Клинтон Vs. Байден: Game over или все только начинается?
Последние недели мировые СМИ активно обсуждали возможность замены нынешнего вице-президента Джо Байдена на Хиллари Клинтон в избирательном бюллетене Демократической партии на предстоящих в ноябре выборах.
Дискуссия началась сразу после того, как г-жа Клинтон заявила о том, что не останется на должности госсекретаря США после выборов. Само по себе это заявление является горячей новостью, но уж никак не сенсацией – очень многие госсекретари, даже весьма успешные, служили в администрации лишь один срок, так что новость была бы рядовой, если бы не контекст нынешней президентской гонки, а также не те события, которыми сопровождалось избрание Барака Обамы президентом в 2008 году.
Тогда Обама и Клинтон были фаворитами праймериз, и Хиллари отступила. Ее назначение на должность госсекретаря поначалу выглядело как утешительный приз, ведь Джо Байден считался признанным специалистом в международных отношениях, так что выбор первого чернокожего президента Америки должен был ослабить влияние Хиллари да и всего клана Клинтонов на администрацию.
Некоторые эксперты именно Джо Байдену приписывают авторство «перезагрузки», а также считают посла в России Майкла Макфола человеком Байдена.
Однако, как выяснилось, Хиллари вовсе не собиралась оставаться в тени или быть номинальным министром. Держась вдалеке от внутренних политических дискуссий, она развила бурную деятельность на международной арене и добилась успехов, которые, глядя изнутри США, невозможно отрицать. Часть такой деятельности, совершенно очевидно, пришлись не по нраву России, но в Америке она стала весьма популярна. Совсем недавно она записала себе в актив еще одно очко, выторговав у властей КНР переезд в Соединенные Штаты известного китайского диссидента Чена Гуанченга.
Сегодня это самый популярный политик США, ее рейтинг доверия среди американцев превышает 66%, и она оставляет далеко позади себя и Барака Обаму, и Митта Ромни. Более того, мало кто из политиков в Америке имел такой рейтинг когда-либо. А за последние 20 лет это и вовсе рекорд. Так что Хиллари уходит с поста высокопоставленного госслужащего на пике своей популярности.
А поскольку отставание Ромни от Обамы медленно, но уверенно сокращается, слухи о замене Байдена на Клинтон на предвыборной Конференции демократов или непосредственно перед ней стали распространятся с неимоверной скоростью. Даже те, кто в такую замену не верил, с той или иной степенью осторожности предполагали, что в 2016 году г-жа Клинтон выставит свою кандидатуру на пост президента Соединенных Штатов.
Позже аналитики стали отрицать возможность замены кандидата в вице-президенты от Демократической партии. Из явных преимуществ Байдена отмечали лишь его влияние на нечернокожих «синих воротничков». В остальном же логика сводится к тому, что Клинтон бы очень помогла Обаме… и именно поэтому нельзя ее вводить в избирательный бюллетень, ибо это выглядело бы как акт отчаяния.
Наконец, сама Хиллари Клинтон поставила точку в споре, сказав, что устала от 20-летнего политического забега, и намекнув, что не собирается более вступать в президентскую гонку. Выступая в Калькутте, она выразила надежду еще при своей жизни увидеть в Белом доме женщину, избранную президентом, но ей самой хочется уйти из напряженной политической жизни и поискать другие способы служить своей стране.
В связи с этим нельзя не заметить, что, хотя все отмечают слаженную работу Обамы и Клинтон, трения между ними явно были. Еще в 2009 году появились утечки, что Клинтон раздражена тем, насколько заужены ее полномочия. А позже она открыто выступила против бюджета ее ведомства на 2011 год, предложенного Обамой.
В таком случае ей тем более нет смысла идти на формальное повышение и участвовать в нынешней предвыборной компании на вторых ролях, чтобы затем быть тенью уходящего президента. Если Хиллари кокетничает и все же лелеет мечту об Овальном кабинете, с ее рейтингом гораздо выгоднее идти в кампанию 2016 года, скажем, с поста сенатора от штата Нью-Йорк или губернатора.
Здесь дело в самой должности вице-президента. У него формально две функции: председательствовать в Сенате, представляя Федеральный округ Колумбия, и принимать на себя обязанности президента страны, если сам президент серьезно болен, отстранен от должности или умер. В Сенате, как у председательствующего, у него есть право разрешать в ту или иную сторону законотворческие споры путем подачи от своего имени дополнительных голосов. Однако по сложившейся традиции это право применяется крайне редко. Сам Байден не подал ни одного голоса в Сенате ни за один законопроект, несмотря на то, что даже половинчатая реформа здравоохранения Обамы висела на волоске.
Еще первый вице-президент США Джон Адамс сказал, что работа, которую он получил, «ошеломляюще печальна». Еще острее высказался Томас Маршал[1], 28-й вице-президент: «Жили-были два брата. Один убежал из дома в открытое море, другой стал вице-президентом Америки. Никто об обоих с тех пор ничего не слышал». При Франклине Рузвельте офис вице-президента расширили, с тех пор его стали приглашать на заседания администрации и на совещания в Овальном кабинете. Значительные полномочия получил вице-президент лишь при Джордже Буше-младшем, наделившим Дика Чейни весьма значимыми полномочиями, чем тот не преминул воспользоваться. Однако в ходе дебатов в 2008 году кандидаты в вице-президенты Сара Пейлин и Джо Байден согласились с тем, что это слишком широкие полномочия, и вице-президенту следует быть лишь советником президента.
Самостоятельных решений Джо Байден и правда не принимал, но вот политические заявления делал. Причем чем ближе 6 ноября, тем его голос звучит громче. Чего стоит хотя бы высказанное вперед Обамы одобрение идеи однополых браков!
Впрочем, то, что Байден уже сейчас выступает с предвыборными речами в разных штатах, лишь подтверждает, что в своем кресле он, в случае переизбрания Обамы, скорее всего останется. Однако, после того, как Байдену во всеуслышание был задан вопрос, обуза он или помощник, актив или пассив, можно предположить, что его в лучшем случае ожидает судьба одного из тех братьев, о которых говорил Маршал.
Будущее же Хиллари в ее руках. И руках ее клана.
[1] «A heartbeat away from the presidency: vice presidential trivia». Case Western Reserve University. 2004-10-04.
Источник: terra-america.ru.
Рейтинг публикации:
|