На встрече с госсекретарем Совета Безопасности Леонидом Мальцевым и министром обороны Юрием Жадобиным президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что поскольку у России и Белоруссии - «практически общая армия», Москва могла бы принять посильное участие в финансировании Вооруженных сил РБ
Белорусы заслуживают не меньшей поддержки, чем обитатели Придонья парой веков ранее
На мой взгляд, в этом вопросе все просто и очевидно. Александр Григорьевич совершенно прав даже чисто в формальном плане. Действительно, поскольку существует Союзное государство России и Белоруссии, оно должно иметь не только общие экономические, но и оборонительные возможности, не говоря уже о том, что Вооруженные силы Белоруссии занимаются охраной передовых рубежей Союзного государства. В этой связи можно вспомнить практику взаимоотношений России с казаками. Да и не только России: были свои «казаки» и у Польши (т. н. «запорожцы»), и у Австрии. Речь идет о т. н. «граничарах», т. е. пограничниках. Это были в основном хорваты – католическая часть сербов.
Во всех перечисленных случаях границу охраняли вооруженные силы, которые формально не подчинялись центру напрямую, но при этом формально получали от него снабжение – как чисто военное, так и, при необходимости, продовольствие и покрытие прочих насущных нужд. Более того, данные пограничные силы могли по своему собственному расчету и усмотрению выбирать, какой из приграничных опасностей в данный момент нужно противостоять. Причем их независимый статус позволял заниматься выяснением отношений даже на дипломатическом уровне. Исходя из этой исторической практики, я полагаю, что белорусы сейчас заслуживают не меньшей поддержки, чем, скажем, обитатели Придонья парой веков ранее. Единственное, что вызывает у меня серьезные опасения, – это то, что в нынешнем политическом и военном руководстве России, на мой взгляд, слишком мало людей, которые понимают, что мы сейчас сталкиваемся с угрозами совершенно иного рода, нежели в 1914 или 1941 гг., в связи с чем нам необходимы нетривиальные средства защиты.
Практически любая элита рано или поздно претерпевает вырождение
Вот почему я очень опасаюсь, что пожелания Алексея Григорьевича не встретят понимания не только в экономическом блоке нашего правительства. Последний уже давно известен тем, что защищает интересы мировой финансовой системы в целом, рассматривая Россию лишь как одну из множества взаимозаменяемых ее частей. Однако пожелания Лукашенко могут не понять и в «арбатском военном округе». В числе элит сейчас находятся люди и структуры, которые имеют очень сомнительные представления о том, каковы вообще задачи элиты и зачем общество ее выдвигает и содержит. Большая часть людей, которые сегодня считают себя элитой, совершенно искренне верят, что общество должно платить им за красивые глаза, и что они сами по себе так хороши, что кормить их, а также восхищаться каждым их словом и жестом составляет почетную обязанность и высокую честь для всех остальных граждан.
Справедливости ради следует признать, что практически любая элита рано или поздно претерпевает такое вырождение. В Китае в подобных случаях говорят об утрате «небесного мандата» на управление. Причин этому много. Главное – то, что само положение элиты способствует ее отрыву от общества, а также утрате ощущения связи с обществом и его потребностями. Боюсь, что выход из этой ситуации только один: это принудительная ротация элиты всеми доступными в рамках закона способами. От обычных выборов с формированием новых партий по мере надобности до принудительного увольнения любого, кто не справляется со своими обязанностями, будь то министр или «эффективный менеджер».