В ноябре президент Путин намерен посетить Дели. Вокруг этой поездки в мировых СМИ уже накручено немало разного рода спекуляций. Например, возникли конкурентные страсти вокруг прокладки газопроводов в Южную Азию, или взять историю задержки с передачей индийскому флоту модернизированного авианосца «Викрамадитья» (бывшего «Адмирала Горшкова»). Вспоминают и о неожиданном переносе первого в истории российско-пакистанских отношений визита президента России в Исламабад. В общем, у российско-индийской дружбы хватает недоброжелателей. Тем не менее, этому визиту в обеих странах придают особое значение: и в Москве, и в Дели. Эксперты уже говорят о необходимости «перезагрузки» российско-индийских отношений.
Связи между нашими странами изначально складывались в весьма позитивном ключе. Советский Союз признал Индию в качестве субъекта международного права еще в апреле 1947 года, за четыре месяца до провозглашения независимости страны. Согласитесь, это дорогого стоит.
Индийское направление долгое время оставалось особым приоритетом для внешней политики нашей страны - за исключением периода козыревской дипломатии первой половины 1990-х. Прозападный уклон той поры грозил превратиться в ахиллесову пяту российского руководства. Что касается отношений с Индией, то положение изменилось сразу после прихода к власти Владимира Путина. С 2000 года лидеры двух стран стали проводить ежегодные саммиты.
Эти встречи охватывают весьма широкий круг вопросов: политическое, экономическое, военно-техническое сотрудничество, борьба с терроризмом, пути разрешения региональных кризисов (Кашмир, Афганистан, постоянная напряженность в Персидском заливе, Ближний Восток и т.д.)
Времена меняются, партнеры остаются
Однако последнее время встал вопрос о том, что нашим странам необходимо снова «перезагрузить» отношения. Дело не только в нереализованных совместных проектах или внешнеполитических интригах «третьих стран». За прошедшие годы глобальная система международных отношений кардинально изменилась, и, следовательно, Москва и Дели не могут на это не реагировать. Появилось слишком много новых вызовов и угроз.
По мнению руководителя Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян, стоит начать хотя бы с того, что теракты 11 сентября 2001 года в США вызвали мощную ответную реакцию, приведшую к глобальным переменам в международных отношениях. Последовавшие события в Афганистане получили не только региональное значение - они повлияли на весь мир. Как, впрочем, и война в Ираке, или общемировые финансово-экономические потрясения.
Татьяна Шаумян выделила также серьезные изменения в американо-индийских отношениях, приведшие к «стратегическому сближению» Дели и Вашингтона, а также недавние перевороты в арабском мире (именуемые во многих СМИ «арабской весной»). Что касается непосредственно России и Индии, следует еще осмыслить такие факторы, как, например, то, что Москва и Дели вместе создавали международные группы БРИКС (объединение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР) и РИК (Россия, Индия, Китай). К этим объединениям внимательно присматриваются на Западе, чаще, конечно, критически, указывая на различные политические риски.
Когда мы говорим о таких крупных игроках международной политики как Россия и Индия, стоит учитывать и возможность разногласий между ними по тем или иным международным проблемам. В качестве примера приведем голосование Индии в Совбезе ООН (в качестве непостоянного члена) по сирийскому вопросу, когда индийцы поддержали резолюцию, заветированную Россией и Китаем. Впрочем, на последнем саммите группы БРИКС позиция Дели была приближена к российской - в пользу поиска путей достижения мира в многострадальной Сирии.
Отложили, но не обидели
На этом фоне как-то странно выглядит история с намечавшимся в этом месяце и перенесенным визитом Владимира Путина в Пакистан. Официальное объяснение Кремля состоит в том, что наш президент хотел поехать, однако ему помешал плотный рабочий график. Пакистанские СМИ пишут, что дипломатам, готовившим встречу, не удалось достичь важных договоренностей, прежде всего об участии «Газпрома» в строительстве стратегически важных газопроводов Иран-Пакистан-Индия и Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия. Якобы поэтому в Москве и решили отложить визит Владимира Путина, формально связанный с намечавшейся встречей в Исламабаде лидеров стран-участниц «четверки» (Россия, Афганистан, Таджикистан и Пакистан) по афганскому урегулированию.
