История американо-российских дипломатических отношений начинается с 1698 года, когда на территории одной из американских колоний произошла первая официальная встреча представителей двух стран. В современной истории, только по истечении 16 лет после российской революции 17-го года, США официально признали Советский Союз. Обе страны были союзниками в Антигитлеровской коалиции. Но в послевоенное время они вступили в жестокую схватку за стратегическое влияние в мире. И это противостояние двух супердержав длилось около полувека. После распада СССР, произошло резкое падение военно-политического и экономического потенциала России и, как следствие, потеря Россией мирового лидирующего положения. Это привело к значительному укреплению влияния на все мировые процессы Соединенных Штатов Америки.
Военные операции американцев против Афганистана, Ирака и Югославии вызвали трудности у российской стороны по выстраиванию отношений с США. Но Россия предприняла попытку найти точки соприкосновения с Вашингтоном, присоединившись к антитеррористической коалиции, возглавляемой США. Расчет был в том, чтобы подвести действия чеченских боевиков под понятие «терроризм» и получить, пусть молчаливую, но поддержку западных стран.
Руководство США, гарантировало мировой общественности, что НАТО не будет расширятся на восток, но в 1999 году в блок вошли сначала Польша, Венгрия и Чехия, а затем в 2004 году Болгария, Эстония, Словения, Латвия, Румыния, Литва.
США ни на минуту не прекращало борьбу за влияние на постсоветском пространстве. И одним из подтверждений этому является резкое ухудшение, и так сложных российско-американских отношений, во время украинской «оранжевой революции», открытое вмешательство Вашингтона на стороне Грузии в российско-грузинский конфликт, а также поддержка русофобских настроений в прибалтийских странах, ранее входивших в состав СССР. Так, например, в 2006 году вице-президент США Р.Чейни произнес в Вильнюсе свою «фултоновскую речь», обвинив Россию в использовании своих природных ресурсов с целью внешнеполитического давления.
Бывшие советские прибалтийские республики Эстония, Латвия и Литва используются политиками США в качестве «троянского коня» на территории Старой Европы. Эти страны «молодой демократии» беспрекословно подчиняются приказам из Вашингтона. По заказу США они постоянно проводят антирусские акции, вызывающие обострения в отношениях между ними и Россией. В качестве благодарности за это, США, являясь, в свое время, участником антигитлеровской коалиции, закрывает глаза на слеты эсэсовцев и пропаганду нацизма, проводимые на территории Латвии и Эстонии. В тоже время Россия не стремиться к ухудшению отношений со странами Прибалтики и принимает меры по налаживанию добрососедских отношений. Но этот процесс не может быть односторонним, он требует взаимные уступки и желание достигнуть договоренностей от всех сторон процесса.
Не является секретом тот факт, что Прибалтика для России является стратегически важным регионом – выход в Балтику для Москвы всегда был «окном в Европу». Исторически сложилось, что через Балтику проходят коммуникационные пути, осуществляются торгово-экономические отношения между Россией и странами Европы. Особенно это относится к таким скандинавским странам, как Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия. Россия надеется, что именно прибалтийский регион станет инициатором укрепления мира и сотрудничества для всей Европы. И в этом интересы России совпадают с желанием большинства европейских стран. А для осуществления этих планов, России необходимо сохранить надежный и безопасный морской путь к берегам Западной Европы. Москва настроена развивать добрососедские отношения с Эстонией, Латвией и Литвой, чтобы они не чувствовали себя «санитарным кордоном» между Европой и Россией, чтобы все государства этого региона, включая Белоруссию и Украину жили спокойной созидательной жизнью.
