Прежде чем говорить о мировом порядке в ХХI веке, следует ретроспективно упомянуть главные политические событиям прошлого столетия. К ним можно отнести: подъем США, занявших место Великой Британской Империи, Первую Мировую Войну, возникновение СССР, Вторую Мировую войну, строительство «нового» Китая, холодную войну, движение национального освобождении, возникновение Европейского Союза, крах СССР и двадцатилетний период после окончания холодной войны. Для детального описания каждого из этих событий потребовались бы тонны бумаги. Общее правило развития человеческой истории заключается в том, что когда бы геополитический и экономический центр ни переживал потрясение, периферия все равно развивается быстрее, а когда центр пребывает в мире, темпы его развития повышаются. Следовательно, следующие 15-20 лет Китай будет стремиться достичь стратегической возможности достигнуть или превзойти уровень ВВП Соединенных Штатов Америки и дать понять США, что пора переместить фокус своей внешнеполитической стратегии на Восток.
I. Прошлое и настоящее Китая
Документально зафиксированная история Китая насчитывает пять тысяч лет. Страна прошла через периоды рабства, феодализма, полуфеодализма, была в роли полуколониальной державы, страной с капиталистическим обществом в правлении многих династий и республикой до тех пор, пока в 1949 г. не была основана Китайская Народная Республика. До ее основания последнюю династию Цин завоевывали много раз различные иностранные силы; первое из этих завоеваний произошло во время опиумной войны 1840 г. и привело к вынужденному подписанию многих неравноправных договоров. Революция 1911 г. под предводительством доктора Сунь Ятсена сбросила феодальный режим и привела к основанию Китайской Республики. Затем воинственные землевладельцы уничтожили друг друга и в 1921 г. была основана Коммунистическая партия Китая, после чего в 1931 г. произошло японское завоевание страны. Война с японцами и гражданская война продолжались до самого момента основания нового Китая.
Перед самым основанием нового Китая, Коммунистическая партия была готова наладить связи с Соединенными Штатами, однако предложение было отклонено администрацией США по идеологическим соображениям. И тогда Китаю пришлось обратиться за помощью и за признанием к Советскому Союзу.
Новый Китай погрузился в войну, чтобы противостоять агрессии США, оказать содействие Корее в 1951 г., дать отпор натиску Соединенных Штатов и установить перемирие. После этого партия реализовала сталинскую модель социалистического строительства, а Хрущева окрестила ревизионистом, ибо последний пытался контролировать Китай. За этими событиями последовала идеологическая полемика. Китай самостоятельно произвел взрыв ядерной бомбы в 1964 г., заявив этим, что бомба была создана, чтобы уничтожить ядерную угрозу и прекратить шантаж – и что Китай никогда и ни при каких обстоятельствах не станет первым использовать ядерное оружие и стоит за его полное и окончательное уничтожение. В то же время Мао Цзедун опасался, что достигнутая в тяжелой и яростной борьбе победа может быть вновь утрачена, и сконцентрировался на классовой борьбе и усилении диктата пролетариата. Затем он начал культурную революцию, завершившуюся с его смертью в сентябре 1976 г.
Бразды правления принял Ден Сяопин, который заявил, что социализм не должен считаться синонимом бедности. Не было никакого представления о том, что такое социализм. Однако развитие – вот единственно верный путь. Мы должны переходить реку, ступая на камни. Последовали реформы и новые достижения конца 1970-х гг.
После более чем тридцатилетней упорной работы Китай достиг значимых экономических успехов и стал второй по размеру экономикой в мире, для чего обыкновенной державе понадобились бы сотни лет.
II. Внешнеполитическая стратегия Китая в ХХI веке
1) Мирное развитие
Эта концепция имеет под собой давние и глубокие исторические и культурные корни. Цивилизация с 5000-летней историей имеет черты сильной и устойчивой, всеохватывающей и миролюбивой. Гармоничная культура отношений человека с человеком, человека с природой и мирное мышление оказали свое влияние, проникая в ментальный мир китайского народа из поколения в поколение, и приобрели, таким образом, особую значимость, сформировали особое философское мышление. Китай сильно пострадал от иностранной агрессии, колонизации и унижений в недавние времена. После освобождения страны и завоевания независимости китайский народ никогда не станет навязывать страдания другим.
