В нарастающем долговом кризисе Греция стала страной нарицательной. Из старых членов ЕС эта страна первой обратилась в Брюссель за финансовой помощью. Говорят, что греческий дефолт вызовет цепную реакцию банкротств, неизбежно ведущих к развалу Европейского союза. Лично я много лет интересовался историей и культурой этой необыкновенной страны, неоднократно там бывал. Кроме того, сейчас в Греции проживает порядка полумиллиона наших соотечественников из бывшего СССР – в Афинах можно запросто объясниться на русском. Тем важнее найти ответ на вопрос, почему именно эта страна стала слабым звеном Европы.
Под управлением великих держав
Чтобы понять происходящее в современной Греции, следует обратиться не к известным по школьным учебникам славным временам античности, а заглянуть к относительно недавнее прошлое. На протяжении четырех столетий в условиях турецкого ига греки на своей земле были людьми второго сорта. Что сказалось на развитии национальной культуры и образования. Оставляла желать лучшего экономика. В результате территория современной Греции превратилась в задворки Европы. В эти непростые времена греков объединяли верность вековечным традициям и православию. В настоящее время Греция является единственной страной в Европе, где законодательно закреплена особая связь государства с православной церковью.
Страна обрела независимость в 1830-е в результате долгой и кровопролитной войны, когда вмешавшиеся в греко-турецкий конфликт Великобритания, Франция и Россия заставили Османскую империю признать независимость Греции. Впрочем, благородство великих держав имело свои границы. Независимость получили не все греческие земли. Наиболее богатые населенные греками территории остались в составе Турции.
Главные политические вопросы страны решались не в Афинах, а в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге, Вене и Берлине. На международных конференциях по урегулированию «греческих вопросов» делегациям самой Греции была уготована роль статистов. В результате королем православной страны стал немец-католик из Баварии. Которого позже сменили представители датской правящей династии.
Долгое время Греция оставалась полуколонией великих держав, которых мало заботило развитие страны и положение ее населения. В 1844 году Греции была дарована конституция и создан парламент, которым заправляли территориально-семейные кланы. Парламентские выборы проходили с многочисленными нарушениями – подтасовкой голосов и запугиванием избирателей. Политики, победившие на выборах, тут же пристраивали на ключевые посты своих родственников и приближенных. Бурные парламентские заседания нередко заканчивались рукоприкладством. При относительно небольшой территории Афины контролировали не всю страну. В отдаленных горных районах свободно орудовали банды, промышлявшие захватом заложников с целью получения выкупа.
Первый дефолт
Попытка превратить Грецию в современную европейскую страну относится к концу XIX века. Правительство предприняло либеральные реформы, нацеленные на развитие промышленности, строительство дорог... На что требовалось много денег, которых катастрофически не хватало. Средства брали в долг у банков тех же великих держав. Однако обогатиться на греческих кредитах банкирам преуспевающего Запада не удалось.
Государственный долг возрос настолько, что в 1893 году Греция была вынуждена объявить дефолт. Оставшиеся ни с чем кредиторы установили над Грецией внешнее управление... Что-то до боли знакомое, не так ли?
Трагический XX век
С момента объявления независимости греки мечтали собрать в одном государстве все греческие земли. В начале XX века удалось присоединить северные территории с богатым городом Салоники. Попытка присоединить Константинополь (теперь Стамбул) и населенные греками западные окраины Малой Азии закончилась катастрофой 1922 года. Греция проиграла войну с Турцией – греческому населению пришлось бежать с насиженных мест. В одной Смирне (преимущественно греческом городе в Малой Азии) турки вырезали около 250 тыс. человек. На территории собственно Греции спаслись более полутора миллионов беженцев, обреченные на новом месте на жизнь в нечеловеческих условиях.
В годы Второй мировой Грецию оккупировали нацисты. После их ухода началась гражданская война: коммунисты сражались с правым пробританским правительством. Согласно разделу мира в Ялте и Потсдаме Греция оказалась в зоне интересов Запада, поэтому сталинский СССР не вмешивался в происходящее, некоторая помощь левым шла лишь из Югославии.
