В начале девяностых годов прошлого века американские сенаторы Сэм Нанн и Ричард Лугар предложили проект новой международной программы. Ее целью было уменьшение рисков, связанных с оружием массового поражения (ОМП). После принятия программы официальными органами США ее обозначили аббревиатурой CTR (Cooperative Threat Reduction – «Совместное уменьшение угрозы») и неофициальным названием «Программа Нанна-Лугара». К 1993 году в программу вошли почти все страны, образовавшиеся на обломках Советского Союза. Программа CTR подразумевала содействие Соединенных Штатов в деле уничтожения оружия массового поражения, оставшегося в бывших союзных республиках. Целью мероприятий официально называлась необходимость минимизации рисков, связанных с существованием ядерного, химического и биологического оружия в странах с нестабильной политической, экономической и социальной обстановкой.
Добиваться основной цели планировалось четырьмя путями: собственно уничтожение оружия массового поражения, сбор всей информации относительно его наличия и количества, повышение прозрачности соответствующей части вооруженных сил стран на постсоветском пространстве, а также сотрудничество с целью защиты имеющихся запасов ОМП от попадания в третьи руки. Кроме того, программа CTR имела в своем составе несколько дополнительных программ, которые обеспечивали те или иные нюансы выполнения плана. За прошедшие с момента начала программы два десятка лет страны СНГ при помощи Соединенных Штатов сняли с дежурства и уничтожили огромные количества вооружения:
- более 7500 ядерных боезарядов;
- свыше 700 ракет «воздух-поверхность» с возможностью несения ядерной боевой части;
- около 540 межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования;
- почти 500 баллистических ракет для подводных лодок;
- около 450 ракетных шахт;
- 128 бомбардировщиков с возможностью несения ядерных боеприпасов;
- 27 атомных подлодок;
- 11 подвижных грунтовых пусковых установок для межконтинентальных ракет.
Также результатами воплощения программы CTR являются большое количество урана, сделанного непригодным для использования в ядерном оружии, и изменение специализации ряда исследовательских организаций, ранее занимавшихся изучением и созданием ОМП. Кроме того, именно с помощью «Программы Нанна-Лугара» Белоруссия, Казахстан и Украина получили безъядерный статус. Что касается России, то в ее случае программа CTR сильно сказалась на количестве ядерных вооружений и средств их доставки, однако все закончилось только сокращением арсеналов и рядом реорганизаций. Договор между США и Россией по поводу совместного проведения мероприятий CTR после подписания дважды продлевался – в 1999 и 2006 году. Следующее продление соглашения должно состояться в следующем 2013 году.
Однако на днях стало известно, что Россия с большой долей вероятности откажется от дальнейшего участия в «Программе Нанна-Лугара». Известно, что США намерены продлить договор и продолжить дальнейшую реализацию пунктов проекта, для чего уже несколько месяцев безуспешно ведут переговоры. Сомнения в возможности продления появились в связи с публикацией издания «Коммерсантъ». Со ссылкой на некий источник в государственном департаменте США оно сообщает, что российская сторона не желает продолжать совместные работы по уничтожению оружия массового поражения. Источник привел основной тезис представителей Москвы: за прошедшие с первого подписания договора относительно участия России в CTR прошло двадцать лет и ситуация в стране изменилась в позитивную сторону. Поэтому впредь наша страна не нуждается в какой-либо сторонней помощи в отношении сокращения ядерного потенциала и уничтожении химического и биологического вооружений. Стоит напомнить, что за время совместных работ по «Программе Нанна-Лугара» США вложили в российское разоружение более восьми миллиардов долларов. По меркам американского бюджета, не такая уж и большая цифра. Тем не менее, возможное прекращение увеличения общих затрат на CTR вызвало у американского руководства определенное беспокойство.
