США и Европейский союз «не требуют от Сербии признать Косово» - с такими словами обратилась к сербским и иностранным журналистам посетившая Белград госсекретарь США Хиллари Клинтон. Это заявление прозвучало после ее встречи с руководителями страны и потому может считаться главным итогом состоявшихся дискуссий. Сербский премьер Ивица Дачич не скрывал своего воодушевления. Он заявил о готовности правительства Сербии продолжить переговоры с Приштиной и выразил надежду, что они «будут увязаны с ускорением процесса нашей европейской интеграции».
Присутствие на переговорах верховного комиссара Евросоюза по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон носило скорее декоративный характер. «Независимость Косова» - американский проект, и Европейский союз не имеет по нему права решающего голоса. Заслуги госпожи Эштон в ходе нынешних белградских переговоров свелись к согласованию даты очередной встречи премьеров Сербии и Косово Ивицы Дачича и Хашима Тачи. Она должна состояться уже в ноябре. [1]
Почему же представительный западный десант отказался презентовать в Белграде свой заранее подготовленный проект всеобъемлющего соглашения, которое, по убеждению Вашингтона, уже в ближайшее время Белград и Приштина должны подписать на уровне президентов? Известный сербский аналитик Огнен Прибичевич (Ognjen Pribićević) не без оснований назвал намерение Хиллари Клинтон посетить Балканы за считанные дни до президентских выборов в США «немного странным». [2] Ощущение странности исчезло бы в том случае, если бы вышеуказанное соглашение было презентовано 30 октября в Белграде.
Однако этого не произошло. И главную причину такой «странности» можно усмотреть в появившихся у американской стороны в последний момент сомнениях насчет успеха вышеуказанного плана. Как известно, традиции американского политического истеблишмента исключают демонстрацию сомнений по поводу уже принятого решения, но в данном случае у Белого дома были основания поостеречься и немного притормозить, дабы у администрации Барака Обамы не произошёл бы на балканском направлении «фальстарт» - за несколько дней до президентских выборов в США.
Поводом для подобных опасений стало не вполне отвечающее планам и интересам США развитие ситуации как в Сербии, так и на косовской политической кухне. Последние опросы общественного мнения в Сербии демонстрируют готовность граждан страны отказаться от евроинтеграции, в случае если ценой за неё станет отказ от Косова. Это серьёзно. Явно опираясь на эти результаты, ужесточил свою позицию по косовскому вопросу президент Томислав Николич, заявивший, что, в случае навязанного его стране Евросоюзом выбора «между ЕС и Косовом», Сербия «откажется от европейского пути»… [3]
Другой фактор – рост напряженности на косовской политической сцене. Оппозиция ужесточает давление на правящую Демократическую партию Косова и лично Хашима Тачи, обвиняя его в ведении закулисных переговоров с Соединёнными Штатами и Евросоюзом. Косовская оппозиция считает, что готовящееся к подписанию соглашение противоречит прежним заявлениям правительства и содержит положения, нуждающиеся в прояснении. По выражению лидера радикального движения «Самоопределение» Альбина Курти, «совершенно ясно, что Тачи нуждается в Сербии. Он не может выжить без Сербии, потому что только таким путем он может остаться у власти и сохранить привлекательность для международного сообщества». А весь процесс нынешних консультаций вокруг брюссельских переговоров А.Курти назвал «торгом» и «преступным действом». [4] Как написала в связи с этим газета «Зери», своими действиями правительство Тачи «уже перешло красную черту», поставив под угрозу все прежние договоренности и собственные обещания насчет повестки дня переговоров с Белградом. [5]
Если бы достижение соглашения между Белградом и Приштиной были личным делом Хиллари Клинтон и Хашима Тачи, американская гостья не колебалась бы в предъявлении ультиматума Томиславу Николичу и Ивице Дачичу. Однако администрация Барака Обамы вынуждена учитывать как нарастающую неопределенность по поводу переизбрания нынешнего президента США, так и реальную угрозу перестройки косовского политикума. Последнее может не только лишить власти главных ставленников США в лице премьера Тачи и президента Атифете Яхъяги, но и ещё больше осложнить отношения между албанскими радикалами и западными «миротворцами».
А это - риск перерастания косовского вопроса в серьёзную евроатлантическую проблему. Прямо к нынешним переговорам Клинтон и Эштон в Белграде Европейский суд аудиторов ЕС, базирующийся в Люксембурге, обнародовал откровенный и весьма красноречивый доклад по поводу деятельности миссии EULEX в Косове. Доклад констатирует, что данная миссия оказалась неспособной взять под контроль преступность на территории Косова. Хотя за период с 2007 по 2011 годы Евросоюз потратил на это 680 млн. евро, отдача от вложенных денег оказалась «скромной», и «уровень организованной преступности остается высоким», констатирует аудит. [6] Нетрудно догадаться, какие подозрения вызывают такие цифры и такие результаты действий Евросоюза в Косове. Как тут не возникнуть дополнительным сомнениям в отношении «косовского проекта»?
_________________________________
[1] AFP 301918 GMT OCT 12
[2] Вечерње новости, 26.10.2012
[3] AFP 160839 GMT OCT 12
[4] Koha Ditore, 29.10.2012
[5] Zëri, 24.10.2012
[6] REUTERS 1944 301012 GMT