Война закончилась в 1949 году победой правых, после чего в стране еще долго сохранялось военное положение. Да и после его отмены страну лихорадило: частая смена правительства, приход к власти военных хунт... Обнищавшие люди стремились эмигрировать в США и другие богатые страны.
Развитие по-гречески
В силу выгодного геостратегического положения Греция в 1953 году стала членом НАТО. На волне демократизации и экономического подъема, наметившегося после крушения в 1974 году режима «черных полковников», Греция в 1981 году приняли в ЕС. Казалось бы, вот сейчас должно начаться процветание! Оно и началось. Но не сразу и совсем не так, как записано в хартиях ЕС.
Богатые страны Европы особо не заботились об экономическом развитии многострадальной страны Балканского полуострова. При дешевизне местной рабочей силы золотой дождь инвестиций не оросил засушливую местную почву: промышленность пребывала в стагнации, сельское хозяйство работало исключительно на внутренний рынок. В этой непростой ситуации греческие власти решили сделать акцент на развитии туризма. Благо в Греции есть на что смотреть. От богатейшего наследия античности до православных святынь, плюс теплое море и прекрасные пляжи.
Однако одним туризмом страну не поднять. Вдобавок непростые отношения с Турцией требовали тратить миллиарды евро на содержание боеспособных вооруженных сил, что стало непомерным бременем для небогатого государства. Между тем положение страны-члена ЕС обязывало подтягивать уровень жизни к среднеевропейскому... Где-то здесь в середине 1980-х греческая политическая элита и нашла палочку-выручалочку – неуклонное увеличение государственных расходов на пенсии, социальные программы и зарплаты госчиновников, покрывавшееся устойчивым ростом государственного долга. На что до поры до времени структуры ЕС смотрели сквозь пальцы.
На себя оборотившись
Похожие проблемы возникли не только у Греции. И не только на юге Европы. Многие застаревшие греческие недуги можно с легкостью диагностировать и в Латвии – на уровне государства, общества и экономики.
И неправда, что греки патологически ленивы и все их беды объясняются нежеланием работать. Стоит вспомнить, что именно греки поддерживали торговлю в Османской империи. Греки, оказавшиеся в эмиграции, как правило, становились успешными бизнесменами. Другое дело, что многовековое существование в условиях иноземного ига не прошло даром. Чтобы выжить, грекам приходилось лавировать и обманывать. Эта традиция сейчас отчетливо прослеживается в поведении многих греческих политиков, которым удавалось годами дурачить брюссельскую бюрократию подтасованной статистикой.
Конечно, жители этой страны сильно от нас отличаются. Прежде всего по темпераменту. Греки умеют радоваться жизни, открыты для общения, готовы помогать ближнему. Видимо, именно в силу южного темперамента они сейчас так активно протестуют против всех «реформ», предлагаемых Брюсселем и МВФ.
Если вопрос с долгами останется нерешенным, Греция станет первой – и отнюдь не последней – ласточкой в череде национальных банкротств. При этом некоторые из прозвучавших «суровых рецептов» типа изгнания из зоны евро не столько покарают Грецию, сколько подорвут основы общего европейского дома. При том, что ответственность за сложившуюся ситуацию должны нести не только привыкшие к тучной еврожизни в кредит греки, но и потворствовавшие им европейские чиновники. Теперь они наконец вылечились от близорукости и настаивают на применении «самых жестких мер».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #3 написал: virginiya100 (26 октября 2012 00:17) Статус: |
Европа сходит с ума от старости В ближайшем будущем мы, очевидно, увидим массовую протестную активность и рост влияния ультралевых и ультраправых группировок
Европейские страны охватила эпидемия протеста. Люди выходят на улицы, требуя от правительств любой ценой вернуть им привычный уровень жизни. Однако это в принципе невозможно — ведь Европа и так давно живет не по средствам.
