммунистов ненавидишь всеми фибрами души…
Острейший политический кризис в Ливии приводит к тому, что в этой стране до сих пор не принята новая конституция. Мало того, даже её итоговый проект по-прежнему остаётся призрачным, несмотря на проведённые в стране выборы в парламент. Сложности с принятием проекта конституции заключаются опять-таки в том, что Ливии как единое государство, по сути, прекратило своё существование в 2011 году. А как создать единый устраивающий всех основной свод законов, если страна разодрана на части, каждая из которых контролируется собственными властями, часто предпочитающими переговорам друг с другом голоса автоматов? Пока единственной властью, которая уважается в Ливии всеми сторонами, является оружие. Это факт, от которого современной Ливии никуда не деться…
Если говорить о ливийской экономике, то она находится в не менее плачевном состоянии, нежели ливийская политическая система. Единственный сектор, который начинает восстанавливаться – это сектор добычи нефти. Только здесь есть свой немаловажный нюанс. Нефтедобыча ведётся преимущественно иностранными компаниями, которые, обогащаясь сами, вряд ли делают жизнь обычных ливийцев лучше, как это было при Каддафи. Доходы в бюджет Ливии от продажи нефти за рубеж упали в разы по сравнению с тем, что было, к примеру, в 2009-м году. Это говорит о том, что сегодня тот же Евросоюз, который в своё время так ратовал за демократизацию Ливии, по всей вероятности, с помощью «отдемократизированной» Ливии (точнее, её нефти) просто пытается выправлять своё положение во время очередного проявления экономической рецессии. При этом сама Ливия получает крохи с барского стола, не имея возможности восстановить разрушенную за годы гражданской войны инфраструктуру и наладить полновесные торговые отношения со своими постоянными экономическими партнёрами на выгодных для себя условиях.
Доходность сельскохозяйственной отрасли в Ливии по сравнению с 2010 годом упала на треть. Количество безработных бьёт все исторические рекорды последнего времени. По последним данным, уровень безработицы в стране достигает 44%, при этом пособие по безработице урезано по сравнению с пособием времён Каддафи почти в 9 раз! Банковская активность в Ливии, по данным МВФ, упала до уровня середины 70-х годов, и для восстановления её приемлемых для развития экономики значений потребуются кардинальные реформы и полноценная приватизации различных отраслей экономики. При фразе «необходима полноценная приватизация» вспоминается программа «вывода России из кризиса» образца первой половины 90-х. Если Ливию вдобавок ко всему ждут ещё и сценарии приватизации, которые отработаны на нашей стране, то её народу в очередной раз можно посочувствовать…
Очевидно, что как для своих европейских, так и для американских «партнёров» Ливия как государство потеряла всякий интерес, но вот как объект для тотального выуживания капиталов – явно не потеряла. Игры в искусственную демократию, как показывает историческая и геополитическая практика, приводят к одному результату: запустить руки в недра, прибрать к рукам государственное имущество, отказаться от привычной системы ценностей, а дальше – новый раскол и новые междоусобицы с «играми на выживание» под вывеской парада суверенитетов. Пока с Ливией работают именно по этому сценарию, который мы с вами уже испытывали на себе…