Ссылка на оригинал
Голландские старики-разбойники
В последние годы в Голландии только и говорят, что о старении населения. Люди стали жить дольше! Это явление - несомненно, положительное и радостное - принесло с собой также массу социальных, экономических и общечеловеческих проблем. И одна из них неожиданная: старички вдруг расхулиганились! Всё чаще почтенные дамы и джентльмены вступают в противоречие с законом, их уличают в таких преступлениях как дебош, насилие, воровство, дорожные правонарушения. За последние десять лет число таких проступков, совершаемых голландцами старше 65 лет, увеличилось в два раза, а среди стариков за 80 - в четыре раза. Сейчас около шести с половиной тысяч пенсионеров состоят на учете полиции, к 2020 году их по прогнозам будет более восьми тысяч.
В тихом омуте…
На северо-западе Гааги расположен жилой комплекс для людей старше 55 лет. Селятся там обычно лишь после 60, а большинству проживающих перевалило за 70. Микрорайон представляет собой ряд пятиэтажных зданий, окруженных ветвистыми деревьями, клумбами и цветниками. Место тихое, спокойное и безопасное… Но это лишь на первый взгляд. Рассказывает комендант комплекса: “В последнее время наших уважаемых стариков всё чаще уличают в тех или иных правонарушениях, полицейские агенты стали у нас нередкими гостями. Например, прошлой ночью они доставили домой жильца, за которым раньше ничего не замечали: тихий, корректный, скромный. Оказалось, что он такой не всегда. В тот вечер засиделся в кафе, а когда подошло время закрытия, отказался уходить. Более того, накинулся с кулаками на хозяина, перебил посуду, в общем, расхулиганился в свои 83 как мальчишка. И подобных случаев немало. Одна старушка пыталась разбить стекло автомобиля соседки. Старик, в прошлом преподаватель литературы, забросал своего недруга яйцами. Чем вызваны такие взрывы? Причины могут быть самые неожиданные: слишком громко включенный телевизор, неправильно припаркованная машина, лай собаки. А то и вовсе пустяк: кто-то не так взглянул, забыл поздороваться, или наоборот - якобы шпионит и преследует. А ещё наши бабушки и дедушки стали мелкими ворами. Здесь по субботам разбивают небольшой рынок, вот они и повадились таскать товары с прилавков. Бывают провинности серьезнее: один жилец поджёг чужой гараж. А другой, находясь в пьяном состоянии за рулём, сбил велосипедистку – его сейчас судят. К счастью, пострадавшая отделалась лишь ссадинами и ушибами”.
Карать или жалеть?
Винсент Поланен, адвокат вышеупомянутого горе-водителя, считает, что его подзащитный, заслуживает снисхождение. “Нельзя не принять во внимание его личные обстоятельства. Несколько лет назад у него скончалась жена, с тех пор он и начал пить. С детьми близости нет, друзья и родственники болеют и умирают. К рюмке его толкнули одиночество и отчаяние. Тюрьма неизбежно сократит его годы и окончательно лишит радостей жизни. Полагаю, что вполне достаточно отнять у него право на вождение”.
Г-н Поланен убеждён, что для преступников старше 75 лет необходимо разработать отдельные правовые нормы. “Их нельзя судить наравне с молодыми. Возьмём, к примеру, старушку, стащившую в магазине упаковку сыра или коробку печенья. Не исключено, что она пошла на это из-за нехватки денег, ведь многие пенсионеры сталкиваются с финансовыми проблемами. Но скорей всего женщина подсознательно искала внимания, пыталась таким странным способом скрасить свое монотонное и унылое существование. Престарелые часто ощущают себя выброшенными из общества, никому не нужными, поэтому они особо уязвимы и реагируют на рядовые ситуации неадекватно и преувеличено. К тому же не забывайте, что уже после 70и могут проявляться признаки потери памяти, из-за чего люди теряют способность мыслить здраво и управлять своими эмоциями”.
Однако в высших юридических кругах к проблеме криминала среди пенсионеров подходят без сантиментов. Прокурор-генерал Харм Браувер: “Последние научные исследования показали, что возрастные изменения в мозгу отнюдь не приводят к агрессивному, неуправляемому и асоциальному поведению. Я, конечно, не имею в виду пациентов с болезнью Альцгеймера - их и вовсе не стали бы привлекать к суду. Речь идет о самостоятельных дееспособных гражданах. Они прекрасно знают, что воровать нельзя, что сквернословить нехорошо, а пускать в ход кулаки и наносить вред чужому имуществу и вовсе недопустимо. И всё же идут на это. Очевидно, переступая закон, они думают: ‘Ах, ведь я уже так стар… Если и поймают, то простят‘. Меня часто удивляет феноменальное безразличие престарелых преступников. Многие из них почти не раскаиваются и проявляют равнодушие к потерпевшим. Так, люди за 80, став виновниками дорожной аварии, в 65% случаях спешат покинуть место ДТП. Такое нельзя прощать. Тем не менее наши судьи обычно щадят стариков и чрезвычайно редко дают им реальный тюремный штраф”.
Тюрьма для престарелых
Летом 2007 на грузовом судне из Колумбии, пришвартовавшимся в роттердамском порту, обнаружили сверток с 40 кг кокаина. Опрос среди команды выявил заказчика: 78-летний житель города Гронинген Хендрик С. Подтянутый солидный мужчина никак не походил на преступника и к судебной ответственности привлекался впервые. Он признался, что контрабандой зелья хотел немного подзаработать. При этом старик вовсе не нищенствовал, а психологическая экспертиза признала его вменяемым и отдающим отчет в своих действиях. Максимальный срок за подобные преступления составляет в Нидерландах двенадцать лет, Хендрику С. дали пять. Три из них он отсидел в тюрьме города Зволле, затем его досрочно выпустили на свободу - по состоянию здоровья. До неволи он был вполне бодрым и крепким, в застенках же расхворался: повысилось давление, развился артроз. А отсидев два года, старик еще и упал во время прогулки, сломал обе ноги, потом долго лежал в больнице. После выписки пришлось ходить с палочкой. Врач, правда, предписал использовать роллатор: специальную тележку, позволяющую при ходьбе сохранять равновесие. Но из-за высоких тюремных порогов и узких коридоров этот совет на практике оказался неосуществимым. В итоге из-за боязни упасть г-н С. почти не выходил из своей камеры и отказывался принимать душ без посторонней помощи. В общем, слишком много хлопот приносил старик! Стали подыскивать для него другое исправительное заведение, но по всей стране подходящего не нашлось. Архитекторы при проектировании тюрем проявили явную халатность: не подумали, что туда когда-то загремят восьмидесятилетние... Теперь эту оплошность, очевидно, придется исправлять.
Рост криминала среди стариков – проблема нешуточная и трудно разрешимая. Ведь если молодых ещё можно учить, увещевать и воспитывать, то к тем, кому за 60, это уже неприменимо. Может, надо создавать больше клубов и объединений для пенсионеров, чтобы те не скучали? Не исключено, что позитивную роль сыграет недавно принятый закон о повышении пенсионного возраста. А возможно, лучше всего помогут тепло и внимание со стороны родных, социальных работников и волонтёров. Пусть старики почувствуют, что их любят, что о них беспокоятся, что общение с ними кому-то приятно и интересно. Может, тогда уменьшится вероятность, что они в пьяном виде сядут за руль. И не потянет их красть конфеты из супермаркета, и не захочется больше вымещать свое раздражение на соседях…
Юлия Могилевская Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|