Общий долг еврозоны по итогам 2012 года составит 91,8% ВВП. В 2013 году он вырастет до 92,6%. Рекордсмены по задолженности — Испания (80,9% ВВП в нынешнем и 87% в следующем году), Италия (123,5% и 121,8%) и, естественно, Греция (160,6% и 168,0%). Для сравнения, госдолг США — 103,8% ВВП. Однако долги Штатов "дешевы", и расходы на их обслуживание составляют лишь 2% ВВП. У той же Испании с ее дорогими и краткосрочными долговыми обязательствами они значительно выше. При этом госдолг составляет лишь вершину айсберга – долги местных властей, корпораций, и, наконец, домохозяйств в разы превышают государственные "обременения". Так, общий долг Греции составляет 400% ВВП — страна не сможет расплатиться по нему никогда.
Как образовались эти долги? Наиболее фундаментальный фактор, который продолжит давить на европейскую экономику – быстрое изменение соотношения числа работающих и "иждивенцев", прежде всего пенсионеров (так называемый коэффициент демографической поддержки). Население Европы быстро стареет — за 1995-2010 годы средний возраст в 27-ми странах ЕС увеличился с 36,5 до 40,9 лет. С практической точки зрения это означает, что в "рекордной" Италии на 100 работающих приходится 34 пенсионера. Дальше будет хуже: к 2025 году средний возраст в ЕС достигнет 45 лет, к 2030-му – 48-ми. Между тем, современные пенсионные системы формировались в период, когда в самой "старой" на тот момент Швеции средний возраст составлял лишь 36 лет.
Полностью предотвратить старение населения неспособно даже увеличение иммиграции в разы. Между тем, европейский обыватель все охотнее голосует за ультраправые партии, выступающие за ее ограничение.
Очевидно, что низкая рождаемость уничтожила "государство всеобщего благоденствия". Однако попытки властей скорректировать пенсионное законодательство ожидаемо сталкиваются с яростным сопротивлением. Так, повышение пенсионного возраста с 60 до 62 лет во Франции спровоцировало масштабные протесты. Было проведено шесть общенациональных забастовок, в которых принимали участие до 3,5 млн человек. "Антуражем" для них стали массированные перебои на транспорте и топливный кризис, спровоцированный забастовкой работников нефтеперерабатывающей отрасли. Ежедневные убытки достигали 400 млн евро. Масштабным был и уличный протест. Наконец, Саркози расстался с президентским креслом, а избирателей "качнуло" влево. Аналогичная ситуация наблюдалась в Испании – увеличение пенсионного возраста стоило правящей партии разгромного результата на парламентских выборах, а премьер Сапатеро даже не пытался выставить на них свою кандидатуру.
На общую тенденцию накладываются ситуативные факторы. Пока кредиты были дешевы, трещины в здании "государства всеобщего благоденствия" маскировались заемными деньгами. Однако кризис 2008 года привел к удорожанию кредитов. Параллельно выросли расходы – правительствам пришлось вливать деньги в экономику и поддерживать банковские системы. В итоге это привело как к раздуванию абсолютных размеров долга, так и к резкому удорожанию его обслуживания. Чтобы расплатиться, придется снижать социальные расходы.
При этом начальная фаза демографического кризиса в Европе "благополучно" уживается с высокой безработицей, способной поставить достаточно "горючего материала" для протестов. Во многих странах ЕС безработица даже до кризиса была выше "естественного" уровня (во Франции – в среднем 9%, в Италии – 8%, в Испании – 10%). Почти половину безработных составляла молодежь. Причин тому несколько. Наиболее фундаментальная – демография. Хотя доля пенсионеров устойчиво растет достаточно давно, спад численности трудоспособного населения в странах ЕС – явление новое, и рынок труда еще не успел полностью ощутить его последствия.