В свою очередь, влиятельная индийская газета «Hindu», ссылаясь на дипломатические источники, утверждает, что не спешить с визитом в Пакистан Владимира Путина попросил лично премьер-министр Индии Манмохан Сингх. В ноябре предстоит российско-индийский саммит. А первый в истории визит главы российского государства в Пакистан мог осложнить проведение этого мероприятия. Индийское общественное мнение восприняло бы этот шаг Москвы отрицательно. При этом надо учитывать, что в 2014 году в стране предстоят парламентские выборы, на которых отнюдь не гарантирована победа правящей коалиции во главе с Индийским национальным конгрессом.
Интересную трактовку происходящего дает на страницах пакистанской газеты «Nation» местный политолог, бывший заместитель начальника штаба пакистанских ВВС Халид Икбаль: «Конспирологи говорят о давлении со стороны Америки и Индии, а кто-то объясняет это давлением США через Саудовскую Аравию. Но сразу после отсрочки президентского визита Пакистан посетил российский министр иностранных дел Сергей Лавров, а в Россию приехал генерал Ашфак Парвез Кайани (начальник объединенного комитета штабов пакистанских сухопутных войск). Это свидетельствует о том, что ситуация - далеко не кризисная».
Не первая «накладка»
В любом случае приходится констатировать, что подобные «накладки» при подготовке визитов главы государства, в том числе в Индию, происходят у нас уже не первый раз.
Так, приезду Владимира Путина в Дели в декабре 2002 года должны были предшествовать визит в Москву вице-премьера и министра внутренних дел Индии Лала Кришны Адвани (в то время - «человека номер два» в индийском руководстве) и поездка тогдашнего главы МИД России Игоря Иванова в индийскую столицу. Оба мероприятия, как объясняли дипломаты, сорвались по причине неких «протокольных недоразумений». Ко всему прочему российский президент посетил Индию после Китая, а в то время отношения индийцев с их «историческим антагонистом» были еще не столь близкими, как сейчас. Тем более, что в Дели вообще рассчитывали на «эксклюзивный визит».
Так что можно понять, какова была бы индийская реакция, если бы теперь Владимир Путин предпочел перед саммитом в Дели съездить в Пакистан.
Корабли, ракеты, самолеты
Но вернемся к «перезагрузке» двусторонних отношений. Она необходима и в столь важной сфере как военно-техническое сотрудничество. Москве, видимо, следует признать неизбежность усиления конкуренции на индийском рынке вооружений. Еще в 2007 году делийское информагентство «Indo-Asian News Service» отмечало, что «важный повод для российской озабоченности – это то, что Индия, которая когда-то на 80 процентов зависела от Москвы в закупках вооружений, диверсифицирует свой импорт военного оборудования».
В продолжение этого тезиса можно привести комментарий, которым с агентством «ИнфоРос» поделился старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Сотников: «Определенная неудовлетворенность сторон состоянием дел в области военно-технического сотрудничества очевидна. Не случайно здесь у Индии появились такие новые партнеры, как США, Франция и даже Китай. В последнем случае это касается ненаступательных вооружений и военного снаряжения».
До недавнего времени не добавляла оптимизма и затянувшаяся эпопея с передачей индийскому флоту модернизированного авианосца «Викрамадитья» (бывшего «Адмирала Горшкова»). В сентябре 2011-го было решено, наконец, перенести первый выход в море этого корабля с ноября прошлого года на май нынешнего. Но в очередной раз последовали разного рода технические неполадки, и дело отложили на предстоящий декабрь. В минувшем сентябре новое ЧП: во время испытаний вышла из строя силовая установка. В итоге, как заявил на прошлой неделе министр обороны РФ Анатолий Сердюков, недостатки в работе паровых котлов будут устранены уже в IV квартале следующего года. После этого корабль выйдет на испытания и затем будет передан Индии. Заметим, что стоимость этого проекта уже превысила $2,3 млрд.
