("Foreign Policy", США)
Дэвид Кэнг (David Kang)
Велико ли напряжение в Азии? Несомненно, так считают многие. За последние несколько месяцев Северная Корея провела испытания своих ракет и угрожала США ядерной войной. Китай регулярно вступает в споры с Японией и с другими государствами Юго-Восточной Азии по поводу ненаселенных островов в Южно-Китайском море. Между тем, США сейчас совершают широко освещаемый "поворот" в сторону Восточной Азии и продолжают наращивать свой военный потенциал в регионе.
Тем не менее, в 2012 году показатели военных расходов в Восточной и Юго-Восточной Азии были самыми низкими за последние 25 лет – и, вполне вероятно, самыми низкими за последние 50 лет, хотя данные о расходах до 1988 года неоднозначны. Несмотря на то, что в последние два десятилетия Китай оказывал мощное влияние в этом регионе, государства Восточной и Юго-Восточной Азии, очевидно, пока не торопятся ответить ему созданием своей собственной военной мощи. Если в регионе и имеет место гонка вооружений, то единственный ее участник – это Китай.
Военные расходы всегда отражают оценку угрозы различными государствами и то, как они видят развитие ситуации в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Во времена внешних угроз военные вопросы выходят на первый план, вытесняя вопросы внутренней политики, какие как социальные и экономические услуги. В периоды относительного спокойствия власти страны тратят большую часть своих средств на решение внутренних проблем. Лучший способ оценить военные расходы – это представить их в процентном отношении к общему ВВП, потому что эта цифра отражает то, сколько страна потенциально готова потратить. В 1988 году, когда холодная война уже подходила к концу, шесть крупнейших государств Юго-Восточной Азии тратили на военные нужды почти 3,5% от их ВВП. (Эти данные были предоставлены Международным институтом по изучению вопросов мира в Стокгольме, самым влиятельным источником информации, касающейся военной сферы, который начал публиковать результаты своих исследований в 1988 году.)
К 2012 году эта цифра уменьшилась почти в два раза. Вьетнам, несмотря на напряженные отношения с Китаем в вопросах морских территорий, сократил свои военные расходы больше всех остальных – с 7,1% от ВВП в 1988 году до 2,4% в 2012 году. В 1988 году нищий Китай активно участвовал в волнениях в Бирме и Таиланде, а соперничество между США и Советским Союзом угрожало стабильности во всем регионе. Пограничные споры между Сингапуром, Индонезией и Малайзией только недавно были улажены, а Вьетнам все еще восстанавливался после войн с США и Китаем. В настоящий момент только Северная Корея и Тайвань опасаются за свое существование, в то время как все остальные государства сейчас более стабильны и состоятельны, чем когда-либо прежде. (Военные расходы Тайваня сократились с 5,3% от ВВП в 1988 году до 2,3% в 2012 году. По военным расходам Северной Кореи достоверных данных нет.)
Даже в 1995 году, после развала Советского Союза и до начала финансового кризиса в Азии, в среднем военные расходы стран региона составляли 2,5% от ВВП. Такое снижение расходов не было общемировым феноменом: за последние два десятилетия военные расходы стран Латинской Америки, к примеру, держались примерно на уровне 2% от ВВП. (В Европе расходы на военные нужды снизились с 2,9% от ВВП в 1988 году до 1,7% в 2012 году.)
Главным исключением из общей картины стал Китай. Расходы на оборону Пекина в долларах 2011 года выросли с 8 миллиардов долларов в 1989 году до 157 миллиардов долларов в 2012 году – то есть увеличились на 750%. Удивительно то, что ни одно государство Восточной и Юго-Восточной Азии не ответило подобным увеличением расходов на военные нужды. Военные расходы Японии, сдерживаемые пацифистской конституцией, выросли с 46 миллиардов долларов в 1988 году до 59 миллиардов долларов в 2012 году, то есть на 29%. Южная Корея, которая в 1988 году тратила на военные нужды 14,4 миллиарда долларов, потратила 31 миллиард долларов в 2012 году – это сравнительно небольшой рост, составивший 118% - по 4,7% ежегодно.
Разве некоторые государства тратят так мало средств на военные нужды только потому, что они надеются укрыться под щитом США? Это маловероятно. В 2012 году страны альянса США потратили 1,73% на оборону, точно также как и государства, не входящие в этот блок. И если обязательства США в сфере обеспечения безопасности позволили этим восточноазиатским государствам вздохнуть с облегчением, военные расходы союзников США должны были вырасти в те несколько лет, которые предшествовали повороту к Азии, а затем снова уменьшиться. Вместо этого в 2000 году военные расходы союзников упали ниже 2% от ВВП и так и остались на этом уровне.
Все государства региона располагают массой свидетельств растущей мощи и амбиций Китая, и у них уже была возможность начать уравновешивать силы. Богатство, военное и дипломатическое влияние Китая в значительной степени увеличились с момента проведения реформ в 1978 году. Хотя степень мощи Китая, возможно, было трудно спрогнозировать в 1980-х и 1990-х годах, сегодня Китай, без сомнения, является вторым в списке самых влиятельных государств мира. Если государства этого региона собирались попытаться уравновесить силы, почему они уже не начали этого делать?
Морские споры становятся все более острыми, а Китай становится все более агрессивным. Если восточноазиатские страны начнут тратить больше средств на оборону, это станет свидетельством их обеспокоенности. Если нет, это будет означать, что они вовсе не волнуются – и, возможно, нам тоже не стоит этого делать.
Оригинал публикации: Paper Tiger Источник: Война и Мир.
Рейтинг публикации:
|