Ситуация усугубляется институциональными факторами. С одной стороны, работник в "социалистической" континентальной Европе нанимается не без проблем, и с еще большим трудом увольняется. В итоге работодатели "осторожничают", а проблемы с увольнением пожилых работников увеличивают специфически молодежную безработицу. С другой стороны, развитые системы социального обеспечения почти нивелируют разницу в доходах людей, которые не работают вообще, и тех, кто имеет низкооплачиваемую работу. В итоге формируется слой полудобровольных безработных, предпочитающих спокойно сидеть на шее у государства (вопреки мифу, среди "белого" населения такой способ существования распространен едва ли не больше, чем среди иммигрантов).
Кризис вполне ожидаемо породил новую волну безработицы — ее уровень в среднем по ЕС вырос до 10,5%, среди молодежи — до 22,5% ( в сложных экономических условиях работодатели неохотно берут неопытных сотрудников). В Испании безработица достигла 24,1% и 52,9% соответственно, в Греции – 21,1% и 53,8%), Италии – 10,7% и 35,3%, в "благополучной" Франции — 10% и 23,4%.
Какие действия предпринимают власти в сложившейся ситуации?
Италия намерена сократить расходы на 4,5 млрд евро в этом году, на 10,5 млрд — в 2013-м, и на 11 — в 2014-м. Экономить планируется на здравоохранении, образовании и социальном обеспечении. Сокращению подвергнутся сотрудники государственного сектора. При этом вместо прямых увольнений планируется использовать схему, в которой сочетается прекращение найма с поощрением досрочного выхода на пенсию (между тем, страна и так держит лидерство по количеству пенсионеров младше 60 лет). Параллельно Рим увеличивает фискальное давление – налог с продаж будет увеличен на 2% (сейчас он составляет 10-21%).
Испания планирует сократить расходы на 13 млрд евро только в этом году. К 2014-му они должны быть сокращены на 65 млрд. "Расходы министерств" урежут в среднем на 12% — за этим обтекаемым выражением, кроме всего прочего, скрывается уменьшение ассигнований на образование и здравоохранение, а также семипроцентное сокращение зарплаты госслужащих. На 10% меньше станут пособия по безработице. Наконец, сворачивается господдержка промышленности – так, субсидии угольщикам уже сокращены на 63%. Параллельно увеличиваются налоги. Ставку НДС планируется поднять с 18 до 21%. Так как НДС закладывается в цену товара, в среднем расходы испанцев вырастут на 450 евро в месяц. Отменяются льготы по налогу на имущество, будет увеличен налог на прирост краткосрочного капитала (под него подпадают не только финансовые операции, но и, например, доходы от продажи недвижимости). Параллельно испанское правительство повысило пенсии – хотя и символически, на 1% — несмотря на требования Брюсселя заморозить или сократить их.
Франция не столько снижает расходы, сколько повышает налоги – они должны принести казне 20 млрд евро, в то время как снижение расходов — 16,9 млрд (несмотря на то, что госрасходы сейчас составляют чудовищные 56% ВВП). 9,6 млрд в доходную часть бюджета должно поступить от бизнеса. Намечено усилить налогообложение банковского и топливно-энергетического сектора, однако основной вклад должно внести пятипроцентное общее увеличение налогов на весь крупный бизнес. Между тем, налог на корпорации во Франции и без того один из самых высоких в Европе (33% против 12,4% в Ирландии). Отменяются налоговые льготы, действующие в период погашения кредитов, для крупных компаний. НДС будет увеличен с 5 до 7,5%. Наконец, будут ужесточены экологические требования и увеличены сборы за их нарушение. Еще 6,2 млрд должно принести усиление фискального давления на состоятельных французов. Налог на личные доходы, превышающие 1,3 млн евро, намечено поднять со "стандартных" 41% до "космических" 75%, на доходы, превышающие 71 тыс. – до 44-45%. Будут увеличены налоги на дивиденды и краткосрочный прирост капитала. Расходную часть бюджета намечено сократить, в частности, путем урезания расходов на госаппарат – ежегодно предполагается сокращать по 2,5% госслужащих, траты на их содержание уменьшатся на 10%. Социальные расходы будут сокращены на 2,5 млрд, расходы на здравоохранение – урезаны на 2,5%. Пенсионная система затронута не будет.
