В последнее время экспертами НАТО проводятся консультации по выработке новой политики в отношении стран черноморского региона, отражающей изменения ситуации в международных отношениях после расширения НАТО. Так, оценивая обстановку, эксперты НАТО приходят к выводу о том, что однозначно определить вектор развития ситуации в регионе сегодня не представляется возможным. По мнению экспертов, есть существенные интеграционные факторы, способствующие объединению стран региона, однако область сегодня испытывает недостаток в ясной региональной идентичности. Функциональное определение значения региона (что есть «Черноморский бассейн» - объединяющий Восток и Запад регион, или буферная зона между Россией и Западом?), по мнению экспертов, еще требует своей проработки. Однако по их оценкам не следует забывать о том, что этот регион обладает уникальными характеристиками и уже в силу этого является не просто инструментом в геополитической игре, а требует персонального внимания к своим проблемам. По мнению экспертов НАТО, главные особенности региона с точки зрения безопасности могут быть охарактеризованы следующим образом: область есть узел столкновения интересов различных систем безопасности. Как минимум это НАТО, Россия и, потенциально, ЕС. Причем ни одна из них не имеет доминирующего влияния и развитой стратегии своего присутствия в регионе. Причем НАТО, с учетом стратегической важности Черноморского региона, на сегодняшний день является основным игроком в обеспечении безопасности стран региона. Между тем, внося существенный вклад в стабильность региона в целом и поддержку отдельных стран в рамках двусторонних программ, блок, однако, до настоящего времени не сформировал собственную всеобъемлющую стратегию для региона в целом. Геополитические взгляды в отношении региона в ЕС также требуют разработки и дальнейшего развития последовательной региональной политики. По ряду оценок среди экспертов ЕС, сегодня регион находится на периферии Союза. Эксперты особо подчеркивают, что доступ к Черному морю - стратегический приоритет России. Однако, по их мнению, российскую политику сохранения имперского прошлого необходимо считать устаревшей. Вместе с тем, государства региона в отдельных случаях все еще проводят политику, отражающую их привязанность отношениям с Россией, что в целом затрудняет процессы реформировании и выстраивания новой структуры региональных отношений. Регион сегодня стоит перед лицом значительного числа угроз безопасности, причем и региональные, и внешние игроки достаточно хорошо знают об их существовании. Во-первых, значительное число традиционных угроз безопасности до настоящего времени не устранены. Во-вторых, появилось множество ассиметричных вызовов и угроз, связанных с эскалацией глобального террористического движения. И третье, как отмечают в НАТО, молодые демократические государства в регионе должны понять, что консолидация занимает определенное, иногда достаточно значительное, время, и что их демократические и избирательные процессы еще не устоялись и остаются чрезвычайно уязвимыми. В отсутствии преобладающего стратегического игрока, проявляющего свое влияние, региональная ситуация в области безопасности остается во власти национальных правительств, которые зачастую руководствуются старыми представлениями о политике в регионе. Противодействие ассиметричным угрозам с их стороны, как правило, не адекватно, а в некоторых случаях их действия могут привести к дестабилизации ситуации и порождению новых угроз их собственной стабильности. В целом сегодня регион характеризуется сложной сетью взаимовлияния: события в одной стране часто отражаются в других. На сегодняшний день в регионе тлеет целый ряд этнических и религиозных конфликтов, которые требуют своего решения. В случае обострения ситуации сохраняется опасность эскалации таких конфликтов, что приведет лишь к дальнейшему осложнению обстановки в регионе. Вместе с тем географическое положение региона относительно мест добычи и транспортировки энергоресурсов подразумевает, что энергетическая политика играет и будет играть существенную роль в геополитике региона. Учитывая вышеперечисленные особенности, эксперты НАТО предлагают совершенствовать структуру взаимосвязей стран региона, добиваясь ее адекватности потребностям изменившейся ситуации. В этой связи эксперты НАТО отмечают, что за регионом необходимо сохранить приоритетное место в политике безопасности блока. В регионе необходимо расширение влияния значимых межнациональных и региональных общественных и военно-политических организаций и блоков. Регион требует скорейшего формирования динамичного и весомого политического ядра, которое могло бы сплотить страны региона, предложив им стратегию развития и интеграции. При этом политика такого ядра должна оставаться в рамках доминирующих приоритетов безопасности НАТО. Вместе с тем, эксперты отмечают, что интеграция в ЕС и НАТО, возможно, не обеспечивают идеальные образцы для процессов интеграции в черноморском регионе. По их мнению, регион требует более гибкого подхода к совместным действиям. Эксперты считают, что модель интеграции стран региона требует дополнительной проработки. Характерно, что значительное большинство стран региона, по мнению экспертов, в своей политике нуждаются в помощи внешних сильных игроков. По мнению экспертов НАТО, у них пока нет полной уверенности в том, способны ли молодые правительства стран региона к самостоятельной политической деятельности в рамках формирования новых региональных общественных и военно-политических союзов. Эксперты подчеркивают, что в условиях, когда страны региона уже неразрывно связаны с евро-атлантическими структурами, имеет смысл говорить о дальнейшем расширении евро-атлантического сообщества. Причем такое расширение должно стать бесспорным стратегическим приоритетом в регионе. Неразрывная связь подразумевает, что уже существует достаточная возможность для развития инициатив к дальнейшей интеграции стран региона в евро-атлантические структуры, что в свою очередь становится новым фокусом трансатлантического сотрудничества. В этой связи эксперты рекомендуют расширение сотрудничества и рост активности по таким программам как Партнерство ради мира, Пакта о стабильности и Черноморская инициатива, сосредотачиваясь в особенности на конкретных проектах и инициативах. Вместе с тем ключевым остается вопрос о стратегическом интересе России в регионе. Признание, что Россия является ключевым игроком в регионе, подразумевает, что решения большинства значимых проблем не могут быть найдены без вовлечения в процесс России. Вместе с тем сам вопрос о том, как и на каких условиях предоставить России право голоса в региональной политике до конца не решен. В этом направлении необходимы, по мнению экспертов НАТО, дальнейшие разработки в рамках многосторонних переговоров, тем более, что два предыдущих раунда расширения НАТО, очевидно, серьезно осложнили восприятие Россией ситуации в черноморском регионе. Вопрос участия внешнего серьезного игрока должен и далее исследоваться также и по ряду других причин. Сегодня США достаточно активны в регионе. Однако уже встает вопрос о необходимости сокращения активности США в регионе и замене ее на многосторонний процесс интеграции. Вместе с тем эксперты НАТО отмечают, что в условиях, когда ЕС сосредотачивается на своих внутренних проблемах, оставив Черноморский регион на своей периферии, уместно полагать, что США напротив будут усилить свое присутствие в регионе.
Институт развития фондового рынка
Рейтинг публикации:
|