Но, пока руководство стран Прибалтики считает, что их безопасность смогут обеспечить только войска НАТО. Причиной сближения с НАТО для них стало желание оградить себя от «восточной угрозы», осуществление скорейшей интеграции в западную цивилизацию, получение гарантий развития своей экономики и обеспечение своего социального развития. Все эти страхи Прибалтийских стран перед угрозой с Востока не имеют под собой никаких оснований – они надуманны и искусственно раздуты. Так, в 1998 году последний российский военный объект (база слежения в Скунде) был выведен с территории Прибалтики. А достижение экономических и социальных целей может быть выполнено ими и без участия в европейском военно-политическом альянсе. Тем более, что за право вхождения в НАТО, эти небогатые государства, вынуждены будут заплатить многомиллиардные суммы.
Россия, конечно, отрицательно относиться к факту расширения НАТО на Восток путем принятия в члены североатлантического альянса стран бывшего советского блока: Эстонии, Латвии и Литвы, и этому есть весомые причины.
Во-первых, это затрагивает интересы обороны России и Белоруссии – ведь с территории этих прибалтийских стран рукой подать до самых важных жизненных центров обоих независимых государств.
Во-вторых, имеющийся раскол в Европе позволит НАТО нарастить свою военную и политическую мощь за счет стран Прибалтики. Но надо сказать, что руководство НАТО не планирует допустить новых членов к узкому кругу, осуществляющему управление действиями и решениями этого военно-политического блока.
В-третьих, будут нарушены ранее достигнутые договоренности между Россией и НАТО о не расширении европейского военно-политического альянса.
В-четвертых, Россия вынуждена будет принять адекватные меры по укреплению своей обороноспособности, не принимая в серьез высказывания европейских политиков.
Западные СМИ развернули целую компанию, целью которой стало убеждение общественности в безопасности для России создания натовского прибалтийского военного коридора. Российские военные эксперты полагают, что Прибалтика, впоследствии, вполне может стать плацдармом для вторжения иностранных армий на российскую и белорусскую территории. Российский народ не забыл, что самые кровопролитнейшие войны начинались именно с таких успокоительных заявлений. Причем слова политиков НАТО и США идут откровенно в разрез с их действиями. США постоянно заявляют о том, что они с Россией являются мировыми партнерами и в то же время работают по втягиванию прибалтийских стран в НАТО.
Россия прекрасно понимает, что многосторонние отношения между Москвой и прибалтийскими странами приносят Латвии, Эстонии и Литве немалые доходы, обеспечивают развитие их экономики. И России не безразличен тот факт, что на российские деньги прибалтийские страны будут выполнять задания НАТО, что на базах, построенных за счет России, будут размещаться военнослужащие и боевая техника Североатлантического блока.
Надо отметить и тот факт, что в Европе существуют (и не плохо) страны, которые не вошли в НАТО. Они не боятся за свою безопасность. И осуществляют политику в интересах собственного народа, не подчиняясь интересам никакой сверхдержавы – например, Швейцария, Швеция, Финляндия.
Учитывая это, Россия неоднократно предлагала мировому сообществу и прибалтийским государствам превратить Балтийский регион в нейтральный и внеблоковый. Это приведет к созданию устойчивой, мирной и стабильной зоны в Европе. Для реализации своего предложения, Россия согласна в одностороннем порядке гарантировать безопасность этих стран. Не исключено, что к этим обещаниям могут присоединиться Германия, Великобритания, Франция, которые также заинтересованы в создании зоны безопасности на Балтике. Заключение таких соглашений позволит ввести режим доверия на границах государств, входящих в зону безопасности, обеспечит безвизовый режим для жителей, приведет к отказу от всякой военной деятельности. Можно будет ввести запрет на проведение любых военно-морских учений, создать единый энергетический комплекс и единую инфраструктуру: порты, систему водо-, тепло- и энергоснабжения, дороги. В зоне стабильности, будет возможно без труда обеспечить равные права для всех национальностей и нацменьшинств, совместно бороться с распространением наркотиков, отравляющих веществ и оружия, с преступностью и терроризмом.
Возможно, политическое руководство прибалтийских стран понимает необходимость сохранения с Россией добрососедских отношений, но испытывают на себе мощное давление сверхдержавы, которая не остановиться ни перед чем, чтобы обеспечить себе право монопольного управления миром.
