Для многих наблюдателей новый виток массовых волнений в Египте стал неожиданностью. Казалось бы, почти двухлетние революционные события в этой стране закончились избранием законного президента и приходом к власти партии «Братья-мусульмане». Ситуация стабилизировалась, и путь к строительству нового общества был открыт. Однако вместо этого снова массовые волнения и большое количество жертв.
Первый вопрос, который задает себе экспертное сообщество относительно новой волны беспорядков в Египте, заключается в том, какие силы эту волну поднимают. Напомним, что внешне события последних дней начались как протест футбольных фанатов против решения египетского суда о казни виновников массовой драки в Порт- Саиде. Годом раньше, в феврале 2012 года после футбольного матча между местной командой клуба «Аль-Масри» и гостями из Каира «Аль-Али» разгорелась драка, в результате которой погибло 74 человека. Суд, учрежденный новой властью, принял суровое решение и постановил казнить 21 виновника беспорядков. Не только молодежь, но и взрослые жители Порт-Саида посчитали, что власти, оказавшиеся не способными навести порядок, хотят сделать молодых людей «козлами отпущения». Начались протесты с применением насилия. К Порт-Саиду присоединились жители других городов, расположенных вдоль Суэцкого канала – Исмаилии и Суэца. События совпали с двухлетием египетской революции: на каирскую площадь Тахрир также вышла молодежь, но теперь уже с политическими лозунгами. Она протестовала против введения новой властью антидемократических порядков, близких по духу к законам шариата. Либералы и другие противники президента М.Мурси обвиняют власть в предательстве революции. Широко распространилось недовольство тем, как срочно «протащили» через парламент новую, исламскую по духу конституцию, а также и методами правления самого президента. В них видят призрак исламской диктатуры.
В ответ на беспорядки президент М. Мурси ввел комендантский час в городах Суэцкого канала, но это не остановило протестующих. Выступления продолжались, принося все новые жертвы в столкновениях с полицией. К началу недели их насчитывалось уже более 60. В Порт-Саиде в понедельник насчитывалось более 500 раненых. Тогда Совет Шуры (новый высший орган парламента) принял положение об использовании армии для полицейских функций (ранее это было запрещено). В ночь на среду армейские подразделения вошли в бунтующие города. Установилась пауза, которая может нарушиться в любой момент.
Одновременно М.Мурси призвал к национальному диалогу с целью прекращения насилия. Он пригласил представителей 11 политических партий – исламистов, либералов и крайне левых – собраться в понедельник в президентском дворце для переговоров.
Однако оппозиция не желает следовать его призывам. Его обвиняют в том, что вместо «правительства для всех египтян» он создал автократическую власть и конституцию, которая ограничивает свободу верований.
Образованный в прошлом ноябре из различных фракций Фронт национального спасения, являющийся сегодня наиболее многочисленной силой оппозиции, не желает идти на переговоры. Лидер ФНС Мохаммед эль-Барадеи заявил, что, прежде чем призывать к консультациям, М.Мурси должен сформировать правительство национального единства и отменить статьи конституции, вызывающие протесты среди населения. Иначе это будет бессодержательный диалог.
Другой известный оппозиционер, бывший кандидат в президенты Хамдин Сабахи требует, что сначала М.Мурси должен публично признать политическую ответственность за пролитую кровь.
Стало понятным, что новый виток напряжения грозит вернуть страну в состояние всеобщего хаоса, и на передний план выступила армия.
Министр обороны генерал Абдул Фатах аль-Сиси, выступая в Военной академии Каира, обратился к слушателям с речью, которая сразу же попала в СМИ и была воспринята как позиция армии в создавшемся кризисе. Он подчеркнул, что «острая поляризация политических сил вызывает озабоченность военных, так как негативно влияет на стабильность и угрожает национальной безопасности».
Выступление генерала было воспринято как готовность военных снова вернуться в политику, если они посчитают, что ситуация для этого созрела. Генерал аль-Сиси является назначенцем президента М.Мурси, и здесь явно просматривается стремление власти применить силу, если диалог с оппозицией не получится.
Информационные агентства указывают на то, что в последних событиях появились силы, называющие себя «Чёрным блоком» (the black bloc). Эти силы со всей очевидностью хорошо организованы и не имеют проблем с финансированием своих акций. Люди в черных одеждах и черных масках действуют энергично, жестко и пользуются при этом радикальной антиисламистской риторикой. Как показали события, они проявили себя наиболее деятельными и организованными врагами «Братьев-мусульман». Их численность пока не определена, но они появились во всех мятежных городах.
«Чёрный блок» заявляет о себе как о «части мирового освободительного движения» и называет власть «Братьев-мусульман» режимом «фашистской тирании».
