США и Израиль решили отложить на неопределенный срок совместные масштабные учения на Ближнем Востоке. В запланированных на апрель 2012 года военных маневрах Austere Challenge ("Серьезный вызов") должны были принять участие по меньшей мере три тысячи американских военнослужащих.
Предполагалось привлечь военно-воздушные силы обеих стран, корабли Пятого и Шестого флотов США, а также израильские силы ПВО и службы тыла.
В министерстве обороны Израиля категорически опровергают появившиеся сообщения о том, что отмена учений стала следствием глубокого кризиса в отношениях между странами.
При этом едва ли есть основания считать, что причины отмены маневров могут быть связаны и с экономией бюджетных средств.
Иранский фактор
Источники в израильском кабинете отмечают, что решение об отмене апрельских учений было принято лично лидерами двух стран - премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и президентом США Бараком Обамой - исходя из анализа сложившейся в регионе непростой ситуации. Известно, что на прошлой неделе состоялся телефонный разговор Нетаньяху и Обамы.
"Подобная демонстрация силы сейчас нежелательна и может быть неверно истолкована в Тегеране, а это никак не является целью самих учений, - говорит высокопоставленный источник в Тель-Авиве. – С одной стороны, Израиль заинтересован в международном давлении на Иран, включая применение жестких санкций. С другой стороны, реакция иранского руководства на такие учения может выйти за рамки обычной дипломатии, а к этому следует быть полностью готовым".
Едва начали поступать первые сообщения об отмене учений, израильские СМИ принялись строить предположения о причинах этого шага. Израильский интернет-портал debka.com предположил, что Нетаньяху пошел ва-банк в отношениях с Вашингтоном.
Якобы ради скорейшего решения иранской ядерной проблемы Нетаньяху готов даже перейти в открытую конфронтацию с американской администрацией. Демонстративно отменяя совместные учения, Нетаньяху дает понять, что если Вашингтон и дальше не будет предпринимать более энергичных действий, то Соединенным Штатам все равно придется ввязываться в ближневосточный конфликт, только уже не на своих условиях.
В пользу этой версии говорит и тот факт, что нескольким днями ранее сразу два ведущих израильских министра (глава МИД Авигдор Либерман и министр по делам стратегического планирования Моше (Буги) Яалон) выступили с резкой критикой Белого дома за его нерешительность по поводу введения новых санкций против Тегерана. Причем оба сделали это с одобрения премьера Нетаньяху.
"Американская администрация действует вяло и нерешительно во всем, что касается устранения ядерной угрозы, исходящей из Тегерана, - заявил в минувшую пятницу Моше Яалон. - Уже к концу текущего года в руках аятолл может оказаться ядерное оружие, и Израиль должен дать понять всему миру, что над его безопасностью нависла серьезная угроза".
В прошлом начальник генерального штаба израильской армии, Моше Яалон считает, что военное решение иранской проблемы не стоит сбрасывать со счетов, хотя и подчеркивает, что к нему можно прибегнуть только в качестве последней меры.
В подобном же духе высказался в начале этой недели и Авигдор Либерман, заявив, что Израиль должен оставить за собой право окончательного выбора в вопросе решения иранской проблемы.
И хотя оба политика придерживаются жесткого подхода в отношении иранской проблемы, их взгляды не совпадают по вопросу о том, должен ли Израиль действовать здесь самостоятельно.
Если Либерман в свое время утверждал, что еврейское государство способно в одиночку устранить подобную угрозу, то бывший генерал Яалон считает, что без американской поддержки это будет не под силу.
"Ахиллесова пята в отношениях"
В то же время далеко не все считают, что отмена учений явилась демонстрацией Израилем своего недовольства политикой Вашингтона.
"Вряд ли столь масштабные маневры могли быть отменены из-за кризиса в дипломатии, - говорит профессор Эфраим Инбар, руководитель центра стратегических исследований Бегин-Саадат при университете Бар-Илан.- Стратегический диалог между Вашингтоном и Иерусалимом, особенно в военной сфере, не прекращался ни на минуту даже в самые сложные периоды наших отношений".
При этом Инбар подтверждает, что существенная разница в подходе к решению иранской проблемы сегодня действительно является чуть ли не ахиллесовой пятой отношений США и Израиля. О необходимости введения жестких санкций, прежде всего, против Центробанка Ирана, а также нефтяного сектора исламской республики, руководство Израиля заявляет уже несколько лет.
За океаном эти требования прекрасно слышат, однако действовать пока не спешат, ссылаясь на необходимость заручиться поддержкой партнеров США - как на Ближнем Востоке, так и в Европе.
"Меня лично очень волнует подобное американское поведение, и не совсем понятно чего именно ожидает Барак Обама - неужели, пока в Тегеране не появится атомное оружие?", - задается вопросом профессор Инбар.
Слова Инбара целиком разделяет и председатель парламентской комиссии по иностранным делам и обороне, в прошлом начальник генштаба ЦАХАЛ и глава минобороны Шауль Мофаз. Выходец из Ирана, Мофаз уверен, что Израиль обязан в этом вопросе попытаться убедить американскую администрацию: только с ее помощью можно будет говорить о силовом решении конфликта.
"Может ли Израиль с оперативной точки зрения выполнить такую непростую миссию? Ответ положительный - может. А вот что касается дипломатии и международного сообщества, то здесь все гораздо сложнее", - отмечает Мофаз.
Плотный график переговоров
В израильском руководстве подчеркивают, что позиция нынешней американской администрации все больше отдаляет ее от реальных мер в устранении угрозы. В Израиле с неодобрением восприняли Нажать публичное осуждение американским госдепом убийства иранского ученого-ядерщика, который погиб в Тегеране в результате взрыва бомбы, закрепленной на его автомобиле.
Официальный Тегеран обвинил в убийстве ученого израильскую внешнюю разведку Мосcад и американское ЦРУ. Израильские власти никак не комментируют этот инцидент.
В израильской армии заявляют, что перенос отмененных учений если и возможен, то только на конец 2012 года. Подготовка к ним занимает как минимум полгода, а сами маневры рассчитаны не меньше, чем на 30 дней.
За это время обе армии должны добиться максимально эффективного взаимодействия на земле, в воздухе и на море, а также отработать варианты ответа на массированный обстрел территории Израиля ракетами малого и среднего радиуса действия.
В то же время, несмотря на отсрочку учений, в четверг, 19 января, в Израиль с официальным визитом прибудет председатель Объединенного комитета начальников штабов армии США Мартин Демпси. Иранская тематика станет одной из главных на его переговорах с руководством еврейского государства.
И, если судить по плотному графику заокеанского гостя, военно-стратегическое сотрудничество между странами, несмотря на все разговоры, находится на весьма высоком уровне. Источник: bbc.co.uk.
Рейтинг публикации:
|