3 декабря Владимир Путин посетит с рабочим визитом Турецкую Республику для участия в третьем заседании российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня. Российско-турецкие переговоры будут происходить в непростой обстановке и прежде всего на сирийском направлении. 28 ноября в находящемся к юго-востоку от сирийской столицы городе Джарамана были совершены несколько новых крупных террористических актов, в результате которых погибли 34 человека, обнаружены останки еще 10 человек, 83 человека получили ранения различной степени тяжести. Российская сторона осудила «эти новые злодеяния террористов» «самым решительным образом».
В такой обстановке Анкара предпринимает на сирийском участке шаги, которые трудно расценить как стремление к разрядке напряжённости. По сообщениям, появившимся 28 ноября, уже начались работы по развёртыванию на территории Турции, в пограничных с Сирией районах, американских зенитно-ракетных комплексов Patriot… На сделанное ранее заявление МИД РФ о том, что данный акт приведет к эскалации напряженности в регионе [1] (в этот процесс вписываются и взаимоотношения Турции с Сирией, и конфликт между Израилем и сектором Газа), турецкое руководство ответило, что оно предпринимает такую меру исключительно в целях обороны и уже ранее размещало подобные установки на своей территории. Руководство Сирийской Арабской Республики со своей стороны обвинило Турцию в провокации.
В начале октября парламент Турции дал добро на проведение «трансграничных военных операций». Принятию этого решения парламентом предшествовало увольнение большого числа высокопоставленных генералов и офицеров турецкой армии – в первую очередь тех, кто выступали за преемственность в политике Турции по отношению к светским традициям Кемаля Ататюрка и были критически настроены по отношению к США.
По вопросу размещения ЗРК Patriot в Турции говорят, что это дело не быстрое и комплексы будут разворачиваться вместе с остальной военной техникой. Нужны радары, выбор места дислокации, решение об обслуживающем персонале. Однако факты указывают на то, что данный шаг явно просчитан и тянуть с реализацией задуманного не будут. Размещение ракетных комплексов создаст бесполетную зону над северной частью Сирии – правительственные ВВС будут уязвимы для ракет, а это даст дополнительные возможности террористам, которые в условиях горной местности смогут беспрепятственно наносить свои удары. Милитаризация сирийской границы с упором на противоракетные системы США и НАТО, учитывая позицию Москвы в этом вопросе, дружественным шагом по отношению к России не назовёшь.
Необходимо напомнить, что около года назад турецкое правительство заявило о намерении разместить у себя систему раннего ракетного предупреждения. Радар был введен в эксплуатацию в начале 2012 г. в г. Кюреджик, неподалеку от границы с Грузией и Арменией. И тогда Москва также расценила это как недружественный акт, заявив о необходимости ответных действий в ответ на развертывание ЕвроПРО.[2] По оценке некоторых обозревателей, турки пошли на это после ряда провалов в региональной политике. Анкара не смогла добиться извинений за инцидент с «флотилией свободы» от Тель-Авива, а Израиль совершил изощренный маневр, договорившись с греческим Кипром о разработке месторождений углеводородов на шельфе.[3] Как следствие, Анкара пошла на сближение с США в вопросах безопасности. Считается, что в договоренностях между двумя странами есть и секретная часть, которая, как предполагают, относится к российским и иранским интересам в регионе.
Надо упомянуть и о попытках Турции использовать в своей политике по отношению к России «мягкую силу». Речь идёт о распространении турецкого влияния на российский Северный Кавказ, в частности о деятельности мусульманской секты Фетуллаха Гюллена. До недавнего времени последователи Ф. Гюллена активно действовали также в Татарстане и Башкортостане,[4] а его сайт имеет страницу на русском языке, через которую ведется пропаганда так называемого «теплого» ислама.[5]
Не может не вызывать озабоченность и то, что взятый на вооружение в Турции пантюркизм означает расширение сферы турецкого влияния в Европе и Азии посредством экономических, культурных, языковых и религиозных связей. В государственных учреждениях Турции конца 1990-х – начала 2000-х гг. можно было увидеть карты, где указывалось, как влияние Турции охватывает другие страны с тюркским населением Евразии (включая отдельные регионы Российской Федерации на Кавказе и в Поволжье, а также Крымскую Автономную Республику Украины). И этот проект еще живет в умах некоторых представителей турецкого истеблишмента, рассчитывающих, что им удастся заключить с Вашингтоном сделку по контролю над Южной Евразией.[6]
Прозвучавшие недавно заявления о возможном создании транспортного коридора, который соединит Турцию и Северную Осетию (через Грузию), являются частью этих планов.[7] Вряд ли это только бизнес и ничего более. Ведь инциденты с участием в сирийском конфликте граждан постсоветских государств, которые используют Турцию в целях транзита, подтверждаются в последнее время новыми фактами.[8]
Окончательно не решен вопрос и с выдачей чеченских сепаратистов, которые на данный момент всё ещё находятся в Турции.
Учитывая всё это, хотелось бы лучше понять, как всё-таки, готовясь к заседанию российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня, в Анкаре видят основы этого сотрудничества.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+