Мировой финансово-экономический кризис, охвативший большинство стран на всех континентах, сильно отразился на системе международных институтов. Он также способен сильно изменить расклад сил в различных регионах, увеличить влияние одних стран и ограничить возможности других. О том, каким будет мир после кризиса, говорят международные эксперты.
Исполнительный директор Института Лоуи по международной политике Майкл Фуллилав считает, что величайшим вызовом является установление общей ответственности за решение самых сложных проблем постоднополярного мира.
Китай служит примером страны, которая должна реализовать свою растущую мощь на международной арене. В ООН и на других площадках Китай проявляет все большее стремление брать на себя управление и все больше ведет себя как великая держава. С другой стороны, он по-прежнему не занимается теми вопросами, которые прямо не влияют на его жизненные интересы.
Если Китай хочет помочь делу управления международной системой, то он должен играть свою роль в ее усилении. Ему нужно установить баланс между своими традиционными интересами в экономике и безопасности и более широкими императивами. Действует старый принцип: с большими возможностями приходит и большая ответственность.
Но и Западу нужно быть осторожным в своих желаниях. Западные страны хотят, чтобы развивающиеся державы были более ответственными, но им не всегда нравится, когда эти же державы ведут себя более напористо. Официальные американские лица часто говорят, что Китаю следует «наращивать усилия». Но взгляд Китая на «наращивание усилий» не будет похож на американский. Каково будет Западу, если растущие державы вмешаются в ближневосточный мирный процесс или примут участие в «коалиции доброй воли», вторгшейся в другие страны?
Президент Совета международных отношений Ричард Хаас полагает, что есть ряд вопросов, в которых разрыв между существующими глобальными вызовами и мероприятиями, призванными дать на них ответ, остается значительным. 2012 год был показательным. Сирия продемонстрировала, что международная поддержка была большей частью риторической, а устойчивый прогресс Ирана в направлении жизнеспособной программы ядерного оружия высветил многие недостатки режима нераспространения. Эти вопросы останутся главными вызовами и в новом году.
Однако в 2013 году надо будет пережить три испытания. Так, в сфере торговли определенные вопросы вроде государственных субсидий должны решаться на глобальном уровне в противоположность региональному или двустороннему формату. Консультации между развитыми и развивающимися государствами могли бы подготовить почву для международного переговорного процесса по вопросам услуг, сельского хозяйства и субсидий в дополнение к более традиционной повестке дня.
В информационной сфере международным вызовом будет то, как лучше всего сохранить свободу информационных потоков при ограничении различных форм «кибер-агрессии».
В отношении охраны окружающий среды перспективы согласия выглядят туманными. Это говорит в пользу выработки многоэтапного подхода к проблеме, а также наращивания международных усилий по предоставлению уязвимым странам помощи, необходимой для того, чтобы справиться с последствиями климатических изменений.
Президент Шанхайской академии международных исследований Ян Цземинь считает, что усиление существующих международных институтов крайне важно для воплощения на практике принципа глобального управления.
Связанный с этим вызов заключается в том, что международному сообществу не хватает консенсуса, необходимого для того, чтобы вырабатывать концепции, правила и подходы к решению множества вопросов, варьирующихся от ядерной безопасности до растущего влияния социальных СМИ.
Во-первых, крупные державы зачастую с неохотой идут на взаимодействие с менее заметными игроками, что делает выработку общих позиций и совместных усилий сложной задачей. Кроме того, разрекламированное «сетевое управление» среди государственных и различных негосударственных участников прогрессирует медленно, потому что бо̀льшая часть государственных структур по-прежнему предпочитает формальные институты.
Третий вызов связан с использованием энергии усилий, направленных на совместную деятельность на глобальном уровне. Многие страны и регионы обращаются к региональной и субрегиональной интеграции, что объясняет, почему мы наблюдаем больше региональных и субрегиональных соглашений о свободной торговле. Если эту тенденцию не удастся обратить вспять, то не будет и глобального управления в его истинном значении.
Председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс считает, что в наступающем году международное общество должно будет противостоять сложному комплексу вызовов в сфере безопасности, экологической и социальной сфере. Мир находится на настоящем перепутье и ему предстоит сделать выбор между возможностью устойчивого развития и дальнейшим упадком.
Продолжающееся ухудшение ситуации на Ближнем Востоке бросает вызов принципам глобального управления и их эффективности в будущем. Регион сталкивается с различными проблемами, в том числе односторонними действиями новых держав, подъемом негосударственных участников и распространением крупномасштабных гражданских войн. Сиюминутные интересы ключевых игроков не дают возможности принятия решений, которые стратегически важны для всех сторон. Нарастает риск распространения ядерного оружия с драматическими для мировой безопасности последствиями.
Высокие показатели неравенства доходов в мире находятся в сильной корреляции с опасными социальными трендами во всех обществах. В свою очередь большему равенству в доходах на всем диапазоне соответствуют лучшие социальные индикаторы.
В странах с неравенством доходов даже привилегированные слои населения страдают от болячек общества сильнее, чем родственные им классы в странах с более равномерным распределением богатства.
Вера Микулина, ТПП-Информ Источник: tpp-inform.ru.
Рейтинг публикации:
|