Итак, каковы выводы? Европейские политики хорошо усвоили "урок Саркози": пенсионное законодательство выступает в роли священной коровы, на которую ни у кого не поднимается рука. Электоральное влияние избирателей старших возрастов и собственно пенсионеров уже сейчас преобладает – и "атака" на их интересы граничит с политическим самоубийством. По мере старения населения эта ситуация будет только усугубляться – при этом чем дольше будут откладываться пенсионные реформы, тем выше будет их политическая цена. В итоге правительства либо игнорируют надвигающийся кризис пенсионных систем, либо… углубляют его собственными усилиями, как в случае со "штампующим" досрочных пенсионеров правительством Италии. В то же время запрет на наем новых работников прямо бьет по интересам входящей на рынок труда молодежи – и эту ситуацию можно считать типичной. Испания и Италия вполне единодушно снижают расходы на образование, финансовая помощь роженицам отменена в Испании еще в 2011 году, во Франции кампания по отмене налоговых льгот непосредственно затрагивает состоятельные многодетные семьи.
Далее, в попытках обойти проблему пенсионного кризиса европолитики откровенно душат и без того находящуюся не в лучшей форме экономику. Драконовское повышение налогов на бизнес во Франции происходит на фоне нулевого экономического роста, менее свирепые инициативы Италии и Испании – на фоне откровенного спада (по итогам года прогнозируется потеря 2,6 и 1,7% ВВП соответственно). Между тем, чтобы просто стабилизировать уровень безработицы, той же Франции необходимо расти на 1% в год. Иными словами, спасая пенсионные системы, правительства де-факто стимулируют увеличение безработицы.
Другим способом подорвать свою налогооблагаемую базу служат французские перераспределительные инициативы, один слух о которых спровоцировал массовый исход "буржуев" из страны. Их реализация на практике, безусловно, еще более усилит этот процесс. Очевидным следствием этого станет очередной виток сокращения госрасходов – естественно, не за счет пенсионной системы.
Иными словами, ситуация в Европе в скрытой форме содержит "конфликт отцов и детей". Системные политические силы, безусловно, не пойдут против интересов "отцов" — это ключевой компонент электората. Как следствие — можно ожидать всплеск уличной молодежной активности и массовую поддержку несистемных политических сил. Таких, как греческая коалиция партий СИРИЗА, объединяющая элементы вплоть до троцкистов и маоистов и получившая на июньских выборах в парламент 26,89% голосов (в 2007-м – 5%). На тех же выборах с 6,9% голосов прошел в парламент ультраправый "Золотой восход", демонстрирующий занимательный букет из ультранационализма, расизма и антииммигрантской риторики.
В ближайшем будущем мы, очевидно, увидим массовую протестную активность и рост влияния ультралевых и ультраправых группировок. При этом наличие массы безработной молодежи делает ситуацию похожей если не на "арабскую весну", то, по крайней мере, на французский "Красный май" 1968-го, увенчавшийся отставкой де Голля.
Делать более отдаленные прогнозы сейчас бессмысленно – неясен ни масштаб, ни продолжительность кризиса еврозоны. Тем не менее, неизбежный демонтаж нынешней системы пенсионного обеспечения однозначно спровоцирует очередной виток нарастания социальной напряженности. При этом европейским элитам на сей раз придется противостоять ключевому электорату, жизненно важные интересы которого окажутся под угрозой. Все это чревато кризисом представительной демократии и развитием авторитарных тенденций. http://rus.ruvr.ru/2012_10_12/Evropa-shodit-s-uma-ot-starosti/
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Будто все проблемы Европы от взрослеющего населения. Какая чушь! Конечно, это проблема, но не первого порядка, и даже не второго.
Как говориться: здрасти!