Власти сразу же объявили эту группу террористами, подлежащими аресту. Аресту подлежит любой, кто их поддерживает, даже в форме ношения их костюмов и черных масок.
Эксперты полагают, что эта организация имеет корни в европейском «Чёрном блоке», который впервые появился в Германии в 70-е годы прошлого столетия и затем стал трансформироваться в движение антиглобалистов.
Группы «Чёрного блока» появились одновременно в городах вдоль Суэцкого канала и в Каире с лозунгами «продолжения революции», и борьбы против тирании. В Интернете выставлены их призывы против «Братьев-мусульман» и инструкции о способах уличной борьбы. Их программные заявления коротки:
- дать людям свободу;
- уничтожить коррупцию;
- прогнать тиранов.
Основатель «Чёрного блока» Шариф аль Сирфи заявляет, что главным лозунгом организации является «Месть или революция» («Vengeance or Revolution»). В своем интервью газете «аль-Ватан» он говорит: «Мы стремимся стать мучениками, а этого можно достигнуть только через справедливую месть, через уничтожение тех, кто виновен в убийстве мучеников». В видеоролике группы говорится: «Мы заявляем о себе открыто для того, чтобы бороться против фашистских тиранов, «Братьев-мусульман» и их военного крыла... Мы не бандиты и саботажники, мы защищаем Египет против криминала и «Братьев-мусульман»…»
Другой член руководства блока сообщил новостному агентству Аль Саби, что в него входят активисты движения «Ультрас», «Движения молодежи 6 апреля» и другие радикальные группировки.
Информированный египетский телеканал «Мыср 25» говорит о том, что «Чёрный блок» является частью «революционных социалистов» - троцкистской организации, существующей в стране с 80-х годов прошлого столетия. Это экстремисты, выступающие за крайние формы борьбы – терроризм и насилие.
В прошлые годы троцкисты играли на симпатиях египетской молодежи к палестинской интифаде и за счет этого наращивали численность, несмотря на преследования со стороны режима Мубарака. В ту пору троцкисты, или как они себя называют «революционные социалисты» (RS), вели довольно гибкую тактику. Несмотря на их радикальные различия с исламскими экстремистами, они исповедовали лозунг «Иногда с исламистами, но никогда с государством».
Троцкисты хорошо организованы, имеют свой печатный орган - газету «Социалист», интернет-ресурсы и штаб-квартиру. Их хорошая финансовая оснащенность и оперативная гибкость заставляют предположить поддержку со стороны международного троцкистского движения.
По мнению профессора истории университета Калифорнии Mark LeVine, RS сыграла главную роль в организации событий на площади Тахрир во время революции 2011 года и сегодня имеет сильнейшее влияние на египетских рабочих.
Вместе с другими левыми силами RS подготовили манифестации 25 января 2011 года, ставшие запалом египетской революции. По их инициативе различные группы предварительно встречались и разрабатывали стратегию протестов, как, например, концентрация в различных частях Каира и затем марши к площади Тахрир с различных направлений, чтобы избежать блокирования силами безопасности.
Они ежедневно и активно работали с молодежью, готовя все новые и новые акты протеста. Троцкисты, по традиции уделяющие внимание рабочему классу, выпустили призывы к египетским рабочим выйти на генеральную забастовку для окончательного свержения Х. Мубарака. Их призыв стоит рассмотрения: «Режим может долго выдерживать демонстрации народа, но он не выдержит и нескольких часов рабочей забастовки. Бастуйте на железных дорогах, публичном транспорте, аэропортах и в промышленных компаниях в поддержку нашей молодежи и мучеников. Присоединяйтесь к рядам революции, используйте свою силу, и победа будет нашей».
Как тут не вспомнить пламенные речи Л.Троцкого в революционном Петрограде 1917 года...
По мнению экспертов, организованные троцкистами выступления трудящихся в крупнейших городах Египта на 1 мая 2011 года, особенно в Каире, Александрии и Мансуре, сыграли куда большую роль в свержении Мубарака, чем молодежные виртуальные сети Twitter и Facebook.
Затем троцкисты объединились с другими политическими группами левого толка и образовали «Коалицию социалистических сил», которая включает «Популярную партию демократического альянса», «Социалистическую партию Египта», «Коммунистическую партию Египта» и «Рабочую демократическую партию». Это серьезная и организованная сила, выходящая на поверхность политической жизни.
В сложившейся сейчас ситуации троцкисты отстранились от поиска компромисса с властью и наблюдают, что получится у ФНС и салафитов, которые ведут между собой переговоры, чтобы предъявить свои совместные требования к М.Мурси.
Но в целом компромисс с властью их не устраивает. Они рассматривают приход к власти «Братьев-мусульман» как свой собственный проигрыш и будут стремиться к реваншу.