Главную новость месяца создало французское информационное агентство АФП, сообщившее 20 декабря о появлении алжирских военных в северных районах Мали с целью «оказания помощи» малийской армии в борьбе «против терроризма». «Алжирские военные находятся в настоящее время в северных районах Мали, где оказывают помощь малийской армии в борьбе против терроризма и угроз безопасности», - заявил высокопоставленный малийский военный. При этом он отказался назвать численность алжирских военных на территории Мали, равно как сообщить какие-либо детали относительно продолжительности их нахождения в этой стране и характера оказываемой помощи. В свою очередь анонимный дипломатический источник уточнил, что речь идет о группе инструкторов численностью по меньшей мере 15 человек.
Мали, равно как другие страны региона – Алжир, Нигер и Мавритания – противостоят постоянно растущей угрозе их безопасности со стороны «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/, равно как трансграничных преступных группировок, занимающихся контрабандой наркотиков и оружия, включая ливийского. По состоянию на 11 декабря боевики АКМ и близкой к ней «Группы единства и джихада в Западной Африке» удерживали в заложниках 12 иностранцев, в том числе 6 французов.
Напомним, что в апреле 2010г. четыре страны учредили в алжирском городке Таманрассет Совместный операционный комитет представителей Генеральных штабов /СЕМОС/, который пока не организовал ни одной совместной антитеррористической операции. В ходе состоявшегося 21 ноября 2011г. в Бамако заседания СЕМОС на уровне начальников Генштабов отдельные его участники обвинили Алжир в торможении регионального военного сотрудничества. До сих пор отдельные «превентивные» операции на севере Мали проводили лишь мавританские военные. В свою очередь Алжир регулярно обвинял Бамако в том, что Мали якобы является «слабым звеном» в борьбе против АКМ.
20 декабря глава МВД АНДР Дахо ульд Каблиа исключил какое-либо прямое зарубежное военное вмешательство в Сахеле, заметив, что борьба с АКМ является исключительно делом региональной «четверки». По его мнению, другие страны Сахеля либо иностранные державы «могут внести свой вклад в борьбу с АКМ путем развития сотрудничества в сферах разведки, передачи технологий, подготовки кадров». Он утверждал, что иностранные державы якобы согласны с таким подходом к решению проблем безопасности в странах Сахеля.
1 декабря очередную проблему для алжирских властей создала Аиша Каддафи, укрывшаяся в АНДР в конце августа 2011г. вместе со своими братьями Мохаммедом и Ханнибалом, а также вдовой Муамара Каддафи – Сафией. В заявлении для базирующегося в Дамаске телеканала «Ар-Раи» она призвала ливийцев «отомстить кровью» за гибель тех, кто воевал на стороне ее отца, а также к восстанию против новых ливийских властей. «Мы сожалеем в связи с появлением этих неприемлемых высказываний, равно как мы сожалеем, что Аиша Каддафи во второй раз нарушила условие воздерживаться от заявлений в прессе. Это условие неразрывно связано с другими нормами, предписанными ей при предоставлении гуманитарного убежища в Алжире», - заявил, в частности, официальный представитель МИД Алжира Амар Белани. «Родственники Каддафи являются гостями Алжира на определенное время. Мы примем меры в связи с этим новым нарушением обязательства /Аишы Каддафи/ придерживаться сдержанности», - предупредил он.
Ранее, в сентябре 2011г., Аиша Каддафи назвала новые ливийские власти «предателями». Тогда глава МИД АНДР Мурад Меделси назвал это ее заявление «неприемлемым».
У Алжира долгое время не складывались отношения с переходным национальным советом /ПНС/ Ливии. Он признал ПНС лишь в конце сентября 2011г.
6 декабря Национальная ассамблея /нижняя палата алжирского парламента/ начала рассмотрение нового закона о политических партиях, представленного властями как супер-демократический. Тем не менее оппозиция подвергла его резкой критике, поскольку он, по ее мнению, ограничивает возможности создания новых партий. В любом случае главное в новом законе – он призван поставить барьер на пути возможного возвращения на политическую арену запрещенного Исламского фронта спасения /ИФС/. Алжирские власти явно опасались подобного сценария и считали его возможным на фоне успехов исламистских партий в других арабских странах.
Согласно закону, он запрещает любому алжирцу, «несущему ответственность за использование религии, приведшее к национальной трагедии /так на языке алжирского официоза названо внутриалжирское противостояние, жертвами которого стали около 200 тысяч алжирцев/, основывать политическую партию или участвовать в ее создании». Этот запрет распространяется также на лиц, «участвовавших в совершении террористических актов». Данные положения нового закона тут же были подвергнуты критике со стороны окопавшегося в Дохе исторического лидера ИФС Аббаса Мадани, усмотревшего в них «нарушения международных конвенций о гражданских и политических правах».