Ко мне то Вы почему с этим обращаетесь? Я здесь не автор статьи и не носитель этих мыслей.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1108
Рейтинг поста:
Будто все проблемы Европы от взрослеющего населения. Какая чушь! Конечно, это проблема, но не первого порядка, и даже не второго.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
В ближайшем будущем мы, очевидно, увидим массовую протестную активность и рост влияния ультралевых и ультраправых группировок
Европейские страны охватила эпидемия протеста. Люди выходят на улицы, требуя от правительств любой ценой вернуть им привычный уровень жизни. Однако это в принципе невозможно — ведь Европа и так давно живет не по средствам.
Общий долг еврозоны по итогам 2012 года составит 91,8% ВВП. В 2013 году он вырастет до 92,6%. Рекордсмены по задолженности — Испания (80,9% ВВП в нынешнем и 87% в следующем году), Италия (123,5% и 121,8%) и, естественно, Греция (160,6% и 168,0%). Для сравнения, госдолг США — 103,8% ВВП. Однако долги Штатов "дешевы", и расходы на их обслуживание составляют лишь 2% ВВП. У той же Испании с ее дорогими и краткосрочными долговыми обязательствами они значительно выше. При этом госдолг составляет лишь вершину айсберга – долги местных властей, корпораций, и, наконец, домохозяйств в разы превышают государственные "обременения". Так, общий долг Греции составляет 400% ВВП — страна не сможет расплатиться по нему никогда.
Как образовались эти долги?
Наиболее фундаментальный фактор, который продолжит давить на европейскую экономику – быстрое изменение соотношения числа работающих и "иждивенцев", прежде всего пенсионеров (так называемый коэффициент демографической поддержки). Население Европы быстро стареет — за 1995-2010 годы средний возраст в 27-ми странах ЕС увеличился с 36,5 до 40,9 лет. С практической точки зрения это означает, что в "рекордной" Италии на 100 работающих приходится 34 пенсионера. Дальше будет хуже: к 2025 году средний возраст в ЕС достигнет 45 лет, к 2030-му – 48-ми. Между тем, современные пенсионные системы формировались в период, когда в самой "старой" на тот момент Швеции средний возраст составлял лишь 36 лет.
Полностью предотвратить старение населения неспособно даже увеличение иммиграции в разы. Между тем, европейский обыватель все охотнее голосует за ультраправые партии, выступающие за ее ограничение.
Очевидно, что низкая рождаемость уничтожила "государство всеобщего благоденствия". Однако попытки властей скорректировать пенсионное законодательство ожидаемо сталкиваются с яростным сопротивлением. Так, повышение пенсионного возраста с 60 до 62 лет во Франции спровоцировало масштабные протесты. Было проведено шесть общенациональных забастовок, в которых принимали участие до 3,5 млн человек. "Антуражем" для них стали массированные перебои на транспорте и топливный кризис, спровоцированный забастовкой работников нефтеперерабатывающей отрасли. Ежедневные убытки достигали 400 млн евро. Масштабным был и уличный протест. Наконец, Саркози расстался с президентским креслом, а избирателей "качнуло" влево. Аналогичная ситуация наблюдалась в Испании – увеличение пенсионного возраста стоило правящей партии разгромного результата на парламентских выборах, а премьер Сапатеро даже не пытался выставить на них свою кандидатуру.
На общую тенденцию накладываются ситуативные факторы. Пока кредиты были дешевы, трещины в здании "государства всеобщего благоденствия" маскировались заемными деньгами. Однако кризис 2008 года привел к удорожанию кредитов. Параллельно выросли расходы – правительствам пришлось вливать деньги в экономику и поддерживать банковские системы. В итоге это привело как к раздуванию абсолютных размеров долга, так и к резкому удорожанию его обслуживания. Чтобы расплатиться, придется снижать социальные расходы.
При этом начальная фаза демографического кризиса в Европе "благополучно" уживается с высокой безработицей, способной поставить достаточно "горючего материала" для протестов. Во многих странах ЕС безработица даже до кризиса была выше "естественного" уровня (во Франции – в среднем 9%, в Италии – 8%, в Испании – 10%). Почти половину безработных составляла молодежь. Причин тому несколько. Наиболее фундаментальная – демография. Хотя доля пенсионеров устойчиво растет достаточно давно, спад численности трудоспособного населения в странах ЕС – явление новое, и рынок труда еще не успел полностью ощутить его последствия.