Помимо источника в Госдепе США журналисты «Коммерсанта» опросили неких представителей Пентагона и российского министерства иностранных дел. По словам первого, Россия высказала опасения по поводу того, что в руки американцев при помощи программы CTR попадает слишком много информации о ее ядерных силах. Источник-дипломат, в свою очередь, назвал причиной затягивания переговоров и возможного отказа от продления соглашения другой факт: соответствующие соглашения подписывались в очень сложный период нашей истории, когда зарубежные страны, пользуясь сложной ситуацией в России, в обмен на небольшие уступки могли получать солидные выгоды. Одним из таких, как минимум, не совсем выгодных для России договоров стало и соглашение об участии в программе CTR. Теперь же мы можем отказаться от неудобных обязательств.
Естественно, сразу же последовали соответствующие заявления заинтересованных лиц. Все тот же анонимный представитель американского министерства обороны счел нужным предупредить, что после свертывания совместной программы может ухудшиться ситуация с хранением российского ОМП. Кроме того, по его мнению, отсутствие участия США грозит спровоцировать утечку радиоактивных, химических и биологических материалов за пределы России. Еще один безымянный источник якобы из российского Минобороны, цитируемый «Коммерсантом», считает, что скорый выход из программы CTR грозит военному ведомству финансовыми проблемами. В Госпрограмме перевооружения до 2020 года, по его словам, не предусмотрено никакого финансирования для тех направлений, которые раньше оплачивались американцами. Соответственно, придется выискивать возможности сохранения текущей ситуации. Обзор мнений анонимных источников «Коммерсанта» стоит закончить на словах все того же представителя МИД России. Он утверждает, что Россия не против продолжения сотрудничества, но теперь условия договора должны быть выгодны обеим сторонам, а не только США.
Если анонимные источники издания «Коммерсантъ» действительно имеют отношение к тем организациям, к которым они «приписаны» и по-настоящему располагают достаточной информацией, то вокруг программы CTR складывается очень и очень интересная ситуация. Нежелание России продлевать соглашение вполне понятно: условия договора прозрачно намекают на то, что он имеет еще несколько негласных целей. Первая из них – сбор Соединенными Штатами данных о ядерных силах бывшего (бывшего ли?) потенциального противника. «Скороспелость» программы тоже наводит на определенные мысли. Напомним, работа над созданием программы CTR началась в середине 1991 года и менее чем через год Соединенные Штаты подписали первые соглашения с бывшими союзными республиками. Вторая скрытая цель CTR, скорее всего, касается ликвидации ядерных вооружений за рубежом и, как следствие, уменьшения угроз и количества «конкурентов» в области атомного оружия. В пользу этого предположения говорят успехи «Программы Нанна-Лугара» в Белоруссии, Казахстане и Украине. Стараниями американцев эти страны отказались от ядерных вооружений и полностью утилизировали их, после чего список ядерных держав сократился на три пункта.
Возможно, негласной «программой-максимум» всех мероприятий CTR являлось содействие полному отказу России от ядерного оружия. Как видим, если такие планы и были, то они не осуществились, а все фактические результаты программы похожи на официально заявленные. Объем российских ядерных арсеналов уменьшился, химическое и биологическое оружие почти полностью уничтожено, а почти все соответствующие объекты, удостоившиеся американского внимания, изменили свой облик и/или улучшили свою охрану. Фактически, получается, что российские военные, если можно так выразиться, обменяли часть ядерного оружия (есть все основания полагать, что это были устаревшие образцы) на небольшую модернизацию сопутствующей инфраструктуры.
Тем временем американские официальные лица подтверждают желание своей страны продлить договор относительно программы CTR. Так, в августе этого года в Россию приезжал один из авторов проекта Р. Лугар. Целью визита были переговоры по поводу дальнейшего продолжения совместных работ. На этот раз соглашение планировалось продлить не на семь лет, как ранее, а на четыре. Точные результаты августовских переговоров неизвестны, однако есть основания предполагать безуспешное их окончание. В настоящее время позиция Вашингтона выглядит следующим образом: «Программа Нанна-Лугара» является важным элементом международных отношений и ее прекращение обязательно повлечет за собой ряд неприятных последствий. При этом американские чиновники, в частности посол США в России М. Макфол, не возражают против пересмотра условий соглашения. Похоже, США желают оставить удобный военно-политический инструмент, а заодно сохранить и дополнительный канал получения сведений о состоянии ядерных сил бывшего потенциального противника и нынешнего партнера по «перезагрузке», пусть даже и ценой определенных уступок.
