Фото: dpa/DPA Тунисский диктатор Бен Али в декабре 2010 года посещает в больнице мужчину, совершившего акт самосожжения. Уличный торговец стал символом восстания против режима Али.
Эта фотография напоминают о печальном событии. Как год назад один тунисец облил себя бензином, и поджег себя. Двенадцать месяцев спустя после свержения диктатора Бен Али безнадежность положения жителя «родины Арабской революции» снова толкнула на тот же акт отчаяния. В декабре 2010 года этим мучеником был уличный торговец из города Сиди Бузид, в январе 2012 — безработный из бедной сельской глубинки в районе города Гафса. Неужели так ничего и не изменил в Тунисе с тех пор как ветер «арабской весны» пронесся над страной?
Лина Бен Мхенни, во всяком случае, опять на улице. Молодая блоггерша стала иконой восстания после того, как в прошлом году запечатлела на камеру картины растущего протеста, делая доступными те новости, которые старый режим пытался удержать под замком. Год спустя после революции 28-летняя сетевая активистка снова отправилась в поездку по стране, беседуя с теми же участниками событий, и подвела в своем блоге «девушка из Туниса» отрезвляющий баланс: «Совершенно очевидно, что после ухода Бен Али мало что изменилось».
Первой по важности причиной, выведшей людей на улицы год назад, была беспросветная ситуация на рынке труда. Около 40% трудоспособного населения Туниса не имеют работы. Победившая на октябрьских выборах партия «Ан-Нахда» пообещала создать за два года 600 000 рабочих мест. И за прошедшее время едва ли хоть что-то было сделано.
Конечно, за это должна нести ответственность не только исламистская «Ан-Нахда», но и остальные члены правительственной коалиции. Долгим оказался процесс формирования правительства, лишь через две недели был опубликован состав кабинета, распределены обязанности. Экономика все еще ждет импульса для своего развития. «Туристы не возвращаются, малый бизнес скован отсутствием инвестиций», — говорит Элизабет Брауне, представитель Фонда Фридриха Эберта в Тунисе.
Исламисты требуют разрешение на посещение университета женщинами в чадрах
Поскольку для оценки деятельности тунисского правительства просто отсутствуют хоть какие-то конкретные действия с его стороны, в фокус попадают изменения в сфере гражданского общества. Лина Бен Мхенни, например, в последнее время все чаще принимает участие в демонстрациях и сидячих забастовках. На прошлой неделе она участвовала в подобном мероприятии в университете Мануба, где дошло до конфронтации между исламистами и руководством университета. Исламисты оккупировали один факультет, и требовали разрешение для студенток на посещение университета в головных платках или чадре.
Разумеется, подобное было запрещено при Бен Али. «Однако ношение головных платков теперь интерпретируется определенными группами как осуществление своего права на свободу вероисповедания, и громогласно требуется», — говорит Брауне. То есть головной платок уже перестал быть символом отсталости? Вождь исламистской «Ан-Нахды» Рашид Ганнуши явно сдержан в выражениях своего отношения к подобным дебатам. Официально его партия провозгласила нейтралитет. Однако, наблюдение за улицей позволяет сделать вывод, что религия начинает играть все большую роль, по словам Брауне. Стали отчетливо слышны муэдзины с их регулярными призывами к молитве, больше женщин стали носить головные платки.
«Вместо решения насущных проблем Туниса правительство занято в первую очередь дебатами о идентичности и религии», - заявляет блоггерша. Она подразумевает под этим нарушение статьи 1 Конституции, в которой идет речь о характере тунисского государства и роли, отведенной религии.
Кроме того, Лина Бен Мхенни с все большей озабоченностью наблюдает за растущей утратой свободы информации. Например, журналисты, пытавшиеся дать репортаж о демонстрации перед зданием Министерства образования, были удалены с места событий сотрудниками сил безопасности.
Подавленное праздничное настроение в годовщину свержения Бен Али
Организация «Репортеры без границ» в открытом письме обвинила правительство Туниса в «проведении официальными лицами репрессивной практики, которая, как все мы думали, ушла в прошлое». Осуждению было подвергнуто и назначение премьер-министром главных редакторов государственных СМИ, состоявшееся на прошлой неделе. Известная тунисская журналистка Сихем Бенседрин и сегодня все еще видит «в действии старые силы, уже возродившие у некоторых моих коллег самоцензуру».
К годовщине изгнания Бен Али большинство наблюдателей подошли в подавленном настроении. «Будут празднества и демонстрации», — пишет Лина Бен Мхенни в «Твиттере». Но у многих эйфория уступила место осознанию того, что настоящие перемены потребуют времени и терпения. При всем отрезвлении Элизабет Брауне остается благодарной одному: «По сравнению с ситуацией жизни при Бен Али имеется все же по настоящему ценное завоевание революции — возможность тунисцам громогласно выдвигать свои справедливые требования, и открыто дискутировать о них».
Несмотря на разочарование от неспешного темпа реформ вид насилия, творящегося в Египте, будит у многих тунисцев гордость за свою неоконченную, но зато мирную революцию.
Справочная серия «Партии учредительного собрания»
Первые свободные выборы состоялись по поводу 217 мест учредительного собрания. По предварительным официальным данным они распределились между следующими крупными партиями и союзами:
«Ан-Нахда», 90 мест, политическая ориентация — исламисты
«Конгресс за республику», 30 мест, левые центристы
«Эттакатоль», 21 место, социал-демократы
«Аль-Арида». 19 мест, националисты
«Демократическая партия прогресса», 17 мест, центристы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+