На Востоке перед Россией сегодня встают поистине масштабные задачи. Прежде всего они связаны с абсолютной необходимостью приоритетного развития и модернизации российского Дальнего Востока и реального включения его экономики, да и экономики России в целом, в интеграционные процессы, разворачивающиеся в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это наглядно продемонстрировал недавний саммит АТЭС во Владивостоке.
Но задачи нашей восточной политики связаны не только с этим. Отчетливо вырисовываются три крупных направления, на которых следует сосредоточить усилия, причем не только России, но и всем членам регионального сообщества. Это обеспечение региональной безопасности, решение задач экономического развития и формирование такой архитектуры регионального сотрудничества, которая отвечала бы интересам мира, безопасности и экономического благополучия. Сегодня работа по этим проблемам немыслима без динамичного многостороннего взаимодействия, и такое взаимодействие в АТР на протяжении последних лет активно набирает обороты. Одним из весьма и весьма полезных участников этого процесса призвана стать уже громко заявившая о себе Шанхайская организация сотрудничества. И не только в Центральной Азии, которую зачастую ошибочно принимают за «регион ШОС», но на гораздо более широком пространстве Евразии и Тихого океана, а по отдельным аспектам – и в глобальном масштабе.
Какие же проблемы нам предстоит решать, какие угрозы парировать, а главное – как этого добиваться? Ответы на эти вопросы имеют сейчас, в условиях быстро меняющихся реалий, первостепенное значение.
Начало XXI в. было ознаменовано зримым изменением источников и характера угроз безопасности и интересам развития всех стран мира. В начале его второго десятилетия мы стали свидетелями беспрецедентно быстрого размножения этих угроз, их мутации, пролиферации, возрождения в новых формах. Эта тенденция особенно остро проявляется в военно-политической и социально-политической областях и бросает серьезный вызов, на который мировому сообществу, региональным организациям, государствам придется реагировать. И это при том, что многие угрозы безопасности периода «холодной войны», неурегулированные конфликты и территориальные споры, новые, «нетрадиционные» вызовы и угрозы, вышедшие на передний план в 90-е гг. прошлого века – терроризм, опасность распространения ОМУ, пандемии, стихийные бедствия и техногенные катастрофы и т.п. – по-прежнему тяжелым «дамокловым мечом» висят над человечеством. Таким образом, речь может идти уже не о новых, а о новейших угрозах безопасности и стабильности. Обозначим некоторые из них:
- произвольное толкование норм и принципов международного права, односторонние действия в его нарушение, прикрытие противоправных действий необоснованными ссылками на резолюции СБ ООН, злоупотребление механизмом международных санкций, утверждение явочным порядком практики введения односторонних санкций, попытки навязывания суверенным государствам внутреннего законодательства отдельных стран;
- попытки нарушения стратегической стабильности, регионального военно-стратегического баланса сил, в т.ч. путем милитаризации космического пространства, размещения систем ПРО и т.п., провоцирование региональной напряженности, в т.ч. с использованием латентных конфликтов и нерешенных территориальных проблем;
- тенденция к росту импорта вооружений азиатскими странами, эскалация гонки вооружений в Азии;
- нарастание угроз информационной безопасности государств, информационных систем государственных органов и корпоративных структур, разработка государствами информационного оружия, овладение экстремистскими элементами хакерских технологий и навыков;
- галлопирующая наркоторговля, ее превращение в ключевой источник финансирования терроризма, экстремистских группировок и сепаратистских движений, незаконного оборота оружия;
- пиратство как новая разновидность организованной преступности, сращивание пиратства с терроризмом, экстремизмом, контрабандой оружия и торговлей людьми;
- подстрекательство к смене власти в суверенных государствах, попытки вооруженного вмешательства извне во внутренние дела суверенных государств под предлогом оказания помощи восставшим против «авторитарных» или «коррумпированных» режимов;
- попытки разрешения внутренних конфликтов или социально-экономического недовольства путем насильственной смены власти;
- использование современных информационных и телекоммуникационных технологий для насильственной смены власти;
- неконтролируемое развитие общественных движений, использование в целях изменения вектора протестов тенденциозных репортажей в зарубежных СМИ, а также НПО, финансируемых из-за рубежа;
- радикализация общественных настроений на почве обостряющегося противостояния Запад-исламский мир;
- рост нетерпимости в современном мире, учащающиеся случаи преднамеренного оскорбления чувств верующих;
- провоцирование межконфессиональных и внутриконфессиональных столкновений, использование террористами и экстремистами фактора растущего взаимного недоверия между представителями различных религий.
