Третья сила
Афганистан: в меняющейся ситуации пуштунские вожди могут начать диктовать свои правила
Пока в Афганистане продолжаются бесконечные и бесперспективные военные действия, пуштунские вожди восточных и южных районов страны начинают «тянуть одеяло на себя». Они все чаще отказываются подчиняться руководству движения «Талибан» и, тем более, - поступающим указаниям из Кабула. Вожди предпочитают проводить на контролируемых ими территориях собственную, выгодную им, а не кому-то еще, политику.
Точно также ведут себя и племенные руководители в соседнем Пакистане, прежде всего - в так называемой «зоне свободных пуштунских племен», где власть Исламабада и по сей день часто являлась чисто символической. В районах, населенных пуштунами - как в Афганистане, так и в Пакистане - иной раз дело доходит даже до открытых столкновений местного населения с талибами. Например, в афганской провинции Газни племенные вооруженные формирования заставили талибов покинуть ряд уездов, где на протяжении уже более десяти лет те чувствовали себя полновластными хозяевами.
Все началось с уезда Андар, где талибы долго пытались препятствовать работе школ, упирая на то, что обстановка там якобы не соответствует исламским правилам. В их, естественно, понимании.
Поначалу местные жители пытались доказать «наставникам», что сами разберутся с тем, как должны проходить занятия в школах и имеют ли право их посещать девочки. Но когда все аргументы были исчерпаны, а талибы продолжали стоять на своем, пуштуны силой вытеснили боевиков из уезда. При этом несколько местных вождей дали знать руководству «Талибана», что ситуация со школами — лишь та «капля», которая переполнила их чашу терпения, и в будущем они намерены сами разбираться с тем, как им жить. Школы – действительно лишь штрих. Мало кому может понравиться то, что талибы минируют дороги и поля, да и вообще, рассматривают пуштунские территории лишь как поле боя. А в провинции Андар на стороне местных жителей выступили отряды крупнейшей пуштунской партии «Хизби-Ислами» Гульбеддина Хекматияра, до сих пор предпочитавшие с талибами не связываться. Они же помогли пуштунам в боевых действиях против талибов уже в пакистанском округе Хайбер: боевики пытались создать на территории племени свою военную базу. Что же происходит? Талибы теряют влияние в пуштунских районах, откуда в свое время и вышло движение? Пуштунские вожди начинают свою собственную игру?
Приближается вывод войск «антитеррористической коалиции», пусть даже, по графику Вашингтона и НАТО, до этого события остается еще остается почти два года. Но американцы уже сворачиваются, министр обороны США Леон Панетта заявил, что к концу сентября численность воинского контингента страны снизится до 68 тысяч человек. Это означает, что в ближайшее же время Афганистан покинут 28 тысяч «джи-ай». О намерении ужаться постоянно заявляют и руководители государств других участников коалиции. И вот сегодня становится окончательно ясно: если даже не все американцы уйдут из страны, то ситуация в Афганистане может кардинально измениться. Все симптомы налицо, а ведь понятно, что долго продержаться без «крышевания» со стороны США и НАТО нынешний режим в Кабуле не сможет. Тогда кто же придет к власти? Талибы?
Теперь выясняется, что талибов в пуштунских районах Афганистана, равно как и Пакистана, уже не очень жалуют. Это раньше, во времена, когда в Кабуле полными хозяевами были моджахеды из различных противостоявших друг другу исламистских группировок, пуштуны видели в талибах силу, способную успокоить Афганистан. В первые дни после взятия Кабула отрядами «Талибана» афганцы с восторгом рассказывали друг другу, что в результате жестких мер по обузданию преступности в столице теперь можно ходить по улицам чуть ли не обвешанным золотом и с карманами, полными денег: никто не тронет.
Сейчас многое изменилось. И причин здесь несколько. Судя по всему, в меняющейся ситуации пуштунские вожди могут начать диктовать свои правила. Например, подыграть американцам, ведь Вашингтону так не хочется оставлять власть в стране талибам. А тут появляется некая «третья сила», которую можно представить как вполне респектабельную. Во всяком случае - антиталибскую. Что, безусловно, важно для общественного мнения в самих США. Иначе чересчур много людей в Америке зададутся простым вопросом: во имя чего наша армия воевала в Афганистане, если талибы снова придут к власти?
Вашингтон новой силой в лице пуштунских вождей явно заинтересовался.