Неким положительным сдвигом в российско-литовских отношениях стало достижение соглашения о разграничении континентального шельфа. Но, в тоже время, литовский парламент принял решение о возможности размещения на территории страны иностранных войск и ядерного оружия.
Кроме того, во всех прибалтийских странах идет процесс грубого и бесцеремонного вытеснения русских не только из политической и социальной жизни, но и непосредственно с их территорий. Из европейских стран только Швеция напоминает латышам и эстонцам о необходимости соблюдения прав человека в отношении русскоговорящего населения этих стран.
Многие европейские страны говорят об отсутствии для Прибалтики угрозы с Востока, но официальные лица прибалтийских государств не прекращают запугивание мировой общественности якобы проводящейся милитаризацией западных областей России. Эту истерию подогревают заявления министра Литвы Р. Юкнявичене, которая впадает в панику при получении известий о принятии на вооружение российских войск каждого комплекса С-400 или «Искандера».
Пока руководство прибалтийских стран ищет личную выгоду в противостоянии между Россией и НАТО, польские власти уже давно определились со своим врагом № 1 – Россией и Белоруссией. Так польский министр иностранных дел Р. Сикорский обратился к США с просьбой разместить на территории страны американские войска для защиты от «русской агрессии». Неизвестно, что так напугало чиновника – либо планируемое в 2013 году совместное российско-белорусское стратегическое учение, либо неуверенность в эффективности, часто проводимых, польско-натовских военных учений. А может все дело в том, что Сикорский является в правительстве Польши самым ярым и последовательным поклонником США и поддержка ввода иностранных войск в Польшу является для Сикорского выполнением приказа американских хозяев. Недаром же на всех польско-натовских военных учениях отрабатываются приемы размещения на территории Польши крупных военный контингентов и методы проведения наступательных операций в направлении восточного соседа. Так, проведенные поляками учения «Анаконда 2012», где роль агрессора отводилась России и Белоруссии, российскими военными были охарактеризованы не иначе как провокация.
Надо сказать, что американская администрация, постоянно требуя от России прекращения сотрудничества с Белоруссией, Ираном, Сирией и КНДР, в это же время, размещает свою систему ПРО в Польше и Чехии. Американские эксперты считают НАТО единственной военной силой, способной играть в мире главную решающую роль. Западные стратеги уверены, что Россия никогда не сможет возродить свою боевую мощь и стать соперником НАТО и США на геополитической карте мира. Барак Обама, в одном из своих выступлений отметил, что в настоящее время Россия очень уязвима, поскольку она намного больше, чем в советское время, интегрирована в мировую экономику. Североатлантический альянс не тревожат действия Кремля по реформированию и оснащению российской армии. Брюссель и Вашингтон, несмотря на свои обещания и соглашения по сохранению мира в Европе, реализуют все свои военные планы по выстраиванию вокруг России противоракетного щита. В этих проектах странам Балтии и Польше отводится малопривлекательная роль «пушечного мяса».
Но как бы не выстраивались отношения НАТО и США с Россией, в настоящее время с уверенностью можно сделать вывод, что политику США по отношению к России нельзя считать взвешенной и осторожной, она откровенно агрессивна. Такая политика военного антироссийского блока может поставить под удар страны Восточной Европы и их население. Ведь Россия для обеспечения своей безопасности вынуждена будет принять адекватные меры. И размещение ракетных комплексов на территории Калининградской области и Беларуси, является только частью этих защитных мер.
Один из величайших правителей России Александр III говорил, что в проведении продуманной геополитической деятельности нет надежных партнеров и союзников. По его словам: Россия имеет только два союзника в этом – свою армию и флот.
Использованы материалы:
http://www.belvpo.com/22522.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%A1%D0%A8%D0%90
http://www.nr2.ru/policy/313322.html
http://www.otechestvo.org.ua/main/20054/2003.htm