В настоящее время в Алжире ждут легализации порядка 15-ти политпартий. Новый закон дает МВД 60 дней на рассмотрение запроса политпартии на легализацию.
13 декабря Национальная ассамблея приняла еще один закон, который, согласно оппозиционным организациям, еще больше ограничил свободу таких ассоциаций и усилил всевластие госаппарата над гражданским обществом. За принятие текста нового закона проголосовали депутаты от ФНО, НДО, а также 33 независимых депутата. ДОМ высказалось против принятия такого закона, в то время как Партия трудящихся воздержалась.
20 декабря с очень смелым прогнозом относительно итогов предстоящих весной 2012г. парламентских выборов выступил генеральный секретарь партии Фронт национального освобождения /ФНО/, министр без портфеля Абдельазиз Бельхадем. Он предсказал победу на этих выборах своей партии, которая в настоящее время имеет 136 мест в алжирском парламенте из 389. Национал-консервативная ФНО вместе с либеральным Национальным демократическим объединением /НДО/ и исламистским Движением общества мира /ДОМ/ составляли до последнего времени правившую коалицию.
По оценке Бельхадема, вторыми по итогам выборов будут все исламистские партии вместе взятые с 35 – 40 процентов голосов. Он же утверждал, что в Алжире исламисты не смогут добиться победы на выборах, как это произошло в некоторых соседних странах. «Алжир пережил этот опыт в 1991 году, и история не повторяется. ИФС после этого был распущен и запрещен, его активисты в настоящее время рассеялись по другим партиям, включая ФНО, НДО и ДОМ», - заметил он на пресс-конференции.
Иной точки зрения на исход предстоящих выборов придерживается лидер ДОМ Бугуэрра Солтани. Он уже неоднократно утверждал, что на них победит его партия.
Точная дата парламентских выборов пока не определена. Алжирские власти уже объявили, что для обеспечения прозрачности голосования они пригласят на выборы международных наблюдателей от Лиги арабских государств, Африканского союза, Организации Исламская конференция, Евросоюза и ООН. Предыдущие парламентские выборы прошли в Алжире в мае 2007г.
21 декабря в Тифарити, находящемся на т. н. свободной территории сахарских провинций, завершился съезд базирующегося в Алжире и сепаратистского по отношению к Марокко Фронта ПОЛИСАРИО. По его итогам генеральный секретарь Фронта Мохаммед Абдельазиз получил 11-й по счету мандат главы этой организации. Он возглавляет Фронт ПОЛИСАРИО с 1976г., равно как является «президентом» т.н. Сахарской Арабской Демократической Республики. Алжир поддерживает Фронт ПОЛИСАРИО, что мешает установлению нормальных отношений между АНДР и Марокко, равно как развитию Союза арабского Магриба /САМ/, в который кроме этих двух стран входят Мавритания, Ливия и Тунис. Что касается Марокко, то новый премьер королевства Абдельилла Бенкиран утверждал 9 декабря, что «сближение с Алжиром поможет решить проблемы».
В декабре несколько важных новостей касались сектора добычи углеводородов. 6 декабря министр энергетики и шахт АНДР Юсеф Юсфи сообщил о намерении властей страны пересмотреть закон о добыче углеводородов с тем, чтобы заинтересовать иностранных инвесторов к вкладыванию средств в разведку на нефть и газ и таким образом добиться увеличения разведанных запасов углеводородов. По его словам, планируется, в частности, пересмотреть нормы налогообложения и условия заключения контрактов между алжирской государственной нефте- газодобывающей компаний СОНАТРАК и зарубежными партнерами.
В 2009г. Алжир ужесточил условия для иностранных инвесторов, ограничив долю их капитала в совместных предприятиях 49 процентами.
Уже 27 декабря в интервью газете «Аль-Ватан» Юсфи разъяснил, что после вступления нового закона в силу Алжир сохранит за собой контроль над запасами углеводородов.
29 декабря тот же Юсфи объявил, что в 2011г. первые месторождения нефти и газа были обнаружены в северных районах страны при том, что до сих пор основные районы добычи углеводородов находились на крайнем юге Алжира. В частности, речь идет о двух месторождениях нефти и двух месторождениях природного газа. Всего в стране за прошедший год было обнаружено порядка 20 месторождений углеводородов.
В целом, складывающаяся в АНДР ситуация не обещает на перспективу легкой жизни алжирским властям. В любом случае они вряд ли готовы делиться властью с исламистами. А значит, нельзя исключать возможности повторения в той или иной степени сценария начала 1992 года, когда военные полностью исключили ИФС из политической жизни страны.