Перечисленные угрозы, конечно же, носят общепланетарный характер, но они имеют самое непосредственное отношение и к региону Евразии и бассейна Тихого океана. Даже если те или иные феномены на сегодняшний день не свойственны ситуации в регионе, в условиях глобализации нельзя исключать их появления здесь уже в недалеком будущем.
Противостоять всему комплексу известных и возникающих проблем чрезвычайно сложно, но можно. Более того, необходимо, и чем быстрее на эти вызовы будут найдены адекватные ответы, тем лучше. Как представляется, варианты действий распадаются на два уровня – национальный и международный.
Стоит ли говорить, что для выживания в современном мире государство должно быть состоявшимся и самодостаточным, исправно выполняющим свои основные функции. Прежде всего, и особенно теперь, перед лицом новых и новейших угроз безопасности, власти обязаны делать все необходимое для обеспечения суверенитета и территориальной целостности своей страны. Во-вторых, правительства должны самым серьезным образом заниматься экономикой и повышением благосостояния граждан, гарантировать устойчивое экономическое развитие и решение злободневных социально-экономических проблем. Наконец, приоритетное внимание в современных условиях надлежит уделять вопросам образования населения, развития культуры, укрепления в обществе здоровых духовных начал, поддержания межконфессиональной и межэтнической гармонии.
Эти меры должны быть дополнены сотрудничеством на международном уровне. Государства, трезво осознающие существующие опасности, понимающие деструктивность размывания правовых основ миропорядка и ослабления национального государства, должны объединить свои усилия, действовать на коллективных началах, через ООН, гибкие коалиции единомышленников, многосторонние региональные объединения.
В этом смысле ШОС следует рассматривать как катализатор формирования сбалансированной полицентричной международной системы на глобальном и региональном уровнях. ШОС твердо отстаивает незыблемость норм международного права, принципы равноправия, взаимного уважения интересов, неделимости безопасности, на собственном примере демонстрирует многообразие моделей развития и систем ценностей, выступает за отказ от блоковой политики. Наблюдающийся рост авторитета ШОС в мире во многом обусловлен этим внутренним стержнем ее внешнеполитической философии.
В условиях, когда на ШОС обращены взоры из самых различных уголков земного шара, ее голос мог бы громче звучать на международной арене. Государства-члены Организации должны смелее заявлять о своей позиции, чаще выступать с совместными заявлениями по актуальным вопросам мировой политики, оперативно реагируя на острые события политической жизни. Предпринимаемые в настоящее время меры, направленные на активизацию консультаций по внешнеполитическим вопросам, по проблематике региональной безопасности, должны предусматривать вовлечение в диалог и государств-наблюдателей, и партнеров ШОС по диалогу. Есть возможность теснее координировать действия с партнерскими объединениями, поддерживать созвучные подходам ШОС международные инициативы других «игроков» (БРИКС, ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭС, АСЕАН, РИК, ближневосточных, латиноамериканских, африканских многосторонних объединений). Сильным ответом на существующие вызовы безопасности могло бы стать расширение ШОС за счет приема в члены Организации Индии и Пакистана.
ШОС - не только политический рупор, призывающий к демократизации международных отношений. Это организация, занимающаяся предметным противодействием угрозам безопасности, в т.ч. новейшим. Достаточно упомянуть совместную работу, которую ведут государства-члены ШОС по борьбе с терроризмом, по пресечению наркотрафика с территории Афганистана, по противодействию трансграничной организованной преступности, по укреплению сотрудничества в области информационной безопасности, по профилактике экстремизма, радикализма и ксенофобии. Характерно, что интерес к наработкам ШОС в этих областях проявляет все более широкий круг партнеров, в т.ч. в АТР. Так, Региональная антитеррористическая структура ШОС активно налаживает рабочие контакты с профильными ведомствами Индии, Пакистана, Шри-Ланки, Индонезии.
