Друзья Сирии готовятся сбросить Асада
В Москве наивно полагали, что ситуация в Сирии не стала развиваться по ливийскому сценарию благодаря твердой позиции российских дипломатов. Однако в действительности Асаду удавалось держаться в седле лишь потому, что в США велась ожесточенная предвыборная кампания. Барак Обама не был уверен в победе и боялся оттолкнуть от себя ту часть электората, которая настроена против ближневосточных авантюр. Но как только он переизбрался на второй срок, стало очевидно, что с баасистским режимом больше никто церемониться не будет. Выступая в лагере сирийских беженцев в Иордании, британский премьер Дэвид Кэмерон заявил, что «отныне у США и их союзников развязаны руки и они могут более активно участвовать в разрешении сирийского кризиса». И если до этого момента политики в Лондоне и Вашингтоне имели дело лишь с эмигрантами и представителями политической оппозиции, теперь было решено навести мосты с командирами повстанческих отрядов, которые сражаются с войсками, лояльными Асаду.
В Дохе в срочном порядке были проведены переговоры, в результате которых США и монархиям Залива удалось сколотить оппозиционную коалицию, формально отвечающую требованиям Запада. (Еще месяц назад госсекретарь Хиллари Клинтон сетовала, что Сирийский национальный совет (СНС) не пользуется поддержкой повстанцев и вряд ли когда-нибудь сможет претендовать на роль объединяющей политической силы. Поэтому, заявляла она, СНС необходимо войти в более широкую коалицию, которая будет иметь вес внутри Сирии и не отпугнет западных партнеров.) Так оно и произошло, причем буквально через несколько дней после выборов в США. Если СНС был эмигрантским клубом, первую скрипку в котором играли «Братья-мусульмане», новая организация с громоздким названием «Национальная коалиция сирийской оппозиции и революционных сил» отражает якобы интересы различных групп, участвующих в народном восстании, и может стать основой для кабинета министров, который будет править в постасадовской Сирии. Среди руководителей коалиции и бизнесмен Риад Сейф, и активистка молодежной организации Сухар аль-Атаси. В общем, как отмечает The Guardian, «это прекрасная ширма, скрывающая истинное положение вещей от реалистов, давно утверждавших, что в Сирии Запад поддерживает «Аль-Каиду».
Главой коалиции избран 52-летний богослов Ахмед Муаз аль-Хатиб, который до недавних пор был имамом мечети Омейядов в Дамаске (в суннитском мире эта должность считается одной из самых престижных и авторитетных). Хатиба называют компромиссной фигурой, поскольку он устраивает и «Братьев-мусульман», и светскую оппозицию. В апреле 2011 года, когда восстание в Сирии только началось, он выступил с проповедью, в которой осудил действия властей, и был помещен под домашний арест. Три месяца назад Хатиб бежал из страны и обосновался в Каире. Для тех западных политиков, которые с опаской относятся к сирийским повстанцам, очень важно, что новоявленный лидер оппозиции не раз уже критиковал исламистских боевиков, «мечтающих превратить народную революцию в экстремистский мятеж».
«При формировании антиасадовской коалиции американский Госдеп использовал традиционные клише, появившиеся во время «арабской весны», — пишет эксперт Института мира Стивен Гайдманн. — Это, конечно, очень рискованное предприятие, но если новый подход сработает, можно будет говорить о дипломатическом гении команды Клинтон». Правда, Джеймс Дэнслоу, политолог из Контртеррористического центра военной академии в Вест-Пойнте, убежден, что «брак по принуждению, заключенный между светскими оппозиционерами и радикальными боевиками-салафитами, может привести к кровавому разводу».
Тем не менее пока «Друзья Сирии» торжествуют. Новая коалиция провозгласила своим главным принципом отказ от переговоров с «прогнившим режимом» (таким образом, западные державы похоронили женевские соглашения, подразумевавшие диалог с правительством Асада). Оппозиция призывает полностью демонтировать сирийскую государственную систему, «уничтожив все символы и столпы режима». Это очень напоминает иракский сценарий, когда после свержения Саддама Хусейна произошла «дебаасификация» режима и в стране воцарился хаос. «Наступят ли американцы на те же грабли? — вопрошает французская газета Le Figaro. — Что собираются сделать с сирийской армией? Ведь после падения Асада только она будет в состоянии обеспечить хотя бы видимость единства страны. Особенно когда потребуется нейтрализовать радикальные вооруженные группы, отказывающиеся сложить оружие».
Победа Обамы на президентских выборах в США стала переломным моментом, после которого события в Сирии стали развиваться молниеносно. Лига арабских государств уже признала оппозиционную коалицию единственным законным представителем сирийского народа; Америка обещала предоставить ей поддержку, а турки попросили НАТО разместить у сирийской границы комплексы ПВО Рatriot. Следующим шагом, говорят эксперты, будет установление бесполетной зоны над северной Сирией. Дальнейшее нам хорошо известно: военная операция повстанческой армии, которая проводится при поддержке западной коалиции, и расправа над «кровавым» диктатором.
После того как Международное энергетическое агентство объявило, что через двадцать лет США станут крупнейшим в мире экспортером энергии, многие стали предсказывать, что Америка уйдет с Ближнего Востока. Однако верится в это с трудом. Ведь нефть давно уже не является для США главной ставкой в ближневосточной игре.
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|