Последние 60 лет, со времени основания нового Китая, страна шла по пути мирного развития, и, в особенности, в последние 30 лет реформ и достижений. Китай не только стремительно развивался, но и принес много выгод всему остальному миру. Этот факт невозможно изменить или обойти вниманием, ибо выгоды от этого развития для китайского народа и всего мира очевидны.
Это не акт, определенный необходимостью, а долгосрочный стратегический выбор. И это не обычный рядовой выбор, а Выбор, имеющий огромное значение. Он удовлетворяет основным условиям Китая. Китай – самая большая развивающаяся страна в мире с самым большим населением, обладающая, тем не менее, слабой экономической базой, впечатляющими экономическими показателями, но низким уровнем дохода на душу населения, а также характеризующаяся неравномерным развитием восточных и западных регионов, города и села. Мы трезво оцениваем, что Китай сильно отстает от уровня развитых стран. Китаю необходим мир внутри страны и в мире. Даже набравшись сил, Китай никогда не будет стремиться к гегемонии с целью запугать другие страны. Китаю необходим мир для построения общества одной пятой части населения земного шара, чтобы иметь возможность наслаждаться счастливой жизнью. Если он начнет угрожать другим странам, это может привести к некоторой форме «асимметричной войны», и желание мира останется недостижимым.
Этот путь соответствует мировым тенденциям. XXI век станет веком развития многополярности, экономической глобализации и информатизации. «Мир джунглей» эволюционирует в «глобальную деревню». Все страны, обладающие значительными различиями между собой, столкнутся с многочисленными традиционными и нетрадиционными проблемами, и в том числе такими, как проблема свежего воздуха, воды и зерна. Все народы – лишь путешественники, плывущие в одной лодке, и в общих интересах, чтобы лодка была устойчивой. Путь же к гегемонии – это путь к разрушению.
Путь Китая к мирному развитию был определен в соответствии с его собственным опытом и исследованиями, а также с учетом опыта чужих ошибок прошлого и настоящего. Китай уникален в своих сложных условиях жизни и количестве населения, вследствие чего для него просто невозможно механически скопировать или позаимствовать чужой опыт. Мы должны постоянно учиться на чужих ошибках и вносить своевременные коррективы в собственную практику. В этой ситуации Китай нуждается в понимании, поддержке и сотрудничестве с международным сообществом.
Мы искренне надеемся, что международное сообщество отнесется с глубоким пониманием к культурным традициям Китая и эволюции его выбора социальной и политической систем, а также к его главным ценностям, будет соблюдать суверенитет Китая, его территориальную целостность, безопасность и социальную стабильность, которые представляют основной интерес для Китая.
2) Более активная и продуктивная китайская дипломатия
Китаю близка независимая международная политика, целью которой является всеобщий мир. Он выносит свои суждения и решения в соответствии с фактами. Он не вступает в союз ни с одной страной и строго придерживается пяти принципов мирного сосуществования. Он пропагандирует дружественные отношения со всеми странами. Он против гегемонизма и сам не стремится к гегемонии.
В последние годы китайские лидеры посетили многие страны Азии, Африки, Европы, Океании и Америки, которые широко пропагандируют двусторонние отношения и сотрудничество. Одновременно Китай принял активное участие в посредничестве при решении таких острых вопросов, как корейский «ядерный вопрос» и «иранский вопрос». Что касается кризиса в Сирии, Китай отправил специальную миссию в регион, а также стимулировал Совет Безопасности к достижению важного консенсуса по сирийскому вопросу. Этими действиями Китай внес свой вклад в мир и стабильность в регионе.
