Развивающиеся страны Латинской Америки все больше привлекают к себе интерес со стороны российских, китайских, европейских и американских политиков. Их влияние на международной арене сравнительно не высоко, хотя в определенных случаях мнение таких государств-членов ООН является решающим в противостоянии внешнеполитических блоков. Чтобы понять, почему сегодня взгляды всего мира устремлены на южноамериканский континент, рассмотрим некоторые моменты и особенности развития таких ключевых суверенов как Бразилия, Аргентина, Чили, Мексика, Парагвай, Куба. Также для осмысления значения в международной игре латиноамериканских государств следует уяснить ту роль, на которую претендуют некоторые из них.
Регион относят к развивающимся, однако уровень достигнутых успехов на сегодняшний день различен между отдельными государствами. Особенно высокими темпами развития отличается Бразилия. Это государство придерживается неолиберального капитализма и проводит в жизнь уже около двадцати с лишним лет политику, направленную на повышение благосостояния населения. Широкомасштабные преобразования в социальной и экономической сфере проводятся за счет доходов от экспорта сырья. Обилие природных богатств привлекает в Бразилию многочисленных инвесторов, однако основными торговыми и политическими партнерами остаются Китай, Россия, Индия, а также соседние латиноамериканские страны. На современном этапе в развивающемся государстве имеются серьезные проблемы социального характера, которые разрешаются уже довольно-таки давно. За истекший период из-за черты бедности удалось вывести около шестидесяти миллионов человек, что, несомненно, является победой государства. Сегодня Бразилия старается удерживать достигнутые успехи, а также продолжает социальные преобразования, поскольку разница между обеспеченными и нищими слоями еще слишком велика и вызывает острые противоречия. Вместе с тем Бразилия является самым благополучным и состоятельным государством Южной Америки.
В других государствах, таких как Мексика и Аргентина, к экономическим трудностям также добавляется осложненная криминогенная ситуация. В Мексике существуют крупные и весьма опасные теневые структуры, процветает организованная преступность. Однако положительная динамика прослеживается и здесь. Например, в Аргентине поток инвестиций в провинции никогда не был таким объемным за всю историю существования государства. Активно развивается строительство в городах, вводятся новые системы благоустройства, и постепенно латиноамериканские трущобы, знаменитые своей убогостью на весь мир, исчезают, а улицы начинают напоминать европейские. Правоохранительные органы этих стран, наконец, добились некоторого успеха, и степень безопасности в крупных городах значительно возросла, обеспечив дополнительные капиталовложения извне. Эквадор впервые обратил внимание на экологию и продвигается по пути капитализма, используя положительный опыт Бразилии. Интенсивная модернизация проводится сегодня и в Колумбии. Таким образом, можно сделать вывод, что страны рассматриваемого региона после длительного и во многом губительного влияния Соединенных Штатов уверено вышли на путь выстраивания социальных правовых систем, учитывающих, в первую очередь, интересы собственного населения и государства.
Страны Южной Америки имеют различный уровень развития и расстановку политических приоритетов. Например, Бразилия входит в состав такого образования как БРИКС, а Мексика проводит проамериканскую политику. Наличие противоречий во внешнеполитическом поведении региона является характерной особенностью этих стран, которые даже в послевоенный период вели себя разрозненно и несогласованно. Очень ярко выразилось нежелание придерживаться единой линии при обсуждении проблемы независимости Израиля и признания его в качестве государства, а впоследствии и вступления в состав ООН. В прежние годы некоторые страны южноамериканского континента выказывали свое нежелание участвовать в политической игре на Ближнем Востоке. Сегодня же вопрос стоит достаточно остро, и мнение латиноамериканских членов Совета Безопасности может стать решающим в вопросе принятия Палестины в состав ООН. Возможность вступления ПНА в члены международной организации претит интересам Израиля и, соответственно, США, поэтому американцы пытаются повлиять на решения правительства некоторых стран.
