Если чужак встретит в Берлине такого «живодера», ему не поздоровится. Тот не ведает сожалений. И хотя подобный типаж фигурирует только в какой-нибудь новой книжке, иностранцев все чаще не пускают в берлинские клубы и бары. Из «ненависти к швабам» поджигаются даже детские коляски – «другой» Берлин признается в реакционных настроениях
«Вечер Шиндерхазе» – так называется новая культовая книга Берлина. Фамилия главного героя - Шиндерхазе – это производное от прозвища грабителя Йохана Бюкера (1779-1803 гг.), который был известен как «Schinderhannes» - Ганс-обдирала. На тыльной стороне обложки можно узнать, почему современный Ганс-обдирала бесчинствует именно в берлинском районе Пренцлауэр-Берг: «Жизнь без детей в окрестностях Мауэр-парка могла бы быть прекрасной… К счастью, Шиндерхазе наводит там должный порядок.
Далее по тексту идет описание конкретных действий: столкнуть детей в лужу, швырнуть их о стену или выдрать за волосы. Все это сопровождается цветными иллюстрациями. Если кто-то ростом ниже 1,40 м перешел Шиндерхазе дорогу, ему крупно не повезло. Наверное, это очень смешно. Книга написана на берлинском диалекте, скорее всего, из-за желания отмежеваться от «переселенцев», из-за которых некоторые берлинцы, как известно, чувствуют себя окруженными чужаками. «Вечер Шиндерхазе» хорошо согласуется с новой левореакционной культурой ненависти, завоевывающей популярность в Берлине.
«Бей швабов» - красуется на стенах домов в Пренцлауэр-Берг. «Ненависть к швабам» служит основанием для поджога детских колясок. Женщины в Пренцлауэр-Берг охотно ругаются словами «швабка», «тупая переселенка», «дерьможена денежного мешка». Берлинцы вообще считают «швабами» всех людей, родившихся на юго-запад от Бранденбурга. Слоган: «Мы – народ. А вы – народ другой» появился уже года три назад.
Незадолго от выборов в ландтаг Баден-Вюртемберга вышел плакат: «Оккупация закончилась! Вы можете снова вернуться домой». Даже в Нойкельне боятся сбивания в группы единомышленников молодых людей, занимающихся барами и галереями. Подобные перемены не несут в себе ничего позитивного. «Чемоданные туристы», толпами приезжающие в Берлин и посещающие такие идиллические места, как район Кройцберг, тоже вызывают сильные нарекания со стороны местных. Смешно, конечно, когда из-за этого нервничают бывалые туристы. Учащастились случаи, когда иностранцам перекрывают вход в клубы под предлогом «Туристы – персоны нон-грата. Мы хотим побыть среди своих». Давно живущий в Берлине индиец в кирхе у станции «Шлезишес Тор» наткнулся на табличку: «Sorry, no tourists».
Реакционный фон нетерпимости
Видимо, мне, как уроженке Берлина, должны понравиться приправленные юмором агрессивные выходки Шиндерхазе, направленные на защиту родного района. Тем не менее, они вызывают у меня одно отвращение. То, что некогда казалось левацким и смешным (как рождественские плакаты, на которых южным немцам желали «приятного путешествия домой»), проявляется в реакционном фоне нетерпимости.
Защита своего окружения – прежде всего. Главное – заниматься своими делами, руководить, и неважно, что делается в мире. Нужны подробные дебаты о том, какой район или какой тип городского жителя сейчас в моде, а какой – нет. К сожалению, эти возмущающиеся граждане никогда не подхватят реальные проблемы вроде быстрого роста арендной платы или подъема плана застройки Берлина от 1862 года, предусматривавшего смешивание различных социальных слоев населения. Проще создать удобный образ врага, чем переосмыслить процессы, провоцирующие социальное вытеснение.
А без всех этих южан не было бы существующего образа «другого Берлина». Без южных немцев, которые так красиво содержат дома, украшают бары анархистов и высоко держат головы в толпе. Комплимент южанам. Пусть они рожают детей и стареют в становящееся все более уютным Пренцлауэр-Берг с его залитым светом Мауэр-парком после всего, что они сделали для Берлина в годы своей молодости!
В районном краеведческом музее Кройцберга под заголовком «миграционные потоки» со всей серьезностью значится: «гугеноты, турки, швабы». Вот так. Из книг вроде «Вечера Шиндерхазе» можно узнать одну вещь, а именно: есть люди, которые считают, что они точно знают, каким должен быть Берлин – таким, каким он им близок. Этот менталитет стражей не имеет ничего общего с настроением, открытостью, способностью перевоплощаться, со всем, для чего когда-то замышлялся Берлин. «Кому следующий тумак?» - спрашивает Шиндерхазе и хохочет. Некогда берлинский грубиян был другим.