В 1991 году после распада Советского Союза в центре Евразийского континента возникло пять молодых республик: Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан.
В отличие от балтийских и кавказских стран, которые решительно отстранились от Советского Союза, эти пять государств вышли из него, можно сказать, как выгнанные дети из дома. После присоединения к Царской России в 19 веке, Средняя Азия в течение долгого времени была отсталым сельскохозяйственным и скотоводческим регионом, где наблюдался высокий уровень неграмотности. Советский Союз поддерживал эти республики, выделял огромные финансовые средства, помогал в строительстве заводов и работе по ликвидации неграмотности. Несмотря на то, что отраслевая структура промышленности СССР оставила много негативных следов на экономических структурах центрально-азиатских стран, а русификация "оторвала" их от собственных культур и традиций, они все еще вспоминают те времена, когда были в составе Советского Союза.
Именно поэтому, после краха СССР страны Центральной Азии прошли непростой путь достижения независимости, столкнулись с большим количеством вызовов и трудностей, чем другие республики бывшего Советского Союза. Из-за отсутствия опыта создания современного государства, перед угрозой вмешательства Запада, они не смогли определить свой путь развития, поэтому в начальный период после обретения независимости государственные режимы стран Центральной Азии постоянно менялись, пока в середине 90-х не установились президентские формы правления. Отдельные государства подверглись новому политическому кризису, например, в Кыргызстане разразилась "цветная" революция. Говоря об экономике, распад СССР нанес прямой удар по странам Центральной Азии: оставшись без финансовой помощи центрального правительства СССР, прервав связи с другими республиками, центрально-азиатские государства стали самыми бедными на постсоветском пространстве. В области безопасности, страны долгое время пребывали в бесконтрольном состоянии. Террористические кампании в Афганистане, транснациональная преступность оказывали и оказывают все большее влияние на Центральную Азию. В таких условиях, эти страны вынуждены были обратиться к ведущим державам мира.
Однако за последние 20 лет произошли грандиозные изменения. Выдержав разные испытания, страны Центральной Азии получили исторические шансы укрепления независимости и суверенитета. В настоящее время в этих республиках установлены собственные государственные режимы и экономические структуры, независящие от внешнего мира.
В начале прошлого столетия в странах Центральной Азии местные жители часто говорили: "Наша Москва", сейчас такого уже не встретишь. Большинство простых людей признали и приняли независимость своей страны. Молодежь получает больше возможностей, чем раньше, а также не имеет никаких ограничений в связях с внешним миром.
Центрально-азиатские республики раньше располагались на отдаленных территориях бывшего Советского Союза. После достижения независимости чувство национальной гордости народов этих стран заметно усилилось. Так, Казахстан уже председательствовал в ОБСЕ, нейтральный Туркменистан стал "центрально-азиатской Швейцарией", не менее активную роль в регионе играет Узбекистан.
В январе следующего года будет отмечаться 20-летие установления дипотношений Китая со странами Центральной Азии. В период конфронтации между КНР и Советским Союзом, не было никаких связей между Китаем и центрально-азиатскими странами, сегодня Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая вместе с республиками Центральной Азии открыли 14 торговых портов, двусторонние товарообороты превышают установленные цели. Несмотря на наличие нестабильных факторов в этих государствах, будучи главными торговыми партнерами Китая на историческом Шелковом пути, они возлагают большие надежды на строительство нового Шелкового пути с КНР.
Автор: Сунь Чжуанчжи, научный сотрудник исследовательского центра ШОС Академии общественных наук Китая
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 8
комментария 1863
Рейтинг поста:
Самое печальное - то , что в этих странах действуют сотни, а может и тысячи всевозможных западных фондов, фондиков, НПО и пр. и единицы российских. Потому то и забыли про "нашу Москву". Россия добровольно ушла из ЦА и ничего , кроме деклараций не делает для своего настоящего возврашения туда, на другом, более качественном и высоком уровне. Это громадный минус внешней политики России и сейчас, когда в этих странах подрастает , а кое где уже и выросла, прозападно настроенная элита и прослойка молодых спецов, получивших образование на Западе, России будет в сто раз труднее восстанавливать свои позиции. Среди этих людей особенно много противников Таможенного Союза и ЕврАзЭС, т.к. они хотят видеть совсем другие союзы. Их мышление во многом уже переформатировано и направлено в русло западного общества потребления. Для многих из них Родина там , где больше платят. Впрочем, это относится и к тем российским молодым людям, которые оканчивают западные образовательные учреждения. Поэтому удивляет , когда российские госчиновники отправляют своих детей на учебу за границу. Кого они готовят для страны?
И еще.. Неужели так сложно принять очевидное для всех решение - для Казахстана отменить обязательную регистрацию простых граждан, как это сделали для трудовых мигрантов, коих мизер, хотя бы на 30 - 45 дней, по примеру Украины. Об этом говорилось еще со времен президенства Путина, но ничего не сделано.