По материалам сайтов:
http://kommersant.ru/
http://nunn-lugar.com/
http://lugar.senate.gov/
http://newsru.com/
Добиваться основной цели планировалось четырьмя путями: собственно уничтожение оружия массового поражения, сбор всей информации относительно его наличия и количества, повышение прозрачности соответствующей части вооруженных сил стран на постсоветском пространстве, а также сотрудничество с целью защиты имеющихся запасов ОМП от попадания в третьи руки. Кроме того, программа CTR имела в своем составе несколько дополнительных программ, которые обеспечивали те или иные нюансы выполнения плана. За прошедшие с момента начала программы два десятка лет страны СНГ при помощи Соединенных Штатов сняли с дежурства и уничтожили огромные количества вооружения:
- более 7500 ядерных боезарядов;
- свыше 700 ракет «воздух-поверхность» с возможностью несения ядерной боевой части;
- около 540 межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования;
- почти 500 баллистических ракет для подводных лодок;
- около 450 ракетных шахт;
- 128 бомбардировщиков с возможностью несения ядерных боеприпасов;
- 27 атомных подлодок;
- 11 подвижных грунтовых пусковых установок для межконтинентальных ракет.
Также результатами воплощения программы CTR являются большое количество урана, сделанного непригодным для использования в ядерном оружии, и изменение специализации ряда исследовательских организаций, ранее занимавшихся изучением и созданием ОМП. Кроме того, именно с помощью «Программы Нанна-Лугара» Белоруссия, Казахстан и Украина получили безъядерный статус. Что касается России, то в ее случае программа CTR сильно сказалась на количестве ядерных вооружений и средств их доставки, однако все закончилось только сокращением арсеналов и рядом реорганизаций. Договор между США и Россией по поводу совместного проведения мероприятий CTR после подписания дважды продлевался – в 1999 и 2006 году. Следующее продление соглашения должно состояться в следующем 2013 году.
Однако на днях стало известно, что Россия с большой долей вероятности откажется от дальнейшего участия в «Программе Нанна-Лугара». Известно, что США намерены продлить договор и продолжить дальнейшую реализацию пунктов проекта, для чего уже несколько месяцев безуспешно ведут переговоры. Сомнения в возможности продления появились в связи с публикацией издания «Коммерсантъ». Со ссылкой на некий источник в государственном департаменте США оно сообщает, что российская сторона не желает продолжать совместные работы по уничтожению оружия массового поражения. Источник привел основной тезис представителей Москвы: за прошедшие с первого подписания договора относительно участия России в CTR прошло двадцать лет и ситуация в стране изменилась в позитивную сторону. Поэтому впредь наша страна не нуждается в какой-либо сторонней помощи в отношении сокращения ядерного потенциала и уничтожении химического и биологического вооружений. Стоит напомнить, что за время совместных работ по «Программе Нанна-Лугара» США вложили в российское разоружение более восьми миллиардов долларов. По меркам американского бюджета, не такая уж и большая цифра. Тем не менее, возможное прекращение увеличения общих затрат на CTR вызвало у американского руководства определенное беспокойство.
Помимо источника в Госдепе США журналисты «Коммерсанта» опросили неких представителей Пентагона и российского министерства иностранных дел. По словам первого, Россия высказала опасения по поводу того, что в руки американцев при помощи программы CTR попадает слишком много информации о ее ядерных силах. Источник-дипломат, в свою очередь, назвал причиной затягивания переговоров и возможного отказа от продления соглашения другой факт: соответствующие соглашения подписывались в очень сложный период нашей истории, когда зарубежные страны, пользуясь сложной ситуацией в России, в обмен на небольшие уступки могли получать солидные выгоды. Одним из таких, как минимум, не совсем выгодных для России договоров стало и соглашение об участии в программе CTR. Теперь же мы можем отказаться от неудобных обязательств.