На сегодня в куда более выгодном свете находятся ракетчики (не сглазить бы, как говорится). Опять-таки на минувшей неделе первый заместитель гендиректора НПО Машиностроения Александр Дергачев заявил, что Россия и Индия приступают к проведению летных испытаний новейшей крылатой сверхзвуковой ракеты «Брамос» воздушного базирования, первые старты которой запланированы на 2013 год.
Одновременно пресс-служба российской Объединенной авиастроительной корпорации объявила о том, что уже в будущем году начнутся испытания многоцелевого российско-индийского военно-транспортного самолета MTA. Когда в 2000 году разработка этого проекта только начиналась, ВВС Индии рассчитывали уже к 2013 году заменить новыми самолетами советские Ан-12. Однако дело затянулось, и индийцам пришлось закупать военно-транспортные самолеты США – С-130 «Геркулес».
Дела гражданские
Нельзя не упомянуть еще о нескольких позитивных моментах, уже не связанных с ВТС.
В завершающую стадию вошли работы по строительству АЭС «Куданкулам», сооружаемой в Индии (штат Тамилнаду) при технической поддержке России. Сотрудники станции в этом месяце завершили загрузку ядерным топливом первого энергоблока АЭС.
Изначально пуск первого энергоблока планировался в конце 2011 года. Правда, в этом случае дело застопорилось из-за протестов части местных жителей, выступающих против атомной энергетики, к чему их подтолкнула прошлогодняя авария на АЭС «Фукусима» в Японии. Но индийские власти заверяют, что им удастся договориться с протестующими.
Новые пути сотрудничества намечают также российские и индийские бизнесмены, работающие в двух странах, чему был посвящен состоявшийся в Москве 11 октября IV Форум «Россия – Индия: бизнес-диалог». В числе его организаторов выступили Индийский бизнес-альянс и Деловой совет по сотрудничеству с Индией. Поддержку оказала Торгово-промышленная палата России.
На этом форуме обсуждались, например, последние тенденции в производстве и продаже товаров народного потребления, перспективы сотрудничества в области фармацевтики, организация, стиль и ведение бизнеса в России и Индии. Так что, реальный бизнес-диалог между нашими странами развивается не только на уровне правительств и крупных корпораций.
Возвращаясь непосредственно к предстоящему визиту президента России в Дели, отмечу, что эта поездка важна, в первую очередь, в плане «сверки часов», как говорят дипломаты. Тем более, что индийские и российские представители неоднократно намекали на необходимость обновления или «перезагрузки» двусторонних отношений со времени визита прежнего президента Дмитрия Медведева в Индию в 2010 году.
В этом плане весьма кстати прозвучало заявление главы Всеиндийской ассоциации промышленности, одного из основателей Российско-индийского торгового дома в Мумбаи Виджай Калантри о том, что торговый оборот между Россией и Индией должен удвоиться в течение ближайших трех лет и, в соответствии с планами сторон, достичь $20 млрд. Напомню, что в 2011 году оборот составлял $9 млрд.
«Особое внимание сейчас уделяется партнерству в области энергетики, фармацевтики, высоких технологий, производства стали, добычи углеводородов, аэрокосмической индустрии, пищевой промышленности, а также в ювелирном деле», - подчеркнул Калантри. С российской стороны также звучат заявления о необходимости серьезного роста объемов взаимной торговли и взаимных инвестиций. И здесь необходимо принять целый пакет совместных мер.
В СМИ уже появлялись сообщения о том, что Российский совет по международным делам, один из «мозговых центров» по выработке внешнеполитической линии РФ, возглавляемый экс-главой МИД Игорем Ивановым, готовит большой доклад, посвященный российской политической линии на индийском направлении и, видимо, работа над ним завершится вскоре после визита президента Путина в Дели. Ждать осталось недолго. Источник: Инфо-ШОС.
Рейтинг публикации:
|