Большинство государств Южной Америки использует сложившуюся ситуацию с целью извлечения сиюминутных выгод и прибылей, но некоторые действуют по обдуманной и последовательной стратегии. Например, Бразилия однозначно определила, что проголосует «за», как и ее основные политические союзники Россия и Китай, а вот колумбийское правительство решило воздержаться. Политика невмешательства может быть принята и другими государствами региона. Скорее всего, поддержит американцев и проголосует «против» Мексика, а также, возможно, Чили. Эти страны слишком зависимы от США, чтобы принимать решения, противоречащие интересам этой влиятельной державы. Американцы уже не раз высказывали свои предположения о возможных потерях латиноамериканских стран в случае принятия Палестины в состав ООН. Для Мексики, действительно, основным торговым партнером являются США. Кроме того, финансовые магнаты этой страны осуществляют инвестирование крупных социальных проектов, а также развитие инфраструктуры городов, поэтому иного мнения у правительства этого государства быть не может.
Однако наличие голоса в ООН далеко не единственный факт, который заставляет международное сообщество внимательно наблюдать за развитием региона. Сравнительно недавно возник новый тандем под названием БРИК, который позднее был переименован в БРИКС. В состав этого изначально экономического союза входят такие мощные и влиятельные державы как Китай, Россия и Индия, а из латиноамериканских стран его членом является Бразилия с ее ресурсами и производственным потенциалом. Объемы финансовых потоков между Бразилией и Китаем нарастают каждый год, а торговый оборот уже сегодня представляет собой весомую долю от общемирового. В условиях нестабильного положения Европы и США, БРИКС приобретает особую значимость на политической мировой арене. Сегодня еще рано говорить о создании многополярного мира, но начавшиеся поставки оружия в Бразилию из России явно свидетельствуют о его создании в ближайшей перспективе.
США весьма болезненно реагируют на попытки союзников вывести из под исторического влияния другие латиноамериканские государства. Пропаганда единства и братства с «великим соседом» ведется по большей части в Мексике и Чили, однако есть попытки пропаганды среди населения в Бразилии и в других странах. Существование американской демократии все более приобретает характер паразитирования, поэтому Южная Америка с ее огромными богатствами, в том числе углеводородами, особенно привлекает внимание Соединенных Штатов. Долларовые инвестиции на фоне катастрофического внешнего долга все более приобретают характер откровенного выкачивания ресурсов и грозят дестабилизацией экономики. В связи с таким поведением на территории Бразилии и прочих государств региона все более усиливаются антиамериканские настроения. Конечно, на такие резкие высказывания немедленно находятся статьи ответного характера. Указанные тенденции способствуют укреплению партнерских отношений с Китаем, Индией и Россией. В некоторых публикациях можно увидеть сравнение влияния США на государства Латинской Америки с фашизмом.
Мировой кризис, так тяжело ударивший по Старому свету и США, едва снизил темпы прироста ВВП в Латинской Америке. Страны по-прежнему продолжают развиваться благодаря сохранившемуся спросу на экспортируемые товары. Основным покупателем, как уже отмечалось ранее, является Китай, успешно сдерживающий сегодня негативные экономические процессы в своей финансовой системе. Угроза снижения динамики развития может возникнуть лишь при падении спроса на углеводороды, продовольствие и иные товары, что в ближайшее время вполне вероятно. Тем не менее, угроза снижения темпов развития и даже стагнация выглядит не такой уж страшной перспективой на фоне Греции, а также возможного дефолта Штатов.
Интерес Европы к государствам Южной Америки объясняется также надеждой на получение финансовой поддержки в период кризиса. К слову, на обращение о предоставлении средств в фонд поддержки европейских стран руководство Китая заявило, что все финансовые операции готовы проводить лишь через Международный валютный фонд. Подобную позицию выразила и Бразилия, объясняя такое решение исключительно принципами равноправия во внешнеполитических отношениях. Финансовые средства, по мнению бразильских политиков, могут быть предоставлены европейским государствам на тех условиях, на которых они передаются развивающимся государствам.
Однако экономическую ситуацию в южноамериканском регионе в будущем специалисты оценивают по-разному. Например, считают, что слишком большие капиталовложения не могут быть эффективно освоены государствами, в результате чего могут образовываться «пузыри», что рано или поздно приведет к дестабилизации финансовой ситуации и стремительному оттоку инвестиций. Воплощение в реальность такого предположения может вызвать скачкообразные инфляционные процессы, а в худшем случае дефолт.