Даже надавил на пакистанских военных - чтобы те провели против боевиков «Талибана» операцию в «зоне племен». Те, дескать, совершают оттуда набеги на американские позиции в Афганистане. О том, что удар будет нанесен в ближайшее время и уже одобрен пакистанскими «медными касками», гордо поведал все тот же Леон Панетта. Правда, затем выяснилось: пакистанские военные с проведением операции вовсе не спешат, есть сведения, что воевать с талибами они не хотят. Это и понятно, в свое время движение было создано именно спецслужбами и религиозными партиями Пакистана.
Теперь Исламабад очень пугает получающая популярность в пуштунских районах - как в афганских, так и пакистанских - идея создания «Великого Пуштунистана».
Она не нова, ею еще лет пятьдесят назад бредили некоторые политики по обе стороны так называемой «линии Дюранда», то есть границы, проложенной по пуштунским землям еще британской колониальной администрацией. Как уверены пуштуны, проложенной искусственно, вопреки их интересам, а значит, являющейся наследием эпохи колониализма. Сегодня это граница между Афганистаном и Пакистаном.
В наши дни идея быстро возрождается. Согласно ей, необходимо объединить все пуштунские земли под общим руководством, отделив их от земель всех других «чуждых» народов. То есть в «Великий Пуштунистан», по замыслу авторов идеи, попадают большие территории на юге и востоке Афганистана, а также все прилегающие к границе территории Пакистана. По сути дела, этот план означает прекращение существования в нынешнем виде двух государств региона. Пуштуны откалываются как от Афганистана, так и от Пакистана, забирая себе огромные территории. Их вожди делают акцент на том, что страна устала от войны, а новая географическая реальность прекратит боевые действия - по крайней мере, для их народа. И противостоять реализации этих замыслов после ухода американцев из Афганистана будет уже некому. Разве что с этим могут не согласиться те же талибы: в случае, если они опять возьмут власть в Кабуле. На них будет жестко давить также Исламабад, чтобы препятствовать отделению от Пакистана крупнейшей провинции на западе страны Хайбер-Пахтунхва. А возможно, в придачу еще и Белуджистана. Итак, в не очень отдаленной перспективе талибы могут выступить против курса пуштунских вождей.
Пуштуны уже сейчас задаются вопросом: что хорошего принесли им талибы? С ними пришли отряды иностранных боевиков — из арабских стран, Средней Азии, Северного Кавказа. Большинство из них, как и талибы, исповедует радикальный ислам, который часто противоречит обычаям и религиозным взглядам местных жителей. Талибы пытаются ограничить власть вождей и корректировать существующие веками порядки. А если они еще и, в угоду Исламабаду, окажутся противниками идеи «Великого Пуштунистана», то тогда с ними точно пора кончать.
Как отреагируют на эти геополитические планы в Вашингтоне, пока не ясно, быть может, и одобрят. Ведь они могут означать коренное изменение ситуации в Афганистане. А это для Соединенных Штатов хоть что-то. Нынешний кабульский режим ненадежен. Талибы — враги. Может, удастся передать власть в стране новой, «третьей» силе? И уйти из Афганистана, сохранив лицо? Хотя сделать это практически невозможно. Как замечает американская «Крисчен сайенс монитор», «даже если «Талибан» будет терять поддержку у населения, это вовсе не означает, что люди обязательно примут сторону афганского правительства или международных сил». При этом талибы всячески отрицают народный характер недовольства афганцев и уверяют, что восстание финансируется и направляется Вашингтоном и Кабулом. Сами лидеры восставших заявляют, что не симпатизируют ни одной политической силе.
В любом случае, примерный сценарий развития событий можно предложить уже сегодня – что и сделал подполковник американской армии Праксителис Вамвакиас, командующий полком в провинции Газни.
«Многое из происходящего мы уже видели в Ираке, - поделился он своим видением будущего Афганистана. – Поворотный момент наступил после того, как «Аль-Каида» убила множество и обезглавила такое количество людей, что жители страны, в конце концов, устали от этого и начали сражаться. Примерно то же самое может случиться и случится здесь».
Но об этом в Вашингтоне, бросающем кабульскую власть на произвол судьбы, думать не хотят. Главное, что Пентагон давно профессионально освоил огромные возможности интернета – и уже сейчас американцам предлагают праздновать «победу демократии» в Афганистане. Суммы, потраченные на пропагандистскую обработку населения Соединенных Штатов в любом случае будут меньшими, чем затраты на содержание американского контингента в далекой стране. Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|