Китай несет ответственность за то, что придерживается своих принципов и говорит «нет» тому, что, по его мнению, не является правильным – таково политическое поведение с истинно китайским подходом. Придерживаясь справедливости и защищая свои принципы, Китай не преследует свои интересы. Китай не совершает действий только ради того, чтобы угодить некоторым странам. Он оценивает, соответствуют ли действия международному праву и нормам международных отношений, и служат ли они удовлетворению основных интересов китайского народа и народов других стран мира. Лучшим примером этого может послужить резолюция Совета Безопасности ООН по Сирии.
Китайская дипломатия не только имеет определенные принципы, но и твердо придерживается установленных правил. Сегодня некоторые страны, неспособные победить в честной конкуренции, облегчают себе задачу и меняют правила вместо того, чтобы повышать свою конкурентоспособность. Правила созданы для того, чтобы им следовать, и не могут быть изменены в одностороннем порядке или просто по своей воле. Для внесения необходимых изменений международное сообщество должно изучить новую схему взаимодействия между ведущими странами мира.
3) Оборонная политика Китая
Оборонная политика Китая представляет собой активную оборону. Это определено Путем развития, основными задачами, международной политикой, историческими и культурными традициями. Возможности обороны Китая определяются его мирным окружением и одновременно помогают ему пропагандировать мир и развитие.
Китай не станет нападать первым, если только сам не будет атакован прежде. Если Китай будет атакован, он, конечно, вынужден будет пойти в контрнаступление.
Развивая свою экономику, Китай одновременно повышает национальную обороноспособность. Китай сам разрабатывает и производит вооружения, а Запад сам до сих пор санкционирует продажу китайского оружия.
Китай развивает свою обороноспособность главным образом для самозащиты и не вступает в гонку вооружений ни с одной страной.
Китай придерживается резолюции разрешения споров путем мирных переговоров, а не военными средствами. В рамках военной стратегии он выступает скорее за соперничество, нежели за нападение.
Ни сегодня, ни в будущем Китай не стремится, и не будет стремиться к гегемонии. Он никогда не начнет экспансию с использованием военной силы.
Задача сил обороны Китая заключается в том, чтобы сохранить национальный суверенитет, безопасность и развитие, чтобы противостоять агрессорам, защищая свои территории, внутренние водные пути, морские и аэрокосмические территории, поддерживать безопасность внешнего пространства, магнитно-электронное и киберпространства, противостоять и сдерживать реализацию таких программ, как «Независимость Тайваня», «Силы Восточного Туркестана», «Независимость Тибета».
Китай придерживается политики неприменения ядерного оружия первым и ядерной стратегии самозащиты, а также не участвует в гонке ядерных вооружений.
Обороноспособность также поддерживает социальную гармонию и стабильность в стране.
Ускоряет модернизацию национальной обороны и вооруженных сил, достигнет успехов в механизации и информатизации страны к 2020 году.
4) Внутренняя политика Китая
Внутреннюю политику Китая можно охарактеризовать через понятия стабильности, реформы, открытости. Главным приоритетом является стабильность. Без нее невозможны любые иные начинания.
Реформа правительственных институтов и их линии поведения, операции управляющих, работа с кадрами и руководящая политика, работа и обустройство сельских областей, избирательной системы, работы государства и партии и антикоррупционные процедуры привели к возникновению очень серьезной ситуации.
Если эта работа не будет проведена успешно, судьба партии и государства будет поставлена на карту, поскольку это отделит партию и правительство от народа. В то время как цель реформы заключается в том, чтобы еще лучше служить народу. И в процессе реформирования главный приоритет отдается народу.
Будут предприниматься меры по усилению открытости страны, ибо для Китая это - единственный путь интегрироваться в международное сообщество. Благодаря этому, Китай может иметь постоянный обмен с внешним миром и учиться лучшему у других народов.
III. Китайско-американские отношения
Отношения между Китаем и США – одни из наиболее важных и сложных отношений в мире. Важно, что двустороннее сотрудничество могло бы быть взаимовыгодным и приносить огромную пользу – однако представляется чрезвычайно трудным, если не сказать невозможным, достичь этого в одностороннем порядке, без участия второй стороны. Среди причин, предопределяющих сложность взаимоотношений можно назвать такие, как: различия в политике, социальных системах, экономических условиях, идеологии, философских убеждениях, ценностях, стадиях социального развития, в религии, культуре, традициях, составе населения. Основываясь на прошлом опыте, можно заключить, что общей тенденцией этих отношений является то, что они по-прежнему не выйдут из-под контроля, но ожидать их значительного улучшения в скором времени также не следует.