Особое место в нашем взаимосвязанном и взаимозависимом мире занимают экономические «мины» под зданием международной и региональной стабильности и безопасности. Никуда не исчезли такие коренные причины локальных конфликтов и внутриполитической напряженности, как социально-экономическая неразвитость, бедность, межрегиональные и межстрановые диспропорции в развитии и т.п. Сегодня мы видим, как застарелые проблемы усугубляются новыми факторами нестабильности. К их числу следует отнести прежде всего:
- негативные последствия глобального финансово-экономического кризиса;
- снижение темпов экономического роста в развитых странах;
- кризис «зоны евро»;
- продолжающиеся потрясения на финансовых и сырьевых рынках;
- несовершенство нынешней международной валютно-финансовой системы;
- столкновение интересов стран с формирующимися рынками и ведущими развитыми экономиками;
- обострение международной конкуренции за доступ к источникам сырья, транспортным коммуникациям, инвестициям и рынкам сбыта;
- попытки противодействия интеграционным проектам путем развития альтернативных конфигураций регионального экономического сотрудничества;
- неэффективное управление и коррупция в отдельных развивающихся странах;
- массовые движения с требованиями защиты интересов трудящихся и социально-экономических преобразований.
Противодействие этим вызовам – важная составляющая усилий по обеспечению международной безопасности. Среди антикризисных мер, предпринимаемых на региональном уровне, следует особо выделить развитие интеграционных процессов в АТР, куда бесповоротно переместился центр мирового финансового, экономического и инновационного развития, и на евразийском пространстве. Стратегический выбор в пользу дальнейшей торговой либерализации и интеграции был подтвержден на саммите АТЭС во Владивостоке.
Российское участие в региональной интеграции способно расширить ее географические рамки и обеспечить экономике региона дополнительные преимущества. Более того, Россия соединяет собой экономические процессы в Восточной Азии и тихоокеанском бассейне с интеграционным ядром, которое сейчас складывается в центре Евразии. Как заявил на владивостокской встрече лидеров Президент В.В.Путин, координация интеграционных усилий на евразийском и азиатско-тихоокеанском пространствах позволит в перспективе выстроить отношения сотрудничества между формирующимся Евразийским экономическим союзом и АТЭС с подключением других региональных объединений.
Убежден, что ШОС, которая хотя и не является интеграционным объединением, но обладает значительным потенциалом экономического сотрудничества, должна найти собственную нишу в этой новой конфигурации механизма диалога между региональными и субрегиональными объединениями. Членство в ШОС России и Казахстана перекидывает «мостик» между этой организацией и Таможенным союзом, а Россия и Китай выводят ее на АТР. Таким образом ШОС имеет шанс стать своего рода связующим звеном между евразийским и тихоокеанским экономическими полюсами. Прежде всего речь следует вести о налаживании диалога между ШОС и Евразийской экономической комиссией. Тесная координация действий двух структур с пересекающимися зонами ответственности может дать мощный синергетический эффект в виде ускоренного развития трансконтинентальных транспортных коридоров, трубопроводных сетей, телекоммуникационных систем, обеспечения энергетической безопасности на огромном пространстве, включающем Европу, Центральную Азию и АТР.
Ключевое значение для будущего региональной экономики будет иметь Китай. Масштабы и темпы роста Китая с точки зрения интересов безопасности и развития стран-соседей одновременно представляют собой уникальное преимущество и чреваты скрытыми «ловушками» - у экономики свои непреложные законы. Не стоит забывать, что в вопросах торговли Китай и его партнеры, в т.ч. государства-члены ШОС, находятся в разных «весовых категориях». Заключение двусторонних и многосторонних экономических пактов с КНР потребует предварительных скрупулезных расчетов с прогнозом последствий тех или иных шагов. Поэтому применительно к России и Центральной Азии оправданным представляется пошаговый подход, упор на реализацию на нынешнем этапе преимущественно инвестиционных проектов с китайским участием, содействие созданию благоприятных условий для постепенной либерализации торговли.
