Сейчас все более популярной становится следующая тема: США медленно, но уверенно стают энергетически независимой страной и ищут путь отступления с неспокойного Ближнего Востока, прокладывая его в стратегически важную Азию. Такая точка зрения интуитивно кажется верной, но так ли именно обстоят дела на самом деле?
Энергетически ненасытная Америка уже очень долго зависит от мирового рынка в удовлетворениии своего внутреннего спроса. В 2005 году США импортировали 60% потребляемых энергоносителей. С того времени доля импорта снизилась и продолжает неуклонно снижаться. Американцы планируют стать полностью энергонезависимыми к 2020 году и начать экспортировать нефть к 2030.
Такие планы гарантируют США обретение трех стратегических преимуществ. Во-первых, повысится конкурентоспособность американской экономики, особенно, в сравнении с европейской, благодаря удешевлению добычи сланцевого газа. Во-вторых, снизит угрозы для США со стороны нестабильного арабского мира. И в-третьих, увеличит стратегическую уязвимость главного конкурента Америки – Китая, который становится все более зависимым от ближневосточных энергоносителей.
Ко всему этому, без сомнения, следует внимательно присмотреться, но и переоценивать важность подобного рода стратегий не стоит. Ведь всё же, несмотря на нынешнюю энергетическую зависимость США от этого региона, далеко не она является решающим фактором присутствия: безопасность Израиля и необходимость сдерживания Ирана являются не менее важными.
Более того, роль Ближнего Востока в глобальной энергетической политике в ближайшее десятилетие будет только возрастать. Исходя из этого, довольно трудно себе предствать, что такая сверхдержава как США может вот так себе просто и легко уйти из этого стратегического региона. В течение следующих 15 лет ОПЕК будет контролировать 50% мировой нефтедобычи против сегодняшних 42%. И страной, за счет которой главным образом состоится это повышение, является Ирак.
Могут ли США игнорировать в этом случае страну, которая в течение следующего десятилетия станет вторым в мире нефтевым экспортером, производящим в год энергоресурсов на $200 млрд, и которая при этом все более попадает под влияние шиитского режима, ориентирующегося на Иран?
Уйдет ли Америка, если это поставит под удар её стратегических союзников – Саудовскую Аравию, Турцию и Израиль?
Такая перспектива кажется более чем невозможной до тех пор, пока нерешенной остается проблема иранской ядерной программы, пока война в Сирии продолжает усугублять шиитско-суннитское противостояние в регионе (принимая во внимание рост напряженности между Турцией и Ираном). Даже во время посещения Азии в ноябре, что, как-бы, подтверждает азиатский вектор США, президент Барак Обама был вынужден посвятить много времени и внимания решению разразившегося противостояния в Секторе Газа между ХАМАСом и Израилем.
И действительно, если бы нефть была единственным интересом США на Ближнем Востоке, то постоянная поддержка ими Израиля кажется чем-то из ряда вон выходящим, учитываю вред, который она наносит в отношениях с арабскими странами-экспортерами нефти. Ведь даже когда зависимость США от ближневосточной нефти была максимально острой, они редко изменяли своей политике поддержки Израиля.
Также важно помнить и то, что когда в 1973 году разразился нефтевой кризис, США меньше пострадали от эмбарго ОПЕК, чем, например, Европа, даже учитывая то, что именно США, поддержавшие Израиль в октябре того года в войне с Египтом и Сирией, и были главной целью картеля. В конце концов, позиции США в регионе только укрепились, после того, как Египет стал их союзником и заключил мир с Израилем.
Растущий интерес Китая к Ближнему Востоку также уменьшает вероятность американского исхода из региона. США озабочены обеспечением безопасности поставок энергоресурсов для ихних азиатских союзников, которые, как и Китай, все более и более зависят от экспорта ближневосточной нефти.
Однако, хотя уход США с Ближнего Востока менее всего вероятен, ихнее влияние в регионе все же снизится. И как только это случится, американское присутствие станет менее заметным и, скорее всего, более циничным. Вовлеченность американцев в палестино-израильский конфликт будет характеризоваться, скорее, желанием удерживать status quo, чем искать возможности всестороннего урегулирования.
Такая позиция, обусловленная нежеланием Америки поддержать предоставление Палестине статуса государства-наблюдателя в Организации Объединенных Наций, усиливается решением США отказаться от идеи создания двух государств на территории Израиля. Это, несомненно, удовлетворит и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, и палестинских маргиналов, стремящихся ослабить Палестинскую автономию. Но это также полностью оправдывает и тех, кто верит в то, что Обама – это больше человек доброй воли, чем провидец.
Источник: Project Syndicate
Автор: Zaki Laïdi
Перевод: Сергей Одарыч, «Хвиля»