Несбывшаяся мечта Наполеона получила шанс воплотиться в реальность спустя почти 200 лет после кончины мечтателя. Группа по вопросам будущего Евросоюза представила новую концепцию, согласно которой Европа превратится в монолит, а страны-участницы потеряют остатки суверенитета.
В прошлом веке на пути мечты французского императора встали Великобритания, Россия и Испания. Но сейчас и времена другие – для ее воплощения не обязательно применение военной силы, и противников поубавилось – из прежнего списка останется лишь Великобритания.
Суть вопроса состоит в следующем: группа по вопросам будущего Европейского союза, в которую входят министры иностранных дел 11 стран – Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Португалии и Франции, – выступила с радикальным проектом реформы, предусматривающей резкое усиление централизации власти. Согласно ему, в ЕС предлагается ввести пост избираемого всеобщим голосованием президента, создать общеевропейский МИД, начать выдавать единые для всего ЕС визы и даже рассмотреть возможность формирования единой европейской армии.
В принципе, ничего необычного в этой инициативе нет – Европа даже во времена «холодной войны», когда мир был разделен на два лагеря, стремилась играть во внешней политике самостоятельную роль, что было видно, например, из попыток де Голля создать т.н. третью силу.
Теперь, когда железный занавес рухнул, а в мире появилось три “центра силы” – США, Россия и Китай, – такая попытка выглядит ещё более логичной.
Вопрос лишь в степени ее фантастичности. Даже если допустить, что внешнеполитические интересы всех без исключения стран Евросоюза полностью совпадают, то внутри самой Европы накопились проблемы, которые способны заведомо обречь эту попытку на провал.
Например, проблема нелегальной иммиграции. Евросоюз уже закрывал свои внутренние границы с некоторыми странами-участницами, поскольку они не могли справиться с наплывом мигрантов. Теперь предлагается создание единого полицейского органа, который будет заниматься контролем границ. Но в том-то и беда, что в разные страны Европы текут разные по наполненности потоки мигрантов. Например, в Германию едут во множестве, а в Португалию почти никто. Как объяснить португальцу, к тому же измученному кризисом, что он должен содержать вместе с немцами единый полицейский орган?
Проект предполагает также формирование в Европарламенте специальной палаты депутатов из стран зоны евро, которая будет заниматься рассмотрением мер, касающихся единой валюты. Но в том-то и проблема, что Евросоюз и зона евро - совсем не одно и то же. Многие из стран-участниц ЕС (например Швеция и Чехия) сохранили свои национальные валюты и теперь совсем об этом не жалеют, а разнобой в валютных системах создает дополнительные проблемы для европейской экономики.
Непонятно также, по каким принципам будет избираться единый европейский президент, если учесть, что в правах все страны ЕС равны, но количество избирателей имеют самое разное?
Большой вопрос вызывает и идея создания единой армии. Призывной принцип, что отрадно, на всей территории Европы ушел в прошлое. Но сегодня, например, в Латвии человек нанимается на военную службу за одни деньги, а в той же Германии – совсем за другие. По каким расценкам будет проводиться набор теперь – по латвийским или по немецким? Или латвийцам – латвийскую зарплату, а немцам – немецкую? Но тогда о какой единой армии может идти речь?
Ну и, наконец, право вето, которого, согласно концепции, должны лишиться те страны-участницы, которые им пока обладают. Тут веское слово, несомненно, скажет Великобритания, членство которой в ЕС уже давно находится под вопросом – мало того, что она не входит ни в зону евро, ни в Шенгенское соглашение, так еще там постоянно активизируются разговоры о проведении референдума о членстве в ЕС, в пользу которого выступают многие депутаты от правящей Консервативной партии.
Потеря права вето будет особенно чувствительна для страны, которая и так уже испытывает сильные сомнения в целесообразности своего присутствия в организации, а угроза потери такого участника может оказаться для Евросоюза более веским аргументом, чем необходимость дальнейшей централизации.
В общем, шансов «против» пока больше, чем «за», а сама концепция представляется и преждевременной, и непродуманной. Посмотрим, как Европа будет решать эту проблему, хотя в прошлом ей доводилось распутывать и куда более сложные. Возможно, это лишь вопрос времени и терпения. Источник: Голос России.
Рейтинг публикации:
|