А вот где сейчас могла бы быть действительно востребована роль Китая – во взаимодействии с Россией, другими странами, так это в обеспечении региональной экономической стабильности и устойчивого развития. Это направление должно стать одной из главных совместных задач государств Евразии и тихоокеанского бассейна, в т.ч. и в контексте экономического сотрудничества в рамках АТЭС, АСЕАН, ЕврАзЭС, Таможенного союза, ШОС. Их вкладом в общее дело могло бы стать развертывание широкого взаимодействия в вопросах энергетической и продовольственной безопасности, оказания помощи наиболее слабым экономикам, сокращения бедности, создания новых рабочих мест, инфраструктурного строительства. Едва ли можно оспаривать тезис о том, что экономический рост, развитие торговли и хозяйственного сотрудничества будут объективно способствовать упрочению стабильности в Азии – будь то Азия Центральная, Северо-Восточная или Юго-Восточная.
В АТР начался давно вызревавший процесс формирования региональной архитектуры многостороннего сотрудничества. Впервые за многие десятилетия в этой части мира появляются контуры более или менее целостной региональной системы рационального регулирования международных отношений. Однако на этот и без того весьма непростой процесс крайне негативное влияние оказывают целенаправленные усилия по укреплению анахроничной и провоцирующей параллельной архитектуры военных союзов под эгидой США.
Для того чтобы новая региональная конструкция соответствовала интересам стабильности и развития в АТР, не позволила милитаристской идеологии и практике поглотить себя, не оказалась «подмятой» сложившейся здесь оборонной «архитектурой небезопасности», необходимо добиваться совершенствования невоенных механизмов сотрудничества. Как и многие страны региона, государства-члены ШОС выступают за формирование в Евразии и на Тихом океане открытой, транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества, основанной на нормах международного права, внеблоковых началах и учете законных интересов всех стран, за создание в этом гигантском ареале партнерской сети многосторонних объединений. И географически, и политически ШОС является неотъемлемым элементом этой сети и могла бы внести еще более весомый вклад в ее развитие путем:
- инициирования диалога по вопросам транспарентности и мер доверия в Азии, в т.ч. за счет определенного опыта в деле укрепления доверия в военной области в районе границы, накопленного государствами-членами ШОС в период подготовки и реализации двух соглашений между Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и КНР 1996 и 1997 гг.;
- кардинального наращивания сотрудничества с АСЕАН как ведущей региональной организацией и наиболее близким ШОС по духу многосторонним объединением, расширения областей сотрудничества с вопросов безопасности до сфер экономического и культурно-гуманитарного взаимодействия;
- налаживания контактов и проведения совместных мероприятий с Региональным форумом АСЕАН по безопасности (АРФ);
- присоединения к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (после вступления в силу Третьего протокола к нему, в соответствии с которым становиться его участниками смогут не только государства, но и международные организации);
- вступления в механизм Восточноазиатских саммитов (ВАС);
- установления взаимодополняющего сотрудничества между ШОС и АТЭС.
Следует помнить о том, что система международных отношений и мировая экономика переживают период трансформации, чреватый опасностью столкновения интересов различных сил. Это накладывает на все страны Евразии и бассейна Тихого океана особую ответственность, делает недостаточным лишь противодействие конкретным угрозам национальной, региональной или международной безопасности. Не менее опасными становятся в современных условиях попытки нарушения стратегического равновесия, изменения сложившегося баланса вооруженных сил и вооружений, силового разрешения конфликтов и территориальных споров, расшатывания извне внутриполитической обстановки в отдельных странах, создание на территории иностранных государств новых военных баз, необоснованная военно-морская активность и т.п. Переходный период требует от участников международных отношений мудрости, сдержанности, принципиальности, терпимости, уважения к партнерам, нацеленности на сотрудничество, глубокого понимания многообразия и хрупкости современного мира – внешнеполитических качеств, присущих таким организациям, как ШОС. Источник: Инфо-ШОС.
Рейтинг публикации:
|