На прошлой неделе Рик Санторум назвал президента «снобом» за желание каждому дать возможность получить образование в колледже (на самом деле, Обама никогда не призывал обеспечить всеобщее образование уровня колледжа, а говорил всего лишь о подготовке выпускников школы в течение года или более).
Санторуму нет нужды тревожиться. Америка уже осложняет обучение в колледже для молодежи из семей скромного достатка. Государственное высшее образование уничтожается, и это приведёт к ещё большему сокращению среднего класса.
За прошедший год 41 штат сократил расходы на государственное высшее образование. И это после значительных сокращений в 2009 и 2010 гг. В некоторых государственных университетах, таких как Университет Нью-Гемпшира, потери государственных поступлений составили 40%, в Университете Вашингтона – 26%, в системе государственных университетов Флориды – 25%. Рост оплаты за обучение и размера денежных взносов приводят к дефициту. В этом году плата за обучение выросла в среднем на 8,3%. Система государственных университетов Нью-Йорка увеличила оплату за обучение на 14%, Аризона – на 17%, Вашингтон – на 16%. Студенты государственных университетов и колледжей Калифорнии столкнулись с ростом платы за обучение в среднем на 21% - это самый резкий рост по стране.
Дети из семей с низким и средним уровнем достатка получили тяжелейший удар. Вспомните – средняя зарплата падает с 2000 г., с учетом инфляции. Грант Пелла (федеральная стипендия) для студентов из бедных семей всё больше снижается, и теперь покрывает лишь треть платы за обучение и взносов (в 1980-х он покрывал почти половину, а в 1970-х – более 70%).
Задолженность по займам на образование резко растёт – Федеральный Резервный Банк Нью-Йорка оценивает её сумму в $550 миллиардов. Закон о штрафах вынуждает их возмещать, и избежать банкротства по займам на обучение практически невозможно. И, несмотря на разглагольствования Санторума, получение хорошо оплачиваемой работы в Америке всё больше требует диплома колледжа. Глобализация и быстрые технологические изменения вознаграждают способность определять и решать новые задачи. Диплом колледжа – ещё и сигнал предполагаемому нанимателю, что молодой человек обладает необходимыми данными для успеха.
Вот поэтому в 2009 г. средняя ежегодная зарплата имеющих диплом бакалавра была на 70% выше, чем у тех, кто получил диплом средней школы. (по данным, опубликованным Census). Но государственное высшее образование – не просто личное вложение средств. Это благо для всего общества. Наша молодежь – с её способностью думать, воспринимать, исследовать и изобретать – это будущее Америки.
Раньше мы это понимали. Во времена роста государственного высшего образования - с 1950-х до 1970-х – плата за обучение в государственных университетах в среднем составляла 4% среднего дохода семьи (сравните с 20% в частных университетах). Молодые американцы массово получали дипломы колледжей – и создавали когорту ученых, инженеров, менеджеров и профессионалов, что двигало вперёд экономику и привело к быстрому росту среднего класса.
Но начиная с 1980-х, как и во многих других областях американской жизни, мы повернули вспять. Плата за обучение в государственных университетах стала расти. К 2005-му году она составляла более 10% среднего ежегодного дохода семей. Теперь она уже подбирается к 25% - но это еще неплохо в сравнении с частными университетами (для них этот показатель составляет почти 70%). Она уже достаточно высока, чтобы воспрепятствовать многим способным молодым людям там учиться.
Государственное высшее образование было пропуском в средний класс, но теперь эти двери закрываются – просто доходы и благосостояние более чем когда-либо, начиная с 1920-х годов, сконцентрированы наверху, и это в то время, когда Америка более чем когда-либо нуждается в мозгах своей молодёжи.
Это безумие.
Где же ответ? Частично в том, чтобы сделать государственные университеты более эффективными. Каждая бюрократия, с которой я имел дело (а это были крупные бюрократы), обладает кое-каким жирком, который можно подрезать. Университеты неизбежно становятся затратным предприятием: исследования и обучение невозможно передать на аутсорсинг или превратить в компьютеризированный механический инструмент.
Вторая часть ответа – поднять оплату за обучение и взносы для студентов из семей с высоким уровнем доходов и использовать эти деньги на субсидии для ребят из семей со средним и низким доходом. Даже сейчас относительно немногие платят по официальной прейскурантной цене – многие получают небольшие скидки, пропорциональные доходу семьи. Но это не решит основных проблем.
Большая часть ответа – необходима большая правительственная поддержка государственного образования на всех уровнях. Дл этого требуется больше поступлений от сбора налогов – особенно с американцев, которые вполне способны заплатить. Большинство американцев все еще верят в идеалы равных возможностей. И основное в наших патриотических идеях то, что мы несём ответственность друг перед другом как члены одного общества.
Эти два правила ведут к очевидному выводу: самые богатые граждане Америки обязаны платить больше налогов, чтобы дети из семей со средним и низким доходом получили шанс достичь успеха в Америке.
Инициатива в Калифорнии, ожидающая продолжения, предполагает увеличение налога на миллионеров и использование этих денег для финансирования государственного образования на всех уровнях. Это хорошая мысль, и пришла она вовремя. А другим штатам стоит ей последовать.
Роберт Райх, профессор государственной политики, ректор Калифорнийского Университета Беркли, автор книги «Негативные последствия»
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+