Тем не менее, большинство прогнозов связаны с дальнейшем развитием региона и продолжением сотрудничества одних государств с участниками БРИКС, а других - с проамериканским блоком. Ожидается также дальнейшая борьба за влияние с попеременным успехом, который будет зависеть, в первую очередь, от стабильности доллара и активностью организации освоения инвестиций.
Регион относят к развивающимся, однако уровень достигнутых успехов на сегодняшний день различен между отдельными государствами. Особенно высокими темпами развития отличается Бразилия. Это государство придерживается неолиберального капитализма и проводит в жизнь уже около двадцати с лишним лет политику, направленную на повышение благосостояния населения. Широкомасштабные преобразования в социальной и экономической сфере проводятся за счет доходов от экспорта сырья. Обилие природных богатств привлекает в Бразилию многочисленных инвесторов, однако основными торговыми и политическими партнерами остаются Китай, Россия, Индия, а также соседние латиноамериканские страны. На современном этапе в развивающемся государстве имеются серьезные проблемы социального характера, которые разрешаются уже довольно-таки давно. За истекший период из-за черты бедности удалось вывести около шестидесяти миллионов человек, что, несомненно, является победой государства. Сегодня Бразилия старается удерживать достигнутые успехи, а также продолжает социальные преобразования, поскольку разница между обеспеченными и нищими слоями еще слишком велика и вызывает острые противоречия. Вместе с тем Бразилия является самым благополучным и состоятельным государством Южной Америки.
В других государствах, таких как Мексика и Аргентина, к экономическим трудностям также добавляется осложненная криминогенная ситуация. В Мексике существуют крупные и весьма опасные теневые структуры, процветает организованная преступность. Однако положительная динамика прослеживается и здесь. Например, в Аргентине поток инвестиций в провинции никогда не был таким объемным за всю историю существования государства. Активно развивается строительство в городах, вводятся новые системы благоустройства, и постепенно латиноамериканские трущобы, знаменитые своей убогостью на весь мир, исчезают, а улицы начинают напоминать европейские. Правоохранительные органы этих стран, наконец, добились некоторого успеха, и степень безопасности в крупных городах значительно возросла, обеспечив дополнительные капиталовложения извне. Эквадор впервые обратил внимание на экологию и продвигается по пути капитализма, используя положительный опыт Бразилии. Интенсивная модернизация проводится сегодня и в Колумбии. Таким образом, можно сделать вывод, что страны рассматриваемого региона после длительного и во многом губительного влияния Соединенных Штатов уверено вышли на путь выстраивания социальных правовых систем, учитывающих, в первую очередь, интересы собственного населения и государства.
Страны Южной Америки имеют различный уровень развития и расстановку политических приоритетов. Например, Бразилия входит в состав такого образования как БРИКС, а Мексика проводит проамериканскую политику. Наличие противоречий во внешнеполитическом поведении региона является характерной особенностью этих стран, которые даже в послевоенный период вели себя разрозненно и несогласованно. Очень ярко выразилось нежелание придерживаться единой линии при обсуждении проблемы независимости Израиля и признания его в качестве государства, а впоследствии и вступления в состав ООН. В прежние годы некоторые страны южноамериканского континента выказывали свое нежелание участвовать в политической игре на Ближнем Востоке. Сегодня же вопрос стоит достаточно остро, и мнение латиноамериканских членов Совета Безопасности может стать решающим в вопросе принятия Палестины в состав ООН. Возможность вступления ПНА в члены международной организации претит интересам Израиля и, соответственно, США, поэтому американцы пытаются повлиять на решения правительства некоторых стран.
Большинство государств Южной Америки использует сложившуюся ситуацию с целью извлечения сиюминутных выгод и прибылей, но некоторые действуют по обдуманной и последовательной стратегии. Например, Бразилия однозначно определила, что проголосует «за», как и ее основные политические союзники Россия и Китай, а вот колумбийское правительство решило воздержаться. Политика невмешательства может быть принята и другими государствами региона. Скорее всего, поддержит американцев и проголосует «против» Мексика, а также, возможно, Чили. Эти страны слишком зависимы от США, чтобы принимать решения, противоречащие интересам этой влиятельной державы. Американцы уже не раз высказывали свои предположения о возможных потерях латиноамериканских стран в случае принятия Палестины в состав ООН. Для Мексики, действительно, основным торговым партнером являются США. Кроме того, финансовые магнаты этой страны осуществляют инвестирование крупных социальных проектов, а также развитие инфраструктуры городов, поэтому иного мнения у правительства этого государства быть не может.