Эти двусторонние отношения никогда не развивались гладко из-за недостатка взаимного доверия и уверенности. Китай всегда чувствует себя оскорбленным, когда США продают оружие в Тайвань или американский президент проводит встречу с Далай-ламой, или когда США публикуют доклад о правах человека, в котором обвиняют Китай в несоблюдении прав человека и т.д. В то же время Америка снова и снова просит Китай ревальвировать юань, требует прозрачности в военной доктрине и в вопросах стратегических вооружений и т.п.
Во втором десятилетии ХХI века в Восточной Азии произошли масштабные изменения. Китай стал второй по величине мировой экономикой, и сегодня Япония и Южная Корея имеют больше экономических связей с Китаем, нежели с Америкой. В 2010 году объемы торговли между Китаем и Южной Кореей составляли 188,4 млрд долл., а объем торгов Китая и Японии достиг 303,030 млрд долл. – в то время как объем торгов Республики Корея и США составил всего 86,9 млрд. долл., а американо-японский торговый оборот – 78,94 млн. долл. Более того, на заседаниях стран АСЕАН в форматах «10+3» и «10+1» без присутствия США, народы Японии и Южной Кореи продемонстрировали значительные антиамериканские настроения; наряду с этим, многие азиатские страны-члены АСЕАН имеют больше экономических связей с Китаем.
Все это стало возможным, поскольку в последние десять лет Америка увязла в своей борьбе с терроризмом в Афганистане и Ираке. Одновременно США почувствовали ослабление своей связи с Японией и Южной Кореей и начали терять влияние в Восточной и Юго-Восточной Азии. Америка опасается, что Китай заполнит этот вакуум и упразднит там влияние США. Поэтому администрация Обамы рассматривает Азиатско-Тихоокеанский регион как наиболее динамично развивающийся, с такими динамично растущими экономиками, как китайская и индийская; и поскольку последний является регионом, представляющим большой интерес, Соединенные Штаты решили переключить свое стратегическое внимание на Восточную Азию и Азиатско-Тихоокеанский регион с 2012 года, и, если быть более точным – начиная 5 января.
Однако, пострадав от финансового кризиса 2007 года, регион может больше не представлять какой-либо существенной экономической выгоды для желаемых партнеров. Единственным преимуществом США является превосходство в вооруженных силах и обладание современным оружием, вследствие чего было обещано не сокращать военные расходы в этом регионе, хотя военный бюджет США будет урезан до 500 млрд. долл. в ближайшие десять лет. Одновременно министр обороны Соединенных Штатов пообещал, что 60% вооруженных сил будут направлены именно в этот регион. Двусторонние военные договоры были подписаны США с Японией, Южной Кореей, Австралией, Филиппинами, а американские военные соединения направлены в Индию и Вьетнам для совместных учений. Цель всех этих мероприятий заключается в осуществлении Соединенными Штатами своего политического влияния и поддержании связей с партнерами таким образом, чтобы сдерживать Китай.
В современной военной диспозиции вокруг Китая можно наблюдать «три блокадных кольца», а именно: первое кольцо располагается между Курильскими островами и Тайванем, второе кольцо находится между Японией, остров Гуам и Филиппинами, третье кольцо образуют Гавайи и Австралия. Эти «кольца» созданы для того, чтобы не допустить распространения «морского влияния» Китая на большие расстояния и привести к беспорядкам или возникновению горячих точек вокруг него. Примером подобного подхода являются недавно появившиеся на карте острова Дяоюйдао. В последние месяцы Япония вдруг стала проводить жесткую политику по отношению к китайским рыболовам и разыгрывала фарс вокруг покупки и национализации собственности на острова Дяоюйдао на основании исков частных лиц. Острова были отделены от Китая вместе с Тайванем после поражения военно-морских сил династии Цин в 1894 году.