Ситуация усугубляется институциональными факторами. С одной стороны, работник в "социалистической" континентальной Европе нанимается не без проблем, и с еще большим трудом увольняется. В итоге работодатели "осторожничают", а проблемы с увольнением пожилых работников увеличивают специфически молодежную безработицу. С другой стороны, развитые системы социального обеспечения почти нивелируют разницу в доходах людей, которые не работают вообще, и тех, кто имеет низкооплачиваемую работу. В итоге формируется слой полудобровольных безработных, предпочитающих спокойно сидеть на шее у государства (вопреки мифу, среди "белого" населения такой способ существования распространен едва ли не больше, чем среди иммигрантов).
Кризис вполне ожидаемо породил новую волну безработицы — ее уровень в среднем по ЕС вырос до 10,5%, среди молодежи — до 22,5% ( в сложных экономических условиях работодатели неохотно берут неопытных сотрудников). В Испании безработица достигла 24,1% и 52,9% соответственно, в Греции – 21,1% и 53,8%), Италии – 10,7% и 35,3%, в "благополучной" Франции — 10% и 23,4%.
Какие действия предпринимают власти в сложившейся ситуации?
Италия намерена сократить расходы на 4,5 млрд евро в этом году, на 10,5 млрд — в 2013-м, и на 11 — в 2014-м. Экономить планируется на здравоохранении, образовании и социальном обеспечении. Сокращению подвергнутся сотрудники государственного сектора. При этом вместо прямых увольнений планируется использовать схему, в которой сочетается прекращение найма с поощрением досрочного выхода на пенсию (между тем, страна и так держит лидерство по количеству пенсионеров младше 60 лет). Параллельно Рим увеличивает фискальное давление – налог с продаж будет увеличен на 2% (сейчас он составляет 10-21%).
Испания планирует сократить расходы на 13 млрд евро только в этом году. К 2014-му они должны быть сокращены на 65 млрд. "Расходы министерств" урежут в среднем на 12% — за этим обтекаемым выражением, кроме всего прочего, скрывается уменьшение ассигнований на образование и здравоохранение, а также семипроцентное сокращение зарплаты госслужащих. На 10% меньше станут пособия по безработице. Наконец, сворачивается господдержка промышленности – так, субсидии угольщикам уже сокращены на 63%. Параллельно увеличиваются налоги. Ставку НДС планируется поднять с 18 до 21%. Так как НДС закладывается в цену товара, в среднем расходы испанцев вырастут на 450 евро в месяц. Отменяются льготы по налогу на имущество, будет увеличен налог на прирост краткосрочного капитала (под него подпадают не только финансовые операции, но и, например, доходы от продажи недвижимости). Параллельно испанское правительство повысило пенсии – хотя и символически, на 1% — несмотря на требования Брюсселя заморозить или сократить их.
Франция не столько снижает расходы, сколько повышает налоги – они должны принести казне 20 млрд евро, в то время как снижение расходов — 16,9 млрд (несмотря на то, что госрасходы сейчас составляют чудовищные 56% ВВП). 9,6 млрд в доходную часть бюджета должно поступить от бизнеса. Намечено усилить налогообложение банковского и топливно-энергетического сектора, однако основной вклад должно внести пятипроцентное общее увеличение налогов на весь крупный бизнес. Между тем, налог на корпорации во Франции и без того один из самых высоких в Европе (33% против 12,4% в Ирландии). Отменяются налоговые льготы, действующие в период погашения кредитов, для крупных компаний. НДС будет увеличен с 5 до 7,5%. Наконец, будут ужесточены экологические требования и увеличены сборы за их нарушение. Еще 6,2 млрд должно принести усиление фискального давления на состоятельных французов. Налог на личные доходы, превышающие 1,3 млн евро, намечено поднять со "стандартных" 41% до "космических" 75%, на доходы, превышающие 71 тыс. – до 44-45%. Будут увеличены налоги на дивиденды и краткосрочный прирост капитала. Расходную часть бюджета намечено сократить, в частности, путем урезания расходов на госаппарат – ежегодно предполагается сокращать по 2,5% госслужащих, траты на их содержание уменьшатся на 10%. Социальные расходы будут сокращены на 2,5 млрд, расходы на здравоохранение – урезаны на 2,5%. Пенсионная система затронута не будет.