Естественно, сразу же последовали соответствующие заявления заинтересованных лиц. Все тот же анонимный представитель американского министерства обороны счел нужным предупредить, что после свертывания совместной программы может ухудшиться ситуация с хранением российского ОМП. Кроме того, по его мнению, отсутствие участия США грозит спровоцировать утечку радиоактивных, химических и биологических материалов за пределы России. Еще один безымянный источник якобы из российского Минобороны, цитируемый «Коммерсантом», считает, что скорый выход из программы CTR грозит военному ведомству финансовыми проблемами. В Госпрограмме перевооружения до 2020 года, по его словам, не предусмотрено никакого финансирования для тех направлений, которые раньше оплачивались американцами. Соответственно, придется выискивать возможности сохранения текущей ситуации. Обзор мнений анонимных источников «Коммерсанта» стоит закончить на словах все того же представителя МИД России. Он утверждает, что Россия не против продолжения сотрудничества, но теперь условия договора должны быть выгодны обеим сторонам, а не только США.
Если анонимные источники издания «Коммерсантъ» действительно имеют отношение к тем организациям, к которым они «приписаны» и по-настоящему располагают достаточной информацией, то вокруг программы CTR складывается очень и очень интересная ситуация. Нежелание России продлевать соглашение вполне понятно: условия договора прозрачно намекают на то, что он имеет еще несколько негласных целей. Первая из них – сбор Соединенными Штатами данных о ядерных силах бывшего (бывшего ли?) потенциального противника. «Скороспелость» программы тоже наводит на определенные мысли. Напомним, работа над созданием программы CTR началась в середине 1991 года и менее чем через год Соединенные Штаты подписали первые соглашения с бывшими союзными республиками. Вторая скрытая цель CTR, скорее всего, касается ликвидации ядерных вооружений за рубежом и, как следствие, уменьшения угроз и количества «конкурентов» в области атомного оружия. В пользу этого предположения говорят успехи «Программы Нанна-Лугара» в Белоруссии, Казахстане и Украине. Стараниями американцев эти страны отказались от ядерных вооружений и полностью утилизировали их, после чего список ядерных держав сократился на три пункта.
Возможно, негласной «программой-максимум» всех мероприятий CTR являлось содействие полному отказу России от ядерного оружия. Как видим, если такие планы и были, то они не осуществились, а все фактические результаты программы похожи на официально заявленные. Объем российских ядерных арсеналов уменьшился, химическое и биологическое оружие почти полностью уничтожено, а почти все соответствующие объекты, удостоившиеся американского внимания, изменили свой облик и/или улучшили свою охрану. Фактически, получается, что российские военные, если можно так выразиться, обменяли часть ядерного оружия (есть все основания полагать, что это были устаревшие образцы) на небольшую модернизацию сопутствующей инфраструктуры.
Тем временем американские официальные лица подтверждают желание своей страны продлить договор относительно программы CTR. Так, в августе этого года в Россию приезжал один из авторов проекта Р. Лугар. Целью визита были переговоры по поводу дальнейшего продолжения совместных работ. На этот раз соглашение планировалось продлить не на семь лет, как ранее, а на четыре. Точные результаты августовских переговоров неизвестны, однако есть основания предполагать безуспешное их окончание. В настоящее время позиция Вашингтона выглядит следующим образом: «Программа Нанна-Лугара» является важным элементом международных отношений и ее прекращение обязательно повлечет за собой ряд неприятных последствий. При этом американские чиновники, в частности посол США в России М. Макфол, не возражают против пересмотра условий соглашения. Похоже, США желают оставить удобный военно-политический инструмент, а заодно сохранить и дополнительный канал получения сведений о состоянии ядерных сил бывшего потенциального противника и нынешнего партнера по «перезагрузке», пусть даже и ценой определенных уступок.
По материалам сайтов:
http://kommersant.ru/
http://nunn-lugar.com/
http://lugar.senate.gov/
http://newsru.com/
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 345
Рейтинг поста: