В феврале прошлого года начались планомерные попытки ослабить и свергнуть режим сирийского лидера Башара Асада. Но утверждать, что все они потерпели неудачу, нельзя, поскольку часть больших городов страны вовсе не лояльно настроены по отношению к своему лидеру. Кроме Хомса и Хамы, можно назвать и некоторые провинции, например Идлиб и Дераа, в которых идет настоящая партизанская война. Все это дает возможность сделать неутешительный вывод – в Сирии наступил раскол, в результате чего отношение к действующим властям неоднозначное.
Наиболее опасной принято считать трассу, соединяющую северные города Идлиб, Алеппо и Латакию. К примеру, расстояние между городами Латакия и Алеппо составляет примерно 200 километров, с помощью автотранспорта его можно преодолеть за 4 часа. Но, если говорить о воздушном соединении, то в целях безопасности лучше сделать приличный «крюк», добравшись сначала до Дамаска, а уже потом – до Латакии. Объясняется все весьма просто: после того, как организация массовых беспорядков с целью уничтожения режима потерпела поражение, его противники из городов перешли в горную и лесистую местность.
Однако этим на данный момент успехи радикально настроенной оппозиции ограничиваются, поскольку, несмотря на все их ухищрения, большая часть местного населения все-таки продолжает всячески поддерживать Асада, в его честь сложено немало песен. Более того, некоторые жители не просто украшают изображениями президента свой дом или автомобиль, но и делают татуировки с его портретом.
Нечто похожее по отношению к своим лидерам можно наблюдать и в других арабских государствах. Ярким примером тому служит Египет или Ливия. Культ личности, который присущ арабскому миру, ставит под сомнение возможность установления «демократии», которой так хотят добиться правительства некоторых западных государств.
В средствах массовой информации неоднократно подавалась информация о кровопролитных столкновениях оппозиции с силовыми структурами, в то время, как большинство митингов, проходящих по всей стране, организованы в поддержку Асада.
Но, в таком случае, возникает закономерный вопрос: Почему до настоящего времени официальные сирийские власти не смогли использовать ситуацию с пользой для себя, и почему в своих поступках избегали опоры на народные массы?
В ответ на вопрос, почему Сирия не использует алжирский опыт, когда государству удалось побороть исламистов в 1992-1999 году при помощи народа, генерал-лейтенант Усама Хадур ответил, что опасается такого варианта, поскольку наличие у мирного населения огнестрельного оружия может в итоге стать причиной развития насилия. Кроме того, он добавил, что разделение народа по признаку принадлежности к той или иной этнической конфессии может быть опасным, ведь именно на сталкивание интересов людей с разным вероисповеданием делают ставку радикально настроенные западные лидеры.
И хотя позже генерал-лейтенант добавил, что у некоторых сирийцев есть право на определенные виды оружия, в основном пистолеты и охотничьи ружья, но представить себе, что при помощи подобного оружия можно противостоять боевикам с автоматами и гранатометами, невозможно.
Понятно, что без поддержки никакое повстанческое движение долго существовать не сможет. Сирийские террористы не являются исключением в этом плане. Вместе с тем, правительство Сирии, жалуясь на подрывную деятельность, которую ведут на ее территории боевики из Саудовской Аравии и Катара, ничего не предпринимает для того, чтобы эту деятельность прекратить. А ведь можно было бы, как минимум, ввести для населения этих государств визовый режим. Сейчас каждый житель любого арабского государства вполне может прибыть на территорию Сирии с целью проведения каких-либо терактов.
Однако ответить на вопрос о том, почему же ничего не делается в этом направлении, никто из руководства не смог. Причиной такого бездействия называется тот факт, что Сирия является братским государством как для Аравии, так и для Катара. И если сирийское правительство посчитает нужным ввести визовые ограничения, то в арабском мире все заявления о стремлении к единству будут считаться фикцией. Но в то же время некоторые сдвиги в этом вопросе все же существуют. Так, были введены ограничения на посещение страны турецкими жителями. Но ведь это не единственное арабское государство…
Большинство силовиков также относятся весьма отрицательно к возможности введения виз. Мотивируют они это тем, что боевики и так тайно пробираются в страну, поскольку сирийское государство не имеет хорошо охраняемых границ и достаточного контроля за перемещениями людей. Но ведь можно ввести хотя бы обязательную регистрацию, что позволит контролировать не только перемещения самих сирийцев, но и иностранцев на своей территории.
Понятное дело, подобный подход к решению проблемы имеет ряд отрицательных моментов, но главным все-таки остается необходимость изменения ситуации, когда Сирия фактически стала проходным двором для террористов.
Причиной отказа от визового режима является и то, что большое число сирийцев выезжает на работу в соседние арабские государства, а введение ограничений может привести к тому, что такой путь заработков будет закрыт, что сильно ударит по карманам многих сирийских жителей. И сейчас важно определить, что считать приоритетным – благосостояние части жителей или безопасность страны.
Создается впечатление, что сирийское правительство не до конца осознает степень опасности, которая грозит государству. Это ни в коем случае не боязнь народа, а всего лишь озвучивание мыслей, идущих «сверху».
Важно также отметить и тот факт, что военные подразделения, призванные защищать страну от внешних врагов, отличаются большой громоздкостью и немобильностью, и не могут бороться с небольшими группами боевиков. В результате армия не может оперативно среагировать на все выпады террористов и те, как правило, успевают уйти до момента появления военных.
В таком случае было бы логично создать народные отряды самообороны, особенно в местах повышенной нестабильности. Именно они смогли бы существенно помочь регулярным войскам, первыми реагируя при возникновении опасных ситуаций.
И хотя до последнего сирийский лидер предпочитал не опираться на народные массы, похоже, на данный момент ситуация немного изменилась.
Первые вооруженные народные отряды были созданы в Латакии. Численность их не превышает пятнадцати человек. В каждом районе формируется отряд добровольцев для ночного дежурства с целью защиты от проникновения противника, а оружие для этого вполне официально получают от силовых структур.
Конечно, подобные новости вселяют надежду на положительный исход борьбы. Нет ничего плохого в том, что сирийское правительство решило пойти по пути Алжира. Возможно, ему следовало бы пойти немного дальше и создать на основе этих малочисленных народных отрядов нечто вроде антиповстанческих формирований. Подобные формирования были созданы в советской России и называли их частями особого назначения. В состав таких формирований входили коммунисты, комсомольцы и сознательные рабочие. Конечно, понятно, что специфика деятельности такого формирования в условиях Сирии будет кардинально отличаться. Основой их в стране могут вполне стать не только организации «Баас», но и христианские, и алавитские общины. В то же время, оппозиция обвиняет Асада уже в существовании подобного формирования, а именно «эскадрона смерти шабиха». Но логично предположить, что если бы шабихи существовали и действовали в том виде, о котором кричат оппозиционеры, то вряд ли боевикам удавалось бы так свободно чувствовать себя в определенных районах. Сирийское правительство, наоборот, отрицает подобные действия этого формирования, утверждая, что шабихи уже давно превратились в мафиозную структуру, которая не только вредит властям, но и к тому же занимается контрабандой.
В условиях, когда госбезопасность и военная структура продемонстрировали свою неэффективность, необходимо принимать новые меры и вводить новые механизмы, чтобы террористы наконец-то осознали, что за каждого убитого ими военного они смогут понести намного более значительные потери. А сам Асад должен наконец-то прекратить делать вид, что ничего особенного не происходит, и что все образуется само собой.
Если ситуация будет развиваться в подобном направлении, то скоро, по прогнозам аналитиков, возможны следующие сценарии.
Первый – сирийской армии удастся навести порядок в стране. Но возникает закономерный вопрос: с кем тогда проводить переговоры?
Второй сценарий – силовой. Военный удар по территории сирийского государства может нанести либо сама Саудовская Аравия, либо Североатлантический альянс с территории все той же Аравии. Некоторым арабским государствам, к примеру Турции, такой сценарий крайне невыгоден, поскольку турецкая территория практически сразу превратится в место скопления беженцев, в том числе и курдов, что крайне негативно скажется на политической обстановке в стране.
Существует и третий сценарий, который предполагает вмешательство Ирана. Напомним, в 2009 году Асад заключил с иранским правительством договор о взаимопомощи. Заинтересованность правительства Ирана в предоставлении помощи Сирии очевидна, поскольку в случае ее падения, неизбежно последует удар по самому Ирану со стороны НАТО.
В настоящее время отряды самообороны сформированы всего лишь в отдельных местностях. Но подобная практика должна распространиться на все государство. Нет никакого смысла опасаться, что подобная инициатива может быть воспринята как недемократичная мера и использована в качестве предлога для усиления давления западных правительств. Стоит ли думать об имидже, если уже имеешь статус «кровавого палача»? Ведь, по сути, Запад совершенно не волнует, какое количество сирийцев погибнет. Главным для него остается свержение неугодного режима. Может, в таком случае стоит дать возможность народу самому себя защитить? Именно так может быть выражена настоящая демократия.