Однако наличие голоса в ООН далеко не единственный факт, который заставляет международное сообщество внимательно наблюдать за развитием региона. Сравнительно недавно возник новый тандем под названием БРИК, который позднее был переименован в БРИКС. В состав этого изначально экономического союза входят такие мощные и влиятельные державы как Китай, Россия и Индия, а из латиноамериканских стран его членом является Бразилия с ее ресурсами и производственным потенциалом. Объемы финансовых потоков между Бразилией и Китаем нарастают каждый год, а торговый оборот уже сегодня представляет собой весомую долю от общемирового. В условиях нестабильного положения Европы и США, БРИКС приобретает особую значимость на политической мировой арене. Сегодня еще рано говорить о создании многополярного мира, но начавшиеся поставки оружия в Бразилию из России явно свидетельствуют о его создании в ближайшей перспективе.
США весьма болезненно реагируют на попытки союзников вывести из под исторического влияния другие латиноамериканские государства. Пропаганда единства и братства с «великим соседом» ведется по большей части в Мексике и Чили, однако есть попытки пропаганды среди населения в Бразилии и в других странах. Существование американской демократии все более приобретает характер паразитирования, поэтому Южная Америка с ее огромными богатствами, в том числе углеводородами, особенно привлекает внимание Соединенных Штатов. Долларовые инвестиции на фоне катастрофического внешнего долга все более приобретают характер откровенного выкачивания ресурсов и грозят дестабилизацией экономики. В связи с таким поведением на территории Бразилии и прочих государств региона все более усиливаются антиамериканские настроения. Конечно, на такие резкие высказывания немедленно находятся статьи ответного характера. Указанные тенденции способствуют укреплению партнерских отношений с Китаем, Индией и Россией. В некоторых публикациях можно увидеть сравнение влияния США на государства Латинской Америки с фашизмом.
Мировой кризис, так тяжело ударивший по Старому свету и США, едва снизил темпы прироста ВВП в Латинской Америке. Страны по-прежнему продолжают развиваться благодаря сохранившемуся спросу на экспортируемые товары. Основным покупателем, как уже отмечалось ранее, является Китай, успешно сдерживающий сегодня негативные экономические процессы в своей финансовой системе. Угроза снижения динамики развития может возникнуть лишь при падении спроса на углеводороды, продовольствие и иные товары, что в ближайшее время вполне вероятно. Тем не менее, угроза снижения темпов развития и даже стагнация выглядит не такой уж страшной перспективой на фоне Греции, а также возможного дефолта Штатов.
Интерес Европы к государствам Южной Америки объясняется также надеждой на получение финансовой поддержки в период кризиса. К слову, на обращение о предоставлении средств в фонд поддержки европейских стран руководство Китая заявило, что все финансовые операции готовы проводить лишь через Международный валютный фонд. Подобную позицию выразила и Бразилия, объясняя такое решение исключительно принципами равноправия во внешнеполитических отношениях. Финансовые средства, по мнению бразильских политиков, могут быть предоставлены европейским государствам на тех условиях, на которых они передаются развивающимся государствам.
Однако экономическую ситуацию в южноамериканском регионе в будущем специалисты оценивают по-разному. Например, считают, что слишком большие капиталовложения не могут быть эффективно освоены государствами, в результате чего могут образовываться «пузыри», что рано или поздно приведет к дестабилизации финансовой ситуации и стремительному оттоку инвестиций. Воплощение в реальность такого предположения может вызвать скачкообразные инфляционные процессы, а в худшем случае дефолт.
Тем не менее, большинство прогнозов связаны с дальнейшем развитием региона и продолжением сотрудничества одних государств с участниками БРИКС, а других - с проамериканским блоком. Ожидается также дальнейшая борьба за влияние с попеременным успехом, который будет зависеть, в первую очередь, от стабильности доллара и активностью организации освоения инвестиций.