17 февраля исполняется пять лет со дня провозглашения так называемой "независимости" Косова. Это было похоже на спецоперацию по отрыву от Сербии колыбели ее государственности. Увы, под давлением Запада сербские власти шаг за шагом движутся к признанию края. Правда, параллельно сепаратистский "ящик Пандоры" открылся и в других частях Европы.
Кому должно принадлежать Косово? Даже если отвлечься от славянофильских идей и православного братства, нельзя не отметить, что край был колыбелью сербской государственности в XIII-XV веках. Об этом напоминают многочисленные сербские монастыри (многие из которых албанцы сожгли или осквернили). Даже при Османской империи в косовском городе Печ находилась резиденция сербского патриарха. Выходит, даже турки-завоеватели признавали тот факт, что косовская земля принадлежит сербам.
Некоторое количество албанцев проживали в Косово испокон веков, но своего государства, в отличие от сербов, они в средневековье не создали. Зато, приняв ислам, они при полном одобрении турок с XV века постепенно вытеснили из края большую часть сербского населения. Край оставался преимущественно албанским вплоть до Балканских войн 1912-1913 года, когда Сербии удалось вернуть колыбель своей государственности.
В годы Второй мировой войны при одобрении немецких и итальянских оккупантов Косово снова превратилось в преимущественно албанское. Создание в 1945 году социалистической Югославии мало что изменило в этническом смысле. Маршал Йосип Броз Тито сделал Косово автономным краем в составе Сербии, но более 80 процентов его населения составили албанцы. Мало того — югославский вождь не мешал переселяться туда собственно албанцам.
Вплоть до конца 1980-х годов из края шло выдавливание сербского населения, и пришедший к власти в Белграде Слободан Милошевич решил в корне поменять ситуацию. В 1989 году он упразднил автономию края, в ответ албанцы устроили первые вооруженные выступления и взяли курс на полную независимость от Сербии. Собственно говоря, с конфликта в Косово начался сам распад Югославии.
Кровавые бойни начала 1990-х годов в Хорватии и Боснии несколько отвлекли внимание мирового сообщества от Косово, но во второй половине 1990-х обстановка в крае вновь обострилась. Пользуясь всемерной поддержкой Запада, албанцы создали Армию освобождения Косово (АОК) и попытались вооруженным путем отторгнуть край. Сделать им это не удалось, но на помощь им пришло НАТО — причем войну 1999 года страны Запада развязали в обход ООН. В результате бомбардировок сербская армия покинула край, и Косово стало де-факто независимым от Белграда.
В последующие годы край превратился в арену этнической чистки. Тысячи сербов и других неалбанцев покинули Косово, были сожжены десятки православных храмов и монастырей. И даже в таких условиях США и ведущие страны ЕС полностью приняли сторону албанцев. Дело шло к официальному признанию Косово. 17 февраля 2008 года албанские власти края в одностороннем порядке объявили о независимости.
Мировое сообщество разделилось в оценках действий косоваров. США, Германия, Франция, Великобритания, большинство стран Запада и Ближнего Востока вскоре заявили о признании края. Со своей стороны, Россия, Китай, Индия, Бразилия и несколько стран Евросоюза заявили о том, что случившееся является грубейшим нарушением международного права.
На сегодняшний день нельзя даже точно сказать, сколько стран признали сомнительную независимость. Албанцы говорят, что это сделали большинство стран-членов ООН. Однако в действительности более десятка стран Африки, Азии, Океании дали понять, что отказываются от признания, ибо они действовали под прямым давлением Запада. Некоторых колеблющихся США и ведущие страны ЕС не стеснялись подкупать.
Но как бы сомнительно ни выглядело отторжение края от Сербии, де-факто она край уже потеряла. Сегодня в крае размещена европейская миссия по установлению законности и порядка (EULEX), которая принимает все важнейшие решения в Косове. Ее руководители не скрывают, что в дальнейшем собираются передать все дела в крае албанскому руководству. Протесты Сербии в расчет не принимаются.
До сих пор полностью не оправившаяся от бомбардировок 1999 года Сербия взяла курс на вступление в Евросоюз. Во многом эта мера вынужденная: сотни тысяч сербов работают в Германии, Австрии, Швеции, Голландии. Сербским властям удалось добиться отмены виз с ЕС. В остальном же Белград постепенно сдает свои позиции. Европейцы не оставляют ему выбора: большинство их считают, что Сербия может войти в Евросоюз, только отказавшись от Косова.
Впрямую Сербия не согласна расстаться с Косовом, однако ряд уступок по ключевому для себя вопросу она за последние пять лет сделала. Достаточно сказать, что теперь делегация албанского Косова присутствует на международных форумах, и рядом с отведенными ей местами стоят таблички "Республика Косово". Следующий шаг — согласие на членство края в ООН, Совете Европы, ОБСЕ…
В четырех общинах на севере края сербы до сих пор составляют большинство. Они всеми правдами и неправдами пытаются выйти из состава Косова и присоединиться к Сербии. Однако официальный Белград мало чем им помогает. Вышеозначенные общины "благополучно" включены в единую финансовую систему Косово, формируемую преимущественно на средства все того же Евросоюза.
Сегодня Сербия признала удостоверения личности, выдаваемые албанскими властями края. Она договорилась с Приштиной о взаимном признании университетских дипломов. Косовские албанцы могут пересекать границу собственно Сербии и ехать по ней с косовскими же автомобильными номерами. Стороны при "посредничестве" ЕС договорились об обмене кадастровыми книгами и данными загсов.
Кроме того, уже действует договор о совместном управлении границей, где, по законам самопровозглашенной республики, нужно уплачивать таможенные сборы. Сербия официально признала печать "Таможня Косова" и отказалась от торгового эмбарго. Наконец, сейчас идет разговор о том, чтобы Белград и Приштина обменялись некими официальными представителями — фактически послами.
Спецоперация Запада под названием "Отрыв Косова от Сербии" близка к завершению. Однако ее организаторы могут и просчитаться. Они приоткрыли "ящик Пандоры", в результате чего албанские сепаратисты поднимают голову в Черногории, Македонии, Греции. В Македонии они уже один раз брались за оружие, и НАТО с огромным трудом их усмирило. Едва ли Великая Албания входила в планы западных стратегов, но они сделали все, чтобы мечта албанских радикалов стала явью.
Между тем, косовский бумеранг уже бьет по другим странам Европы. Шотландия, Каталония и Фландрия фактически взяли курс на отделение от Великобритании, Испании и Бельгии соответственно. Поднимают голову венгерские сепаратисты в Румынии, Словакии и на Украине. Попытки идеологов отторжения Косова от Сербии объяснить, что речь идет об особом случае, малоубедительны, кажется, даже для них самих.
Спустя пять лет ясно, что самопровозглашение независимости Косова, которое патронировали страны Запада, не привело к нормализации обстановки на Балканах. Напротив, оно подорвало международное право и осложнило обстановку даже в государствах, весьма далеких от Сербии и Косова. Только самой Сербии не легче от того, что отрыв колыбели ее государственности нагадил и нагадит еще кому-то.
Павел Чернышев Источник: Война и Мир.
Рейтинг публикации:
|