Представители стран БРИКС обсудили вопросы разделения сконцентрированной власти на глобальном уровне, одновременно решительно выступая за реформу международных органов.
На прошлых многосторонних встречах, подобных встречам стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) неоднократно звучали высказывания о необходимости справедливого и честного международного порядка. Многосторонняя организация подтвердила, что до тех пор, пока различные мировые игроки не начнут ориентировать свои действия и свою работу на многополярный мир, будет продолжаться всеобщее погружение в хаос и нестабильность.
Есть надежда, что вскоре будет устранена несговорчивость некоторых держав в этом вопросе. Это вызов глобального управления 21-го века.
25 сентября 2012 года министры иностранных дел стран БРИКС встретились в кулуарах Генеральной ассамблеи ООН. Среди обсуждаемых вопросов одним из важнейших и привлёкших наибольшее внимание был вопрос о реформировании ООН в целом и расширении Совета безопасности, в частности. Министр иностранных дел России подтвердил позицию своей страны в поддержке кандидатуры Индии как постоянного члена Совета безопасности.
Во время сессий ООН на другом многостороннем форуме, включающем в свой состав Индию, Бразилию, Германию и Японию (G4), также постоянного говорилось о расширении Совета безопасности ООН с целью сделать эту организацию действительно представительным органом объединённых стран мира.
На этом фоне важно проанализировать деятельность ООН по проведению международной политики с точки зрения выполнения благородных целей этой организации, заявленных шестьдесят пять лет назад. Устав Организации Объединенных Наций в значительной степени основан на нормативных аспектах международной политики. Он провозглашает равенство всех народов и уважение к ним. Но реальность доказывает обратное. ООН рассматривается скорее как разговорная опера или палата для провозглашений, где члены организации выражают свои крайние позиции, так, как если бы они одиноко стояли на пьедестале правды, или как на дуэльном поле, где соперники ссорятся друг с другом.
Более того, вся мощь принятия решений была передана членам, обладающим правом вето. Хотя членством в ООН обладают почти все страны мира, за исключением одной-двух, принятие решений – привилегия очень немногих. В этом заключается основное расхождение между высокими идеалами этой величественной организации и её реальной работой. Как отмечал известный индийский философ Шри Ауробиндо, подвергая критике Лигу наций (своего рода предшественница ООН) в своей пионерской работе «Идеальное единство человечества» – без подлинного равенства и честности в принятии решений международные организации будут весьма шаткими, независимо от того, насколько представительным будет членство в них. Та же критика в равной степени применима к работе ООН.
Важно также иметь в виду, что мир значительно изменился с момента основания ООН в 1945 году. Основным поводом для основания ООН после Второй мировой войны было предотвращение ещё одной катастрофической войны и поддержание стабильности в мире. Тогда мир ещё не был свободным от колониализма, сохранялась концентрация экономической власти на севере и огромная асимметрия между развитыми и развивающимися странами.
С момента своего основания и до окончания «холодной войны» организация была свидетелем политиканства соперничающих держав и использования ими платформы ООН в своих интересах. Сейчас ситуация изменилась. Во-первых, окончена «холодная война». Во-вторых, ООН расширила свою роль, теперь это не только механизм предотвращения войны, организация взяла на себя ответственность за развитие человечества, окружающую среду, права женщин и т. д.
Во-вторых, что не менее важно, асимметрия в глобальном распределении власти сократилась. Подъём стран БРИКС подтверждает это. БРИКС выступает за расширение власти на глобальном уровне и ратует за реформы международных организаций –Мирового банка, Международного валютного фонда, ООН и Совета безопасности. Эти страны доказывают необходимость не только политической децентрализации власти, но и экономической децентрализации власти в глобальном управлении. Такие члены БРИКС, как Индия и Китай, сделали большие шаги в развитии, и голос глобального юга звучит всё громче.
Таким образом, расширение дебатов о глобальном управлении имеет большое значение в контексте БРИКС и других многосторонних организаций. В последнее время в академических дискуссиях концепция глобального управления стала основной темой. Это позитивный фактор, он свидетельствует о возрастании понимания некоторыми из глобальных игроков неуправляемого характера глобальных проблем, будь то изменения климата, религиозный фундаментализм и экстремизм, культурная нетерпимость или финансовые кризисы. Эти проблемы превосходят компетенцию любой отдельной страны, какой бы сильной она ни была. При отсутствии координации между членами ООН эти проблемы будут становиться с каждым днём всё более устрашающими.
Одно только провозглашение честного мирового порядка не будет работать. Необходимы две фундаментальные перемены в глобальном процессе принятия решений. Во-первых, предоставление растущим державам права участия в этом процессе. Во-вторых, как следствие первого, необходимо признание того, что эти проблемы не национальные или региональные, они шире границ национальных государств.
Возьмём случай Афганистана. Начиная с 19 века, когда британцы пытались подчинить себе афганские власти, и до наших дней, афганская проблема представляет собой некий гордиев узел, не поддающийся механизму воздействия со стороны ни одной из стран, какой бы мощной она ни была. Необходимо признать, что это глобальная проблема, следовательно, она требует глобальных усилий. Так же обстоит дело с изменением климата. И то же относится к религиозному фундаментализму и экстремизму, или даже морскому пиратству. Эти глобальные вопросы требуют широкого рассмотрения, международной процедуры принятия решений и вовлечения в неё восходящих держав Юга.
БРИКС способен играть позитивную роль в создании справедливого мирового порядка. Индийский министр иностранных дел Ранджан Матхай, говоря в кулуарах ООН о поддержке России, выразил намерения Индии «активно взаимодействовать с участниками переговоров на межправительственном уровне по вопросу реформирования Совета безопасности и стремиться к скорейшему расширению Совета, в отношении как постоянного, так и непостоянного состава». Группа G4 также поддерживает эту линию, высказываясь за необходимость «совместного создания политического импульса для начала процесса реформирования» Организации Объединённых Наций.
Можно надеяться, что сопротивление некоторых стран этому процессу реформирования в ближайшее время исчезнет. Это веление времени в отношении глобального управления в 21 веке. Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|