После Второй мировой войны, Потсдамская и Каирская декларации определили, что все территории, оккупированные Японией во время последних войн, должны были быть возвращены своим исконным владельцам. Америка передала право управления Курильскими островами и островами Дяоюйдао Японии в 1970 году в соответствии с существовавшим тогда менталитетом «Холодной войны». Однако поскольку острова Дяоюйдао необитаемы, лидеры Китая и Японии во время установления дипломатических отношений пришли к соглашению, что обе стороны должны поддерживать статус-кво островов Дяоюйдао и оставить решение этого вопроса будущим поколениям.
Теперь, когда спор становится слишком очевидным, США пообещали не принимать в нем чью-либо сторону. Тем не менее, представитель США заявил, что американо-японский договор о безопасности должен касаться и островов Дяоюйдао. Здесь мы снова сталкиваемся с двойными стандартами: договор не распространяется на другие спорные острова Японии с Южной Кореей и Россией, в то время как представитель США просто называет эти острова «Сенкаку» вместо «Дяоюйдао». Последнее, наряду с продажей оружия является для Японии сигналом, что США стоят на стороне Японии в вопросе о спорных островах. Однако Америка оказывается при этом в затруднительном положении: получается, что США помогают Японии идти против решений держав-победительниц Второй мировой войны?
Взаимодействие Китая и США
Китай и США имеют значимые общие интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С точки зрения безопасности, обе стороны надеются на сохранение мира и стабильности в регионе и имеют общие интересы в борьбе с терроризмом, предотвращении распространения оружия массового уничтожения и обеспечении свободы морского судоходства. В экономической сфере, обе страны стремятся содействовать экономическому росту Азиатско-Тихоокеанского региона и продвижению либерализации торговли и инвестиций, экономическому и техническому сотрудничеству. В политической сфере обе стороны выступают за улучшение отношений, создание атмосферы доверия и сотрудничества между всеми странами в регионе. В связи с усилением влияния Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, позиция Китая в рамках американской стратегии в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона становится все более значимой.
С другой стороны, Китай и США имеют значительные различия в осуществлении своей политики в регионе. С точки зрения безопасности, США еще с середины 1990-х годов реализуют стратегию «защиты от Китая», т.е. «делают двойные ставки». США в первую очередь фокусируют свое внимание на тайваньском вопросе, а затем уже на модернизации обороны Китая, которая бросает вызов доминированию США в регионе. Президент США Барак Обама активизировал свои усилия под лозунгом «возвращения в Азию», что вызвало серьезную озабоченность в Китае относительно истинных намерений США.
Благодаря обмену мнениями, США и Китай осознали, что их взаимодействие и сотрудничество являются основой для процветания Азиатско-тихоокеанского региона в целом. Лидеры обеих стран стали чаще встречаться, общаться по телефону, наносить взаимные визиты. При этом их взгляды настолько разнятся, что даже по вопросам кооперации консенсус должен быть достигнут по приоритетным пунктам сотрудничества. Любой шаг вперед потребует участия обеих сторон, что позволит преодолеть расхождения во мнениях как за границей, так и во внутренних ведомствах, поскольку у различных ведомств существуют разные перспективы и разные ведомственные интересы.
Заключение
В заключение можно утверждать, что мировой порядок в ХХI веке, особенно в ближайшие два-три десятилетия, будет все больше приобретать черты многополярности с сохранением за США статуса единственной сверхдержавы. В качестве держав, несущих ответственность за поддержание миропорядка, США, ЕС (во главе с Германией, Великобританией и Францией) и ряд стран с развивающимися экономиками будут сотрудничать и взаимодействовать друг с другом в целях поддержания мира и безопасности, содействовать экономическому развитию, выступая в качестве «моторов» для различных регионов. В то же время гегемонистские желания и действия будут сдерживаться и нейтрализовываться посредством ООН. Страны, большие или малые, будут пользоваться своими правами и привилегиями подобно пассажирам, плывущим на одной лодке.
Перевод с английского Натальи Бирюковой