Итак, каковы выводы? Европейские политики хорошо усвоили "урок Саркози": пенсионное законодательство выступает в роли священной коровы, на которую ни у кого не поднимается рука. Электоральное влияние избирателей старших возрастов и собственно пенсионеров уже сейчас преобладает – и "атака" на их интересы граничит с политическим самоубийством. По мере старения населения эта ситуация будет только усугубляться – при этом чем дольше будут откладываться пенсионные реформы, тем выше будет их политическая цена. В итоге правительства либо игнорируют надвигающийся кризис пенсионных систем, либо… углубляют его собственными усилиями, как в случае со "штампующим" досрочных пенсионеров правительством Италии. В то же время запрет на наем новых работников прямо бьет по интересам входящей на рынок труда молодежи – и эту ситуацию можно считать типичной. Испания и Италия вполне единодушно снижают расходы на образование, финансовая помощь роженицам отменена в Испании еще в 2011 году, во Франции кампания по отмене налоговых льгот непосредственно затрагивает состоятельные многодетные семьи.
Далее, в попытках обойти проблему пенсионного кризиса европолитики откровенно душат и без того находящуюся не в лучшей форме экономику. Драконовское повышение налогов на бизнес во Франции происходит на фоне нулевого экономического роста, менее свирепые инициативы Италии и Испании – на фоне откровенного спада (по итогам года прогнозируется потеря 2,6 и 1,7% ВВП соответственно). Между тем, чтобы просто стабилизировать уровень безработицы, той же Франции необходимо расти на 1% в год. Иными словами, спасая пенсионные системы, правительства де-факто стимулируют увеличение безработицы.
Другим способом подорвать свою налогооблагаемую базу служат французские перераспределительные инициативы, один слух о которых спровоцировал массовый исход "буржуев" из страны. Их реализация на практике, безусловно, еще более усилит этот процесс. Очевидным следствием этого станет очередной виток сокращения госрасходов – естественно, не за счет пенсионной системы.
Иными словами, ситуация в Европе в скрытой форме содержит "конфликт отцов и детей". Системные политические силы, безусловно, не пойдут против интересов "отцов" — это ключевой компонент электората. Как следствие — можно ожидать всплеск уличной молодежной активности и массовую поддержку несистемных политических сил. Таких, как греческая коалиция партий СИРИЗА, объединяющая элементы вплоть до троцкистов и маоистов и получившая на июньских выборах в парламент 26,89% голосов (в 2007-м – 5%). На тех же выборах с 6,9% голосов прошел в парламент ультраправый "Золотой восход", демонстрирующий занимательный букет из ультранационализма, расизма и антииммигрантской риторики.
В ближайшем будущем мы, очевидно, увидим массовую протестную активность и рост влияния ультралевых и ультраправых группировок. При этом наличие массы безработной молодежи делает ситуацию похожей если не на "арабскую весну", то, по крайней мере, на французский "Красный май" 1968-го, увенчавшийся отставкой де Голля.
Делать более отдаленные прогнозы сейчас бессмысленно – неясен ни масштаб, ни продолжительность кризиса еврозоны. Тем не менее, неизбежный демонтаж нынешней системы пенсионного обеспечения однозначно спровоцирует очередной виток нарастания социальной напряженности. При этом европейским элитам на сей раз придется противостоять ключевому электорату, жизненно важные интересы которого окажутся под угрозой. Все это чревато кризисом представительной демократии и развитием авторитарных тенденций.
http://rus.ruvr.ru/2012_10_12/Evropa-